Экологический проект "Маленькая страна чудес"

Разделы: Работа с дошкольниками


Тип: педагогический.

Участники проекта: сотрудники ДОУ, дети и  родители.

Срок реализации: февраль-сентябрь 2009 г.

Основание для разработки. Проблема:

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования экологических представлений – это непосредственное наблюдение детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детских садов, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания.
Детский сад под названием «Маленькая страна» начал функционировать в феврале 2009 года. Это один из красивейших и современных учреждений, где созданы все необходимые условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста. Но территория детского сада еще пока не обжитая, как и весь строящийся микрорайон. Наш коллектив решил, что детский сад должен быть оазисом этого района.
Мы считаем, что для решения данной проблемы необходимо создание комфортной ландшафтной зоны  и экологической тропы на территории детского сада, озеленение групповых участков.

Цель проекта: благоустройство и озеленение территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников.

Задачи:

  • создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ;
  • формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;
  • содействие сотрудничеству детей и взрослых. Привлечь родителей для создания комфортной ландшафтной зоны.
  • осуществление трудового воспитания детей в процессе ухода за зеленными насаждениями;
  • пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры населения.

Рабочий план по реализации проекта


п/п

Наименование мероприятия

Исполнитель

Сроки реализации

1. Подготовительный этап
1.1 Изучение материала по истории и стилям ландшафтного дизайна, парков мира.  Сбор и анализ информации по данной теме.

 

Заведующая ДОУ
Ибрагимова А.З. – руководитель проекта;
Ст. воспитатель  
Костылева С.В.
Февраль
1.2 Общее собрание коллектива:
– определение цели и задач проекта;
– создание творческой группы
Заведующая ДОУ
Ибрагимова А.З.  – руководитель проекта;
Ст. воспитатель
Костылева С.В.
Февраль
1.3 Разработка проекта заведующая ДОУ
Ибрагимова А.З. – руководитель проекта;
Ст. воспитатель Костылева С.В.
Февраль
1.4 Изучение особенностей территории ДОУ Творческая группа Февраль
1.5 Разработка  плана озеленения территории детского сада:
– создание эскизов генерального плана
– разработка макета ландшафта территории
– светорасположение зоны озеленения.
–  цветовой фон зоны озеленения.
– подбор растений для  альпийской горки и цветников, деревьев и кустарников.
Творческая группа Февраль
1.6 Приобретение необходимого материала и оборудования для реализации проекта Зам. заведующей по хозяйственной части
Ханнанова М.А
Март
2. Деятельностный этап
2.1 Посадка семян на рассаду Григорьева Х.Н. Февраль
2.2 Завоз земли плодородной, щебенки мелкой, декоративного камня, предпосевная обработка почвы Зам. заведующей по хозяйственной части Апрель
2.3 Разбивка участков, цветников, подготовка почвы. Сотрудники ДОУ Апрель
2.4 Закупка саженцев, рассады Зам. заведующей по хозяйственной части
Ханнанова М.А.
Апрель-май
2.5 Акция «Посади свое дерево».
Посадка саженцев плодово-ягодных культур, хвойных и лиственных деревьев, декоративных кустарников.
Воспитатели, родители Апрель-май
2.6 Посев травы Воспитатели, родители Апрель-май
2.7 Акция «Посади свой цветок».
Посадка многолетних растений
Воспитатели, родители Апрель-май
2.8 Устройство фитодорожки, посадка лекарственных трав Воспитатели, родители,
дети
Апрель-май
2.9 Посадка овощных культур на огороде Воспитатели,
дети
Май
2.10 Высаживание рассады однолетних цветов Воспитатели,
дети
Май-июнь
2.11 Составление плана работы на экологической тропе Ст. воспитатель Костылева С.В. Май
2.12 Изготовление табличек-указателей с названиями растений. Творческая группа Июнь
2.13 Работа на экологической тропе  (по плану) Ст. воспитатель
КостылеваС.В.,
педагоги ДОУ
Постоянно
2.14 Экологические праздники:
«Мы не разрушим этот мир»,
«Что мы знаем о природе и ее охране»,
«День цветов»,
«В гости к Лесовичку»
педагоги ДОУ Май-август
2.15 Акция «Трудовой десант»:
– прореживание всходов,
– удаление сорняков,
– внесение удобрений,
–  поливка,
– подкормка,
– защита от вредителей и болезней
– стрижка травы и цветочного массива.
Сотрудники ДОУ, родители Июнь-сентябрь
2.16 Уход за огородом и цветниками Воспитатели, дети Постоянно
2.17 Опытно-экспериментальная деятельность Воспитатели групп Постоянно
2.18 Ведение дневника наблюдений. Фиксация результатов  детьми в уголках природы Воспитатели групп В течение всего проекта
2.19 Экскурсии по экологической тропе. Воспитатели групп В течение всего проекта
2.20 Занятия с детьми Воспитатели групп  
3. Заключительный этап
3.1 Итоговая презентация «Маленькая страна чудес»:
– на сайтах
– в средствах массовой информации
– участие в конкурсах
Творческая группа Сентябрь
3.2 Обобщение положительного опыта.
Представление результатов работы в МУ «Управление дошкольного образования Альметьевского муниципального района» и на заседании методического объединения  города Альметьевск.
Ст. воспитатель
Костылева С.В.
Сентябрь

Ожидаемые результаты:

  • Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
  • Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по теме проекта;
  • Участие 80% сотрудников ДОУ в работе по созданию ландшафтного дизайна ДОУ и нравственного воспитания детей:
  • Привлечение к благоустройству и озеленению территории 50% родителей.
  • Создание «Цветущего оазиса»  в новом строящемся микрорайоне города:

Количественные показатели:

1. Посадка:

–  хвойные деревья – 66
–  лиственные деревья – 20
– декоративные кустарники – 10
– плодово-ягодные кустарники – 15
– однолетние цветы – 31
– многолетние цветы – 42
– лесные и лекарственные  цветы – 38

2. Разбивка:

– клумбы и цветники – 9 («Розарий», «Цветочный блюз», «Птица счастья»,  «Лалэ», «Миксбордер», «Росинка», «Голубь мира», «Тихая гавань», «Кантанта»)
– альпийская горка – 1
– фитодорожка – 1
– огород  «Во саду ли, в огороде» – 1
–  уголок поля – 1
– уголок леса –1
– фруктово-ягодный сад – 1

3. Малые архитектурные формы: 5  («Чудо – мельница», «Журавлиная песня»,  «Цветочные корзинки», «Китайская стена», «В гостях у Лесовичка»)

Качественные показатели:

В результате  реализации проекта на территории детского сада будет создана благоприятная эколого-развивающая среда, где ребенок будет проводить все свое время в летний период.

Эколого-развивающая среда будет выполнять ряд функций:

Эстетическая

Будут созданы условия для формирования у ребенка чувства прекрасного. Эстетика оформления, продуманный дизайн – основа для развития эстетического восприятия, вкуса.
Как говорил К.Д. Ушинский: «Прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».

Информационная

Оформленная территория детского сада будет способствовать уточнению и закреплению знаний у детей, полученных на теоретических занятиях,  наблюдениях (например, знаний о лекарственных растениях, строении растений, деревьев).

Развлекательная

Обеспечение пространства игровым материалом, так как игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста.

Дальнейшее развитие проекта:

Созданная на территории ДОУ экологически благоприятная среда позволит в дальнейшем эффективнее осуществлять работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Окультуренная ландшафтная зона и озеленение прогулочных участков будут пополняться и обновляться игровым и спортивным оборудованием. Мечтаем о плескательнице для детей. Чтобы в жаркие дни малыши могли поплескаться в прохладной водичке. Полюбоваться небольшим фонтанчиком, который бы разбрызгивал приятные капельки на визжавшую от восторга малышню. Планируется по всей территории детского сада расставить забавные садовые аксессуары, фигурки животных, птиц. В наших планах создать зеленый густой газон на каждом игровом участке, чтобы дети радовались возможности побегать босиком по мягкой траве. Чтобы росли на нашей территории красивые деревья, цветущие кусты, планируется  посадить декоративные деревья: туя,  можжевельник, ель гнездовитая, кипарисовик, лианы: клематис, плетистые:  роза, жимолость,  виноград. Чтобы рассада  росла не на подоконнике групповой комнаты, а в нормальных условиях – необходима теплица. 

Планируем оформить  цветочные композиции, посвященные 65-летию Великой Победы, с изображением эмблемы «Год Учителя – 2010» и 60-летию добычи нефти, создание «Аллеи Славы». 
Продолжать ежегодно  принимать участие в городском конкурсе «Эколидер», Республиканском конкурсе «Человек и природа».
Активно  взаимодействовать с департаментом экологии, СМС-9, школой № 24, вести  пропаганду среди населения по охране окружающей среды  (акции «Елочка – зеленая иголочка», «Берегите птиц!», «Не рвите первоцветы» и т.д.), что поднимет статус дошкольных учреждений среди населения, создаст поистине зеленый уголок родного города.
Наш творческий  женский коллектив сделает все, что в его хрупких силах, чтобы сохранить  созданную красоту и подарить его детям.

Приложение 1