Урок русского языка по теме "Глагол"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • дать представление о глаголе как части речи;
  • учить находить глаголы в тексте и ставить к ним вопросы
  • обогатить словарный запас учащихся;
  • развивать устную и письменную речь;
  • развивать интерес к родному языку;
  • использовать субъектный опыт учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование урока:

План урока:

  • Организационный момент
  • Актуализация знаний
  • Чистописание
  • Подготовительный этап к введению понятия “глагол”
  • Введение понятия “глагол”
  • Физминутка
  • Первичное закрепление полученных знаний
  • Подведение итогов урока

Литература:

    http://ru.wikipedia.ru
    http://www.naturalist.ru
    http://www.fotki.yandex.ru
    http://www.artgif.ru

1. Организационный момент

– Приветствие. Запись числа.

2. Актуализация знаний

– Ребята, а вы любите путешествовать? Я предлагаю вам отправиться в путешествие. Наше путешествие мы проведём в лесу.
– Посмотрите на план нашего путешествия. (Слайд1)
– Вы согласны с планом урока? Отправляемся.

(Картинка леса, чтение учителем отрывка о лесах.) (Слайд 2)

– Ребята, а какую роль для человека играет лес? Молодцы, ребята, вы много знаете о лесе.
– Леса, состоящие из огромного числа разных растений, очищают воздух и делают его пригодным для дыхания
– Ребята, на нашем пути табличка. На ней написаны слова, прочитайте их. (Слайд 3)

Какая орфограмма спряталась в этих словах? (жи-ши)

Какое правило необходимо помнить, чтобы правильно писать слова с этой орфограммой?

3. Чистописание

– Сегодня на минутке чистописания будем писать букву и

Ии ии жи ши им ил ив ит и И и И

4. Подготовительный этап к введению понятия “ глагол”

– Что обозначают слова в табличке ? (Признак предмета.) На какие вопросы отвечают? Как называются такие слова?
– Как вы думаете, а какой предмет описывают эти слова? (Ель)

Правильно, ребята, это ель. (Слайд 4)

– А кто из вас знает, ель это какое дерево? (хвойное). А какие ещё хвойные деревья вы знаете? (Слайд 5)
– Ребята, посмотрите, а кто это около нашей ели? (Слайд 6)

Запишем предложение о вороне. В предложении пропущены буквы. Ваша задача: списать предложение, вставить пропущенные буквы. (Слайд 7)

С в_рхушки ели к к_рмушке спустилась в_рона.

– Знание каких орфограмм нам понадобились, чтобы правильно заполнить пропуски? Выполняем самостоятельную проверку предложения. (Слайд 8)

– У кого получилось написать предложение без ошибок?
– А каких ещё лесных птиц вы знаете? (Слайд 9)

5. Введение понятия “ глагол”

– Вернёмся к написанному предложению.
– О ком говорится в предложении? Задайте вопрос к слову ворона. Что обозначает это слово? Как называются слова, которые обозначают предмет?

Что сделала ворона? (Спустилась.)

– То есть совершила определённое действие. Слова, которые обозначают действие предмета, называют глаголами. (Слайд 10)

Какие ещё действия может совершить ворона?

Какой вопрос можем задать к словам-действиям предмета? (Слайд 11)

– Запишем памятку в рабочую тетрадь.

Вы уже догадались, как называется тема нашего урока?

Сегодня на уроке мы будем работать над словами, которые обозначают действие предмета; будем учиться ставить вопросы к таким словам.

Ребята, а какое дерево растёт рядом с елью? (Слайд 12)

– Берёза, это какое дерево? (Лиственное.)
– А какие ещё лиственные деревья вы знаете? (Слайд 13)
– Лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья, называется смешанным.
– Ребята, посмотрите кто пришёл к берёзе? Что сделали ежи? Что обозначает слово пришли? (Действие предмета.) Как называется слово, если оно обозначает действие предмета? На какой вопрос отвечает слово пришли?

Какие ещё действия может совершать ёж?

– А каких ещё животных можно встретить в лесу? (Слайд 14)

6. Физминутка

– Пришло время немножко отдохнуть.

Стоя, выпрямили спинки
И следите все за мной.
Покачали головой.
Руку правую подняли,
Ею дружно помахали.
Две руки теперь скрепили,
А теперь разъединили.

7. Первичное закрепление полученных знаний.

а) Предлагаю ещё немножко продлить наш отдых и поиграть в игру. Я буду читать вам предложения о лесных животных, а вы найдите в них слова – действия предметов – глаголы.

  1. Среди зелени мелькнул хвостик белки.
  2. По тропке цепочкой протянулись следы лисицы.

б) Посмотрите на картинку, а какие растения растут около берёзы? Какое действие могут выполнять растения? Какие ещё растения растут в лесах? (Слайд 16)

На каком цветке сидит бабочка? Какое действие совершает бабочка?

Составьте предложение о бабочке. Запишем одно предложение в тетрадь. Найдите в предложении глагол. Какой вопрос можем поставить к глаголу? К какой группе животных относится бабочка? Какие ещё насекомые живут в лесу? (Слайд 17)

в) Сегодня на уроке мы узнали много нового и интересного; вспомнили то, что знаем о лесе, его обитателях. Давайте посмотрим на нашу памятку и вспомним, о каких словах мы говорили на уроке?

г) В конце нашего путешествия я приготовила вам интересные задания, связанные с лесом. Выберите карточку, с которой бы хотели поработать. В конце урока я соберу карточки, проверю и на следующем уроке подведём итоги нашей работы