Футуризм как направление в искусстве

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель – создать у школьников представление о футуризме как направлении в искусстве.

Известная пословица гласит: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. Чтобы ребята наглядно представили суть футуризма как явления в искусстве, обратимся к творчеству художников К. Малевича и В. Кандинского, а потом рассмотрим стихотворения Д. Бурлюка, А. Крученых, В. Маяковского, В. Хлебникова, которые будут восприниматься после беседы о картинах уже осмысленно.

Ход урока

Не объявляя темы урока, читаем стихотворение В. Маяковского “Нате!”

Через час отсюда в чистый переулок
Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
А я вам открыл столько стихов шкатулок,
Я – бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
Вот вы, женщина, на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковины вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
Взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
Ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,
Кривляться перед вами не захочется – и вот
Я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
Я – бесценных слов транжир и мот.

Желательно, чтобы учитель внес в свой костюм некоторые “футуристические” детали (шумовка на веревочке, необычные ботинки и т. п., что явно шокирует учеников, и они погрузятся в атмосферу, которую создавали футуристы на своих выступлениях, когда приходили с диванной подушкой и т.д.)

После объявления темы урока обращаемся к презентации, которая нам поможет в объяснении нового материала.

Слайд 2.

Знакомим учеников со стихотворениями А. Крученых и В. Хлебникова, которые покажутся явно необычными. Как понимать такую поэзию? Что хотел сказать автор? Попробуем вместе разобраться. (Пока не комментируем данные произведения).

Слайд 3.

Манифест футуристов, которые называли “Пощечина общественному вкусу” читаем в выдержках, в то время как на слайде только два основных положения.

“Пощечина общественному вкусу”

Читающим наше Новое, Первое, Неожиданное.
Только мы – лицо нашего времени…
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. С парохода Современности…

Мы приказываем чтить права поэтов:

1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество).

2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.

3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Вами венок грошовой славы.

4. Стоять на глыбе слова “мы” среди свиста и негодования.

И если еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших “Здравого смысла” и “Хорошего вкуса”, то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.

Почему же футуристы выступили с такими воззваниями?

Слайд 4.

Цель их выступления – создать атмосферу скандала в противовес “застою”, “болоту” жизни.

Чтобы понять творчество этих поэтов, обратимся к картинам К. Малевича и В. Кандинского – художникам-авангардистам.

Слайд 5.

Казимир Малевич “Уборка ржи”. Обратите внимание на то, как передан объем! Это поле ржи, эти снопы! Люди буквально становятся “частью” поля, сливаются с ним. Личность как таковая исчезает.

Слайд 6.

“Девушки в поле”. Разве эти фигуры также “не сливаются” друг с другом и окружающим, образуя “единое целое” с эти миром? Их руки похожи на гаечные ключи, а сами они смотрятся бесполыми существами. Если бы не юбки, вы бы вряд ли узнали, что перед нами женщины. Принцип изображения тот же, что и на предыдущей картине.

Слайд 7.

“Крестьянка с ведрами”. Обратите внимание на ноги и руки матери и дочери, на их позы, положение головы, глаза. Они похожи, возникает мысль о “похожести” судеб: дочь ждет нелегкая жизнь. Только одежда говорит нам о том, что это женщины. Нет характерных форм тела, причесок. Зато руки и ноги большие: именно они “понадобятся” в крестьянской жизни. А еще поражают огромной величины глаза – зеркала души…

Слайд 8.

“Пейзаж с пятью домами” и “Три фигуры”…напоминают детские рисунки. Это наивный, но чистый взгляд на мир.

Слайд 9.

Просмотренные произведения явно затруднены для восприятия.

Авангард провозгласил, что восприятие искусства – это встречный творческий труд.

Однако для адекватного понимания такого искусства недостаточно эстетического вкуса, важно знание того культурно-исторического контекста, в котором рождалось произведение.

Манифесты, теории, выступления, программы авангардистов помогают понять их творчество.

Впрочем, название “авангард” появилось только в 60-е годы ХХ века. Сами художники называли себя кубофутуристами. Почему же именно куб они рассматривали основополагающей фигурой?

К. Малевич создает знаменитый “Черный квадрат”. Впервые он появился на занавесе как декорация к опере М. Матюшина “Победа над солнцем”. “Черный квадрат – зародыш всех возможностей – принимает в своем развитии страшную силу. Он является родоначальником куба и шара… Рисунок этот будет иметь большое значение в живописи. То, что было сделано бессознательно, теперь дает необычайные плоды”, - писал К. Малевич в письмах М. Матюшину.

Если теперь вспомнить о том, что мы живем в трехмерном (то есть “кубическом” пространстве), а черный цвет поглощает весь световой спектр, то черный квадрат становится символом нашего мира, тогда “Красный квадрат” - воплощение только красной (то есть красивой) его части.

Слайд 10.

Памятник на могиле К. Малевича.

Слайд 11.

Футуристы утверждали в творчестве алогизм. Как художественный метод, он пронизывает творчество Филонова, Шагала, обостренно выступает в театре Мейерхольда, позже укореняется в поэзии обериутов – Хармса, Введенского, Заболоцкого, в прозе – Платонова, Булгакова, Зощенко.

Таков “Авиатор” К. Малевича.

Надпись “Аптека” разорвана на части, мир “сдвинут”, разломан, распилен, и вилка уж никак не смотрится на лице Авиатора. Не достоин ли окружающий абсурдный мир абсурдных образов?.. Недаром “Черный квадрат”, изображенный на занавесе как декорация к опере “Победа над солнцем”, был в начале представления не раздвинут, а разорван (символ разрушения нашего мира!), и на сцене появлялись герои, подобные этому Авиатору.

Теперь становится понятно, почему в поэзии появляются “Дыр бур щил…”.

Слайд 12.

Футуристическая фотодекларация: перевернув мебель и рисованные задники (см. рояль, окна), футуристы придали традиционному фотоателье алогичный характер.

Слайд 13.

Человек часто поступает нелогично, если сравнивать его с другими представителями живого мира, это как раз и подчеркивается в строчках В. Хлебникова.

Поэтому искусство авангарда, можно сказать, правильно освещает сущность человека и общества.

Слайд 14, 15.

Искусство авангарда провозглашает форму вне земного измерения.

Нет представлений “верха” - “низа”, “левого” - “правого”.

Все направления “равноправны”, как в космическом пространстве…

Слайд 16.

Портрет В. Кандинского.

Слайд 17.

“Острые” предметы направлены во все стороны… значит, не уберечься никому…Все в мире – режущее и колющее… Как сгладить углы? Как избежать неприятностей?

Слайд 18.

А это “Смутное”. Очертания делаются “обтекаемыми”, линии уходят в “никуда”. Однако в картине, при всей абстрактности, явно ощущается центр, вокруг которого все движется. Кто или Что находится в этом центре, создавая это движение, организуя его?

Слайд 19.

В. Кандинский, предпринимая поездку в Вологодскую губернию, был поражен видом северной избы. Живописец увидел в ней не просто нарядное убранство, он отметил реализованный в ней принцип единства искусства и жизни.

Искусство не предмет эстетического наслаждения, существующий отдельно от человека, а мир, внутри которого находится человек.

“Тут я выучился не глядеть на картину со стороны, а самому вращаться в картине – в ней жить”, - В. Кандинский.

Его картины – его ощущения. А центр, вероятно, сам художник, подобный Творцу.

Слайд 20.

Художник приглашает зрителя внутрь картины, где находятся мужчина и женщина. Таким образом В. Кандинский добивается не просто созерцания, а полного погружения зрителя в пространство авторского замысла, художник делает его посвященным в свои тайны.

Подобный прием использовал и Марк Шагал.

Слайд 21.

“Дамы в кринолинах” В. Кандинского написаны явно в духе импрессионизма. Художник передает мгновенное впечатление. В глазах “пестрит” от платьев, подчеркнута и “пестрота” обстановки, а лиц, к сожалению, нет!

Слайд 22.

В. Кандинский “Рок”. Мир выглядит далеко не праздничным, а Рок в виде шута – это уж совсем не смешно.

Человек смиряется с судьбой, склоняя перед ней голову. А дорога жизни похожа на крутой подъем…

Слайд 23.

Стихотворение рождает картину, наполненную светом и воздухом, это природа чистая, радостная.

Поэт использует в нем неологизмы, смысл которых раскрывается в контексте стихотворения.

Поюны – те, кто поет.

Поюнна – поющая и юная.

Вабна – “вабный” (словарь В.И. Даля) арх. Лакомый, заманчивый, соблазнительный.

Времири – снегири и время.

Только ли ассоциации с птицами возникают? Вероятно, в стихотворении заложен философский смысл: “стая легких времирей” ассоциируется со свободным миром птиц и жизнью самого человека, но в то же время напоминает о каких-то отрезках времени (темных и тяжелых в прошлом “морок старых дней”, но в настоящем счастливых и радостных).

Слайд 24.

Футуристы-поэты ощущали себя частью вселенной. А свои деяния – всемирными. Стихотворение явно сопоставимо с картинами В. Кандинского.

Слайд 25.

В стихотворении мир воспринимается как единое целое, он не дробится на части, поэтому нет знаков препинания (главная функция знаков препинания – отделять смысловые части друг от друга). Все произведение – единый душевный порыв (вспомним “поток сознания” у Л.Н. Толстого, выражавшийся в очень длинных предложениях, автор не мог поставить точку, так как мысль была не закончена). В “сетевом” общении также не используются знаки препинания, так как говорящему хочется побыстрее выразить поток устной речи.

Слайд 26.

Символом поэзии издавна считалась лира. У футуристов же это – барабан и труба. Четкий ритм придает их стихам четкость и резкость звучания. Это необходимо, чтобы стихи воспринимались не одним человеком, а огромной человеческой массой.

Стихи не для читателя, а для слушателя – одного из тысяч!

Стихи бросаются “в толпу”. Где уж тут думать о тонкостях ритма, звуковых сочетаниях, о законченности фраз и точности рифм!

Надо, чтобы слово долетало в самый конец этого огромного зала…

Это переворот. Другой стих. Другая поэтика, другой словарь – все заново.

Слайд 27.

Строки в стихотворении располагаются не по схеме, а по произношению, часто лесенкой, как у В. Маяковского. Рифмуются самые важные, значимые слова и слоги, потому что только этот слог и долетает до последнего уха последнего слушателя.

Слайд 28.

Футуристы сформулировали новые принципы искусства в альманахе “Садок судей”.

Вот основные:

  1. Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь направляющие речи. Мы расшатали синтаксис.
  2. Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фонической характеристике.
  3. Нами осознана роль приставок и суффиксов.
  4. Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание.
  5. Нами уничтожены знаки препинания, чем роль словесной массы выдвинута и осознана.
  6. Гласные мы понимаем как время и пространство (характер устремления), согласные – краска, звук, запах.
  7. Нами сокрушены ритмы. Хлебников выдвинул поэтический размер живого разговорного слова. Мы перестали искать размеры в учебниках; всякое движение рождает новый свободный ритм поэту.

Мы новые люди новой жизни Давид Бурлюк, Елена Гуро, Николай Бурлюк, Владимир Маяковский, Екатерина Низен, Виктор Хлебников, Бенедикт Лившиц, А. Крученых.

В заключение урока – футуристический шедевр В. Хлебникова “Заклятие смехом”.

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешиш надсмеяльных – смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

Использованная литература:

  1. “Василий Кандинский” (автор текста и составитель Мария Валяева) в журнале “Великие имена” (из собрания Государственной Третьяковской галереи),  № 5/2007.
  2. Дмитриева Марина. “Художник мироздания”, статья в журнале “наше наследие”, № 3, 1990 г.
  3. “Казимир Малевич” (автор текста и составитель Ирина Вакар) в журнале “Великие имена” (из собрания Государственной Третьяковской галереи). № 14/2007.
  4. Ковтун Евгений. “Победа над солнцем” - начало супрематизма”, статья в журнале “Наше наследие”, № 2, 1989 г.
  5. Крученых А. “Первые спектакли футуристов”. Глава из книги “Ваш выход. К истории русского футуризма. Воспоминания. Материалы”, статья в журнале “Наше наследие”,  № 2, 1989 г.
  6. Лившиц Бенедикт “Полутораглазый стрелец”. Статья в журнале “Наше наследие”,  № 1, 1989 г.
  7. Малевич К. “Письма и воспоминания” в журнале “наше наследие” № 2,1989 г.
  8. Матюшин М. “Русский кубофутуризм. Отрывок из неизданной книги “Творческий путь художника”, статья в журнале “Наше наследие”. № 2, 1989 г.
  9. Маяковский В. Собрание сочинений в 2-х томах, М. “Правда”, 1987 г.
  10. Ненаркомов Максим. “Романтика русского авангарда”, статья в журнале “Наше наследие”, № 1,1989
  11. Повелихина Алла. “С.П.Б. Песочная, 10”, статья в журнале “Наше наследие”. № 2, 1989 г.
  12. “Поэтические течения в русской литературе конца ХIХ – начала ХХ века (хрестоматия)”, Москва, “Высшая школа”, 1988 г.
  13. “Серебряный век русской поэзии”. сборник статей, (сост. Карсалова Е.В., Леденев А.В., Шаповалова Ю.М.). Москва “Интерпракс”, 1994 г.
  14. Смирнов Лев “Год Малевича”, статья в журнале “Наше наследие”, № 2, 1989 г.
  15. Шустер С. “Время перемен”, статья в журнале “Наше наследие”, № 1, 1989 г.