Урок химии "Непредельные углеводороды. Алкины". 10-й класс

Разделы: Химия

Класс: 10


Форма урока: Применение технологии ТИГО (индивидуально – групповое обучение)

Тип урока: Комбинированный.

Карта – инструкция 1 для индивидуальной работы по теме “Алкины”.

Часть I. Цель: При изучении данной темы вам предстоит познакомиться с характеристикой углеводородов, относящихся к классу алкинов, составить обобщающую таблицу, содержащую краткую характеристику этих соединений, сравнить их с соединениями, относящихся к классу алканов.

Часть II. Цель:При изучении вы должны усвоить содержание понятий алкинов, sp-гибридизации, п-связи, реакций присоединения, гидрирования и дегидрирования, гидротации и дегидротации, гидрогалогенирования и дегидрогалогенирования, галогенирования, правила номенклатуры непредельных углеводородов, знать общую формулу алкинов, виды изомерии, запомнить длину тройной связи.

Часть III. Цель:Вы должны уметь находить различия в строении, свойствах, способах получения алкинов и алканов, уравнениями реакций подтверждать химические свойства и способы получения алкинов, характеризовать любое вещество из гомологического ряда алкинов.

После изучения учебного материала §13 ответьте на вопросы и выполните задания.

  1. Какие органические соединения можно отнести к классу алкинов?
  2. Каково строение алкинов? Укажите тип гибридизации атомов углерода в молекулах алкинов, длину связи, вид химической свяхи между ними.
  3. Чем отличаются алкины от алканов?
  4. Какие химические свойства характерны для алкинов? Ответ проиллюстрируйте уравнениями реакций.
  5. Дайте характеристику реакции Кучерова. Напишите уравнение реакции. Как называются исходное вещество и продукт реакции?
  6. Какие способы получения алкинов известны? Ответ проиллюстрируйте уравнениями реакции.
  7. Какие виды изомерии характерны для алкинов? Ответ подтвердите примерами. Назовите изомеры.
  8. Выполните упражнение № 2 в конце §13.

Часть IV. Конспектируйте учебный материал. По ходу записывайте непонятные вопросы, части темы, которые вызывают у вас затруднения. После завершения работы по карте-инструкции №1 приступайте к работе в группе по карте-инстукции №2

Карта-инструкция 2. работы в группе по теме “Алкины”.

Часть I.

  1. Задайте друг другу вопросы, которые вызвали у вас затруднения при работе по карте-инструкции № 1. Попытайтесь в ходе совместной работы ответить на них.
  2. Сверьте правильность выполнения заданий, упражнений. При необходимости обращайтесь за консультацией к учителю.

Часть II.

1.Выполните дополнительные задания, задачи усложненного и стандартного уровня (для закрепления знаний, умений).

– Выберите из предложенного перечня формулы веществ, относящихся к классу алкинов, назовите их: СН4, С4Н6, С5Н10, С8Н18, С5Н8, СО, С2Н2, С3Н8, С7Н14.
– Сравните реакции гидрирования и галогенирования на примере пропина (приведите уравнения реакций).
– Рассмотрите механизм реакции галогенирования на примере бромирования бутина-2.
– Рассмотрите механизм реакции гидрогалогенирования пропина и бутина -2.
– Рассмотрите механизм реакции тримеризации ацетилена.

2. В ходе совместной работы составьте схему “Виды изомерии алкинов”.

3. Заполните таблицу № 1. Сравнение алкинов и алканов.

Признаки сравнения Алкины Алканы
Строение    
Тип гибридизации атомов углерода    
Валентный угол    
Длина связи между атомами углерода    
Изомерия углеродного скелета    
Изомерия положения кратных связей    
Межклассовая изомерия    
Реакции присоединения: гидрирования гидрогалогенированя галогенирования гидротации реакция замещения реакция горения. окисления    

4. Составьте таблицу № 2. Способы получения алкинов.

Название способа получения. Уравнения реакций, иллюстрирующей данный способ получения алкинов.
1.  
2.  
3.  

5. Обсудите совместно и ответьте на вопросы:

  1. Чем обусловлены свойства алкинов?
  2. Почему для алкинов более характерны реакции присоединения, а не замещения?

6. Совместно дайте полную характеристику следующих соединений: С4Н8, С3Н4.

7. Заполните лист учета результатов деятельности учащихся в группе по теме “Алкины”

Фамилия, имя учащегося № задания Освоил (понял), выполнил все задания Не освоил. Не понял, выполнил не все задания Оценка деятельности группы
1.   1.
2.
3.
4.
5.
6.
     

Тест для проверки усвоения темы “Алкины”.

Алкины – химические соединения, которые отвечают общей формуле
а) СnН2n+2
б) СnH2n
в) CnH2n-2

2. Алкины – химические соединения, в молекулах которых
а) одна двойная связь
б) одна тройная связь
в) две двойные связи

3. К каким классам органических соединений относятся следующие вещества:
а) бутин-1, б) пентин-2. в) гексан, г) метан, д) пропен.

4. Как определить по структурной формуле, что данное соединение относится к классу алкинов по:
а) числу атомов водорода
б) числу атомов углерода
в) наличию тройной связи
г)наличию двойной связи
д) наличию двух двойных связей

5. Реакцией гидрирования называют реакцию
а) присоединения галогена
б) присоединения водорода
в) присоединения воды
г) замещение водорода на галоген

6. Какие основные два способа ацетилена. Напишите уравнения реакций.