Кровь - это жизнь. Состав и функции крови. 8-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Цель: формирование понятия о крови и ее составе, функциях.

Задачи:

  • Дидактические: раскрыть особенности строения клеток крови в связи с их функциями; роль свертывания в предохранении организма от потери крови.
  • Развивающие: продолжить формирование умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы об особенностях строения клеток крови; отрабатывать навыки работы с тестовыми заданиями; формировать навыки публичного выступления по заранее подготовленной теме, навыки использования мультимедийного оборудования, интерактивной доски.
  • Воспитательные: воспитывать культуру речи; бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, видеофрагменты; таблицы: "Состав крови"; кровь в пробирке, дидактический материал; микроскопы, микропрепораты, пластилин, картон для уроков труда.

Планируемые результаты: учащиеся узнают особенности строения клеток крови, осознают значимость крови.

План

1. Актуализация знаний.

2. Изучение нового материала.

А/ Плазма - жидкая часть крови, ее состав.

Б/ Клетки крови, их строение и функции.

В/ Заболевания, связанные с нарушениями состава крови.

3. Закрепление изученного материала.

4. Итог урока.

Тип урока: комбинированный,

Знать: особенности строения клеток крови в связи с их функциями; основные понятия урока: плазма, эритроцит, гемоглобин, оксигемоглобин, лейкоцит, лимфоцит, фагоцит, макрофаги, антигены, антитела, тромбоциты, фибриноген, фибрин.

Уметь: самостоятельно подготовить сообщение по теме, используя дополнительный материал; работать с учебником и в лабораторных листах; объяснять функции клеток крови и их сущность

Методы:

  • Объяснительно-иллюстративные: организация повторения изученного материала, рассказ, рассказ с использованием демонстрации таблиц и элементами беседы, беседа с элементами рассказа.
  • Проблемные: частично-поисковый, эвристическая беседа.

Технологии: традиционная, элементы проблемной, развивающей технологии, элементы информационно-коммуникационной технологии.

Презентация

Ход урока

Оргмомент

Проверяем: "Все ли приготовлено к уроку?" Настрой на последующую работу.

Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Прошу садитесь!

В начале нашего урока мне хотелось бы вспомнить о зарождении жизни на Земле. Вспомните , то , что первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Скажите пожалуйста в какой же среде теперь существуют клетки?

/Ученик: жидкая внутренняя среда./

Учитель:

- Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?

Чтобы правильно ответить на данный вопрос я предлагаю вам открыть конверты , и из нужных вам карточек на своей парте составить схему "Состав внутренней среды", а ученик сделает это на доске.

Учитель. Правильно выполнил задание, сравните свои результаты. Ребята рассматривая компоненты внутренней среды , что мы можем сказать о лимфе?

Ученик: Лимфа - это компонент внутренней среды, она перемещается по лимфотическим сосудам и лимфотическим капиллярам , которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфотические сосуды образуют 1 лимфотический проток ,через который лимфа попадает в кровь

Учитель: А что мы можем рассказать о другом компоненте внутренней среды - тканевой жидкости?

Ученик : Тканевой жидкости около 26% от массы тела. Именно в ней находятся все клетки. Она состоит из 95% воды, еще в ее состав входят: минеральные соли, белки и др. органические вещества, а также кислород и углекислый газ. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада , которые поступают потом обратно в кровь и ею уносятся..

Учитель: А можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной? /Дети - ДА!!!/

Учитель: Как по другому мы называем постоянство внутренней среды?

/Дети: Гомеостаз!!!/

Учитель: Какие параметры гомеостаза или мы их еще называли биологические константы вы знаете?

/Дети: температура тела, артериальное давление, состав крови, пульс и т.д./

Учитель: Молодцы!!!

Ребята ,а вы знаете, что с развитием науки человеческий разум все глубже проникает в тайны внутренней жидкой среды организма.

Сегодня наше занятие посвящено удивительной жидкости, самой главной из компонентов внутренней среды, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы , ее приносили в жертву богам. Название этой чудесной жидкости - кровь. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.

/ Фильм / "КРОВЬ - что это?" /Приложение 3 [на сайте не размещено]/

На протяжении всего занятия мы постараемся ответить на этот вопрос . И вы сами попробуете сформулировать тему нашего урока!

С развитием науки человечество все глубже проникает во многие тайны крови. Исследуя кровь ученые, врачи, исследователи познают ее свойства , функции , строение.

И сегодня я предлагаю вам представить, что наш класс - это большая лаборатория , а мы на мгновение станем учеными -исследователями, поэтому мы с вами одели белые халаты, как положено в настоящей лаборатории.

Но чтобы приступить к исследованиям практическим нужно познакомится с теорией, тем более, что некоторые познания у нас уже имеются.

Что, же мы знаем об этой удивительной жидкости красного цвета, которую часто называют "носительницей жизни"?

/Далее следует краткое сообщение ученик. /

Ученик : Кровь - это вид соединительной ткани, межклеточное вещество которой жидкое. Кровь является одной из важнейших жидкостей в организме, так как выполняет разнообразные функции:

  • Дыхательную Питательную Выделительную Терморегуляторную
  • Гуморальную Поддерживает гомеостаз, т.е постоянство состава внутренней среды, Регуляторная

Учитель: А еще кровь называют жизнью. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. "Кровь" и "жизнь" - слова-синонимы! Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление. Интересно толкование фраз "кровь за кровь", "кровные братья", "кровная месть". Почему же так важно присутствие крови в организме? Каково ее строение и состав ?

Итак наша лаборатория преступает к работе.

Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 -4 л у подростков.

/ можно показать банку с красной жидкостью/

Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя.

/ показать пробирку с отстоявшейся кровью/

Верхний слой - слегка желтоватая полупрозрачная жидкость - плазма крови. Она состоит из неорганических (90% - вода и различные минеральные соли) и органических веществ: белки, глюкоза, витамины, гормоны и продукты распада.

Нижний слой - осадок темно-красного цвета, который образован форменными элементами - клетками крови: эритроцитами и лейкоцитами, и кровяными пластинками - тромбоцитами.

Так как мы работаем в лаборатории, все полученные данные мы будем вносить сегодня в специальные лабораторные листы, отметим на них число, а в конце урока запишите тему , которую вы сформируете сами.

Итак, состав крови . Запишем его в виде схемы .

СХЕМА "СОСТАВ КРОВИ"

Учитель: Теперь подробнее изучим форменные элементы крови по ходу моего объяснения вы продолжаете самостоятельно заполнять лабораторные листы.

Клетки крови и их функции.

Название клетки крови Кол-во в 1 мм3 и форма Место образования Срок жизни клетки Место разрушения Функции
ЭРИТРОЦИТЫ

С греческого

"Эритрос" - красный

"Цитос" - клетка

Красные кровяные клетки

У муж. - 4,5-5 млн, у жен. 4-4,5млн.

Всего в крови человека 25 трилионов. их общая площадь в 1500 раз больше площади человеческого тела, что обеспечивает им захватить и перенести такое кол-во кислорода, которое полностью обеспечивает жизнедеятельность органов и тканей!!!

Двояковогнутый диск

Не содержат ядро, и не могут размножаться , место ядра занял гемоглобин!!!

Клетки напоминают губку, поры которой заполнены гемоглобином

Красный костный мозг От 30 до 130 дней Селезенка и печень Перенос кислорода ко всем органам и тканям и углекислый газ к легким. ТРАНСПОРТНАЯ

Красный цвет эритроцита зависит от особого вещества - гемоглобина, который присоединяет к себе кислород.

На стр. 85 нашего учебника найдите название вещества , которое получается при присоединение гемоглобина с кислородом /оксигемглобин/ Он имеет светлую окраску - поэтому артериальная кровь - алая, а гемоглобин без кислорода - темного цвета, поэтому венозная кровь - темно-красная.

Слова ГЕМОГЛОБИН и ОКСИГЕМОГЛОБИН ЗАПИШИТЕ В БИОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИКИ !!!!!

ЛЕЙКОЦИТЫ

Белые кровяные клетки, бесцветные. Это самые крупные клетки крови, шаровидной формы имеющие ядро

Виды:

ГРАНУЛОЦИТЫ

ЛИМФОЦИТЫ

МОНОЦИТЫ /МАКРОФАГИ/

От 5 до 10 тыс.

Обладают

Амебоидныме движением

Красный костный мозг, вилочковая железа / тимус/, селезенке, лимфатических узлах От 3 часов до 5 суток, некоторые несколько лет Места ранений и воспалений Распознавание и уничтожение чужеродных соединений и клеток, которые оказываются во внутренней среде организма

ЗАЩИТА и ТРАНСПОРТ

В словарик:

ФАГОЦИТОЗ,

АНТИТЕЛА

ТРОМБОЦИТЫ

Кровяные пластинки

150-400 тыс.

Не содержат ядро

Красный костный мозг. 5-7 суток, Места ранений, селезенка Свертывание крови при ранении.

При ранении , когда кровь выходит из сосуда тромбоциты слипаются и разрушаются, выделяя различные ферменты и вызывая химические реакции , которые ведут к свертываемости крови.

В учебнике на стр. 87 зачитайте со слов : "СВЕРТЫВАНИЕ КРОВИ ВОЗМОЖНО:.."

Нажать фотопарат/иллюстрации

Нити фибрина и тромб//

В СЛОВАРИК:

ФИБРИНОГЕН, ФИБРИН.

Учитель: Ну а сейчас ученые - исследователи мы можем перейти от теоретических вопросов к практическим действиям и изучим "Микроскопическое строение крови человека и представителя Земноводных - лягушки".

Возьмите инструктивные карточки. Прочитайте цель работы и последовательность её выполнения. Если нет вопросов можно приступить к работе, соблюдая технику безопасности: будьте осторожными при работе с микропрепаратами аккуратно обращайтесь с микроскопом.

Инструктивная карточка: Приложение 1

Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов крови человека и лягушки

Ход работы:

1. Подготовьте микроскоп к работе.

2. Установите на предметном столике микропрепарат крови человека.

3. Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты.

4. Запишите данные в таблицу, учитывая размеры эритроцита, форму и наличие в нем ядра

5. У вас на столах лежит пластилин и картон для аппликаций, используя полученные знания, смоделируйте эритроциты крови человека.

ЭРИТРОЦИТЫ ФОРМА, РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/ НАЛИЧИЕ ЯДРА
человека Мелкие

Двояковогнутый диск

нет

6. Теперь установите на предметный столик микропрепарат крови лягушки.

7. Рассмотрите эритроциты, крови лягушки.

8. Запишите данные в таблицу, о эритроците, учитывая его размеры, форму и наличие в нем ядра

ЭРИТРОЦИТЫ ФОРМА , РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/ НАЛИЧИЕ ЯДРА
лягушки Крупные , овальной формы есть

9. У вас на столах лежит пластилин и картон для аппликаций, используя полученные знания, смоделируйте эритроциты крови человека, лягушки.

Используя модели и данные таблиц сделайте выводы, отвечая на вопросы:

  • Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов крови человека?
  • Чья кровь переносит больше кислорода - кровь человека или лягушки. Почему?

Вывод: Эритроциты человека и лягушки отличаются формой, размером Эритроциты крови лягушки содержат ядро и имеют овальную форму, а эритроциты крови человека не имеют ядра и их форма двояковогнутая, такая увеличенная поверхность клетки быстрее поглощает кислород, а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объем клетки

Учитель: Вывод сделан, прошу привести в нерабочее положение микроскопы и убрать их с рабочего места, а мы продолжаем наше исследование.

Состав крови является важной характеристикой состояния организма. Анализ крови - одно из часто проводимых исследований.

При анализе крови определяют: количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара и др. веществ, а так же СОЭ - скорость оседания эритроцитов.

При наличии воспаления в организме:

СОЭ увеличивается. Увеличивается и численность лейкоцитов

При нарушении функции красного костного мозга, недостатке в организме железа, а также при значительной потере крови возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия).

B крови снижается количество гемоглобина и количество эритроцитов .

Учитель: Сейчас мы поработаем в группах, 1 ряд - 1 группа.

У вас на столах лежат бланки анализов крови пациентов Нововолковской амбулатории, с учетом медицинской этики.

Проведем медицинский консилиум

Каждая группа должна сравнить данные анализов пациентов с нормой кровяных клеток /на экране/, можно использовать карточку-подсказку определите: болен пациент или нет, и по возможности поставьте предварительный диагноз.

Учитель: Для закрепления знаний о форменных элементах крови предлагаю выполнить следующее задание: перед вами знаки вопросов по очереди постарайтесь ответить на них.

/ ТЕСТ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ АНАТОМИ 8 КЛАСС/

Приложение 2

Итак,

Лабораторные листы полностью заполнены, а это значит, что нами получены и теоретические и практические знания.

Медицинский консилиум проведен, диагнозы поставлены.

Подведем итог: вначале работы нашей лаборатории перед нами стоял вопрос: "КРОВЬ   - ЧТО ЭТО?", как вы думаете мы смогли ответить на этот вопрос?

/Ученики: ДА!!!/

Учитель: А значим мы сможем сформулировать и тему нашего урока, я предлагаю сделать это ТВОРЧЕСКИ в виде синквейна, его название КРОВЬ

I. название синквейна

II. 2 прилагательных

III. 3 глагола

IV. Цитата или яркая, красивая фраза на данную тему

Ребята, так какая же тема нашего урока. Назовите ее! КРОВЬ = ЖИЗНЬ!!! Запишем ее в лабораторных листах.

/Пока ребята составляют синквейн учитель формирует выставку из моделей эритроцитов/

Отметки.

Домашнее задание: если успеем на уроке, выделенные понятия на стр. 88 выписать в словарик и выучить, параграф 17 , п.т. 62 - всем, + 63 уч-ся кто имеет по биологии оценку "4" и "5"

Володной Анастасии подготовить сообщении о выдающемся русском ученом Мечникове И.И.

Учитель: Урок закончен, всем большое спасибо.