Утренняя гимнастика – процесс творческий

Разделы: Работа с дошкольниками


Современная жизнь ставит перед нами много проблем, среди которых актуальной является проблема сохранения здоровья. Особо остро эта проблема стоит в образовательной области, поскольку лишь здоровые дети в состоянии усваивать полученные знания должным образом. Большая умственная нагрузка ведёт к уменьшению двигательной активности. А это способствует утрате потенциальных источников развития ребёнка, росту детской заболеваемости.

Поэтому наша цель помочь ребёнку гармонично развиваться, расти крепким и здоровым с помощью различных здоровьесберегающих технологий. Одно из которых является утренняя гимнастика.

“Утренняя гимнастика – процесс творческий”

Утренняя гимнастика является важнейшей составляющей в развитии двигательной деятельности и в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Почему часто вместо фразы “утренняя гимнастика” мы употребляем слово “зарядка”? Зарядка положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день. Вот ответ на этот вопрос. Наша цель разбудить детский организм от сна, повысить умственную и физическую работоспособность, улучшить настроение и подготовить организм к нагрузкам предстоящего дня.

Утренняя гимнастика, на мой взгляд, процесс творческий. Игровые ситуации, игровые образы помогают формировать двигательное воображение, а это значит, что каждый раз движения строятся заново, становятся живыми, выразительными. Эмоциональное воздействие оказывает и “озвучивание движений”, будь то: звуки, произносимые самими детьми, ударного инструмента (бубен), музыкальное сопровождение.

Содержание и формы проведения утренней гимнастики могут быть разнообразными. Это и традиционные, и сюжетные, и построенные на основе подвижных игр и основных движений, с элементами самомассажа , и т.д. Но при этом не нужно забывать о том, чтобы были задействованы все группы мышц, а упражнения были детям знакомы.

Ну и наконец, мы с вами, уважаемые коллеги, не должны забывать о своём эмоциональном тоне, настрое, ведь это всё передаётся детям.

Предлагаю несколько вариантов комплексов утренних гимнастик. Я осознанно не указала нагрузку и время выполнения тех или иных упражнений, т.к. для каждого возраста оно своё, а эти комплексы можно использовать в разной возрастной группе детского сада.

Комплекс утренней гимнастики № 1.

  1. Ходьба в колонне по одному.
    Ходьба на носках “Мы большие”.
    Ходьба на пятках.
    Игровое упражнение “Великаны – карлики”.
    Бег друг за другом с поворотом в обратную сторону.
    Упражнение на восстановление дыхания “Шары”.
  2. Построение по кругу.
    1). “Просыпаемся” – похлопывание рук от кистей вверх, ног – от стоп до ягодиц.
    2). “Хлопаем в ладоши” – хлопки над головой.
    И. п.: ноги узенькой дорожкой, руки внизу вдоль туловища.
    3). “Посмотрим влево, вправо” – повороты в стороны.
    И.п.: ноги широкой дорожкой, руки на поясе.
    4). “Маленькие – большие ножки” – сгибание, разгибание ног.
    И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади.
    5). “Жучки” – барахтанье ногами, руками.
    И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища.
    6). “Брёвнышко” – повороты со спины на живот в разные стороны.
    7). “Пловцы” –имитация плавательных движений.
    И.п.: лёжа на животе, руки под головой.
    8) Ходьба на месте с остановкой “Цапля”, на правой, левой ноге.
  3. Спокойная ходьба с заданиями для рук.

Комплекс утренней гимнастики № 2.

  1. Ходьба в колонне по одному. Игр. упр. “Большие – маленькие ножки”.
    Коррекционная ходьба в чередовании с обычной.
    Бег обычный с заданием “Поворот”. Упр. на восстановление дыхания.
  2. Ходьба по кругу.
    – Руки в стороны, руки вверх.
    – Приставной шаг “Ножка догоняет ножку” лицом в круг, из круга.
    – Ходьба с наклонами к правой, левой ноге, руки поднимая вверх.
    Ползание на низких четвереньках “Добрые, сердитые котята”.
    Ползание на высоких четвереньках “Пауки”.
    Ползание на четвереньках спиной к полу “Раки”, ножками вперёд.
    Ползание на ягодицах вперёд “Поезд”, руки согнуты в локтях.
    Прыжки на двух ногах друг за другом “Лягушки” в чередовании с ходьбой, упражнением для восстановления дыхания.
  3. Спокойная ходьба с остановкой “Петушок”.

Комплекс утренней гимнастики № 3 “Цирк”.

  1. Ходьба в колонне по одному. “Выступление артистов цирка. На арену приглашаются “Мышки” (коррекционная ходьба на носочках), “Медведи” (ходьба на внешней стороне стопы).
    Бег обычный в чередовании с бегом с высоким подниманием колен – выступление “Лошадок”.
  2. “Великаны – карлики” – ходьба широким, мелким шагом.
  3. “Силачи” – ходьба по кругу, сгибание, разгибание рук, сжатых в кулак.
  4. “Гимнасты” – ходьба по кругу, поднимая руки в стороны, вверх.
  5. “Паучки” – ходьба на высоких четвереньках.
  6. “Котята добрые – сердитые” – ходьба на низких четвереньках, голова поднята вверх – вниз.
  7. “Раки – забияки” – ходьба на четвереньках, спиной к полу.
  8. “Велосипедисты” – лёжа на спине, круговые движения ногами.
  9. “Лягушки” – лёжа на животе, ноги взяв руками, покачивание вперёд-назад.
  10. “Обезьяны” – прыжки на двух ногах, продвигаясь по кругу, в чередовании с остановкой:
  11. “Цапля” – стоя, на одной ноге.
  12. Спокойная ходьба по кругу. “Артисты выходят на поклон”.

Комплекс утренней гимнастики № 4 с элементами самомассажа.

  1. Ходьба обычная в чередовании с бегом.
  2. Построение или в кругу, или в колоннах. Стоя, ноги узкой дорожкой, руки опущены вниз. Встряхивание кистями рук, затем встряхивание рук от локтей, затем встряхивание рук от плеч – “Встряхиваем водичку с рук”.
  3. И.п. то же. Стоя на одной ноге, встряхивание другой, от стопы, колена, бедра.
  4. “Расхлопушки”. Стоя, ноги на ширине плеч, одна рука вытянута вперёд, другая мелкими похлопываниями, начиная от кисти руки продвигается вверх к плечевому суставу.
  5. “Рахлопушки” ног. Мелкими похлопываниями, начиная от стоп, продвигаясь вверх, к ягодицам обеими руками.
  6. “Барабан” –похлопывание живота вокруг пупка по часовой стрелке.
  7. Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны в сторону, рука поднята над головой.
  8. Сидя на полу, ноги вытянуты вперёд, руки согнуты в локтях. Продвижение на ягодицах вперёд – назад.
  9. Лёжа на спине, руки вытянуты над головой. Переворачивание “брёвнышками” в одну, в другую сторону.
  10. Ходьба по кругу. Стоя в кругу, лёгкое похлопывание спины впереди стоящего.
  11. Ходьба с остановкой – “Цапля”, “Лягушка”.

Комплекс утренней гимнастики с элементами самостоятельной деятельности детей № 5.

  1. Обычная ходьба в чередовании разными видами бега: с высоким подниманием колен, с захлёстом голени назад. Коррекционная ходьба.
  2. Игра малой подвижности “Ровным кругом” (общеразвивающие упражнения).
    “Ровным кругом друг за другом
    Мы идём за шагом шаг.
    Стой на месте, дружно вместе
    Сделаем вот так…”
    Выбирается ведущий, который показывает 2–3 упражнения, дети за ним повторяют. Новый ведущий старается не повторяться.
  3. Спокойная ходьба по кругу с упражнениями на развитие равновесия.

Комплекс утренней гимнастики № 6, составленный на основе подвижных игр.

  1. Игра м. п. “Как у дядюшки Трифона…”
  2. Игра с бегом “Автомобили”.
  3. Игра с мячом “Мяч по кругу”.
  4. Игра с прыжками “Бездомный заяц”.
  5. Игра с ползанием и лазаньем “Котята и щенята”.
  6. Игра м. п. “Раздувайся, пузырь”.

Комплекс утренней гимнастики № 7 в парах.

  1. Ходьба парами по кругу. Бег парами на носочках, обычный бег.
  2. И.п: стоя, друг против друга, взявшись за руки. Руки поднять вверх, встать на носочки.
  3. И.п: то же. Один ребёнок приседает, другой держит его.
  4. И.п: сидя, касаясь ногами друг друга, ноги прямые, взявшись за руки. Поочерёдно тянуть на себя другого (тот, кто тянет, отклоняется назад, другой наклоняется вперёд, к ногам).
  5. И.п: то же, руками опереться о пол сзади. Двигаться вперёд, сгибая ноги, таз скользит по полу, руки согнуты в локтях, другой двигается назад.
  6. И.п: лёжа на спине, ноги согнуты в коленях. “Велосипед”
  7. И п: лёжа на животе, лицом друг к другу. Поднять обе руки и помахать друг другу.
  8. И.п: то же , руки согнуты в локтях, ладони на полу у груди. Поднять плечи и голову, взяться за руки.
  9. И.п: стоя на коленях, лицом друг к другу. “Ласковые – сердитые котята”.
  10. И.п: стоя, прижавшись друг к другу спиной, руки сцеплены в локтях, ноги слегка расставлены. Медленно присесть и встать, плотно прижавшись спинами.

Спокойная ходьба парами по кругу, с остановкой “Петушки”.