Урок с применением технологии деятельностного подхода. Разряды имен прилагательных. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель: выявить особенности разрядов имен прилагательных.

Задачи: актуализировать знания об имени прилагательном, выявить особенности качественных, относительных и притяжательных прилагательных; развивать умения сравнивать, обобщать, анализировать; воспитывать чувство ответственности, умение работать в группе.

Ход урока

І. Вводно-мотивационный этап.

1. Внешняя мотивация учащихся (заинтересовать):

Первый слайд (Приложение) – стихотворение без прилагательных:

Люблю березку ……….,
То………., то…………..,
В ……….. сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С ………….застежками,
С …………. сережками.
Люблю ее,………….
…………, …………..,
То ………, …………,
То ……….., ………...

– Понравился текст? (Ответы учащихся отрицательные).

– А почему? Чего здесь не хватает? (Прилагательных).

– Кто может восстановить стихотворение? (Есть желающие, т.к. стихотворение известно ученикам с начальной школы).

– Правильно ли мы вспомнили стихотворение, проверим себя (второй слайд):

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, нарядную.
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.

– А кто может вспомнить автора? (А.А. Прокофьев).

– В чем разница двух этих текстов? (В прилагательных).

– Можно ли представить нашу речь без прилагательных? (Нет).

– Почему? Какую роль они играют в нашей речи? (Делают речь богатой, точной, понятной, образной, живой).

2. Актуализация знаний.

А что такое прилагательное? ( Один ученик на доске чертит опорную схему «Имя прилагательное». Остальные вспоминают общее грамматическое значение, морфологические признаки непостоянные, т.к. постоянные признаки ещё не изучали, синтаксическую роль прилагательных).

– Давайте представим нашу речь без прилагательных. Какой она будет? (Бедной, сухой, невыразительной, некрасочной).

– Говорят, мир без песен неинтересен, так и речь наша без прилагательных бесцветна.

Сделаем вывод, о чем мы сегодня будем говорить? (О прилагательных).

3. Постановка учебной задачи урока.

Для того чтобы поставить задачу урока, выполним задание в группах.

Третий слайд: составьте предложения со словами.

1 группа          2 группа         3 группа
Зеленый   Лесной   Мамин
огромный   зимний   олений
благородный   надувной   отцов
    ледяной    

– Как вы думаете, почему я дала вам задание в группах? Что обозначают слова у первой группы? (Цвет, размер, форму, различные качества характера человека, признаки и свойства его духовного мира).

– А что обозначают прилагательные у второй группы? (Место, время, назначение предмета по действию, материал).

– А у третьей группы? (Принадлежность предмета кому-нибудь).

4. Формулирование темы урока.

А теперь вы можете сформулировать тему урока? Что мы будем сегодня изучать? (Три группы прилагательных по значению).

– Ребята, мы изучили три группы количественных числительных, как мы называли эти группы общим словом? (Разряды количественных числительных).

– Как вы думаете, можно ли в теме нашего урока три группы прилагательных назвать так? (Да. Разряды имен прилагательных).

– Запишем тему урока в тетради (четвертый слайд). Можете уже сейчас назвать все отличительные признаки трех групп прилагательных? (Нет).

– А что будем делать? (Будем собирать дополнительную информацию).

ІІ. Операционно-содержательный блок.

1. Построение проекта выхода из затруднения. Работа в группах.

– Ребята, будем работать в группах. А как надо работать в группе? (Тихо, не мешая другим, потому что каждый отвечает за всю группу).

На доске текст (пятый слайд):

Солнечным лучом освещены высокие травы вдоль тропинки, и в ярком свете они сверкают, словно шелковые, золотые и серебряные.
А вот родничок. Как хочется напиться холодной и прозрачной ключевой водицы! Но не я один хотел пить. Видимо, с утра здесь кто-то побывал. Вот заячьи, волчьи и медвежьи следы у самой воды.
Над головой слышен чудесный птичий щебет, а соловьиной трелью можно наслаждаться бесконечно…
(Е.С. Барова)

Каждая группа получает задание на карточке. Содержание карточек:

№1

  1. Выпишите из текста прилагательные, имеющие лексическое значение цвета, размера, обозначающие различные качества характера, одним словом, имеющие значение качества.
  2. Поставьте их в краткой форме.
  3. Подберите антоним.
  4. Образуйте сложное слово способом повтора или с помощью приставки не-.
  5. Употребите со словом очень.
  6. Образуйте сравнительную форму с помощью суффиксов -е-, -ее-.
    Как можно назвать эту группу прилагательных?
    Какие особенности у них?

№2

  1. Выпишите из текста прилагательные, обозначающие материал, из которого сделан предмет, время, место, действие, одним словом, прилагательные, обозначающие признак предмета через отношение к другим предметам.
    Попробуйте:
  2. Поставить их в краткой форме.
  3. Подобрать антоним.
  4. Образовать сложное слово способом повтора или с помощью приставки не-.
  5. Употребить со словом очень.
  6. Образовать сравнительную форму с помощью суффиксов -е-, -ее-.
    Как можно назвать эту группу прилагательных?
    Какие особенности у них?

№3

  1. Выпишите из текста прилагательные, обозначающие принадлежность чего-либо кому-нибудь.
    Попробуйте:
  2. Поставить их в краткой форме.
  3. Подобрать антоним.
  4. Образовать сложное слово способом повтора или с помощью приставки не-.
  5. Употребить со словом очень.
  6. Образовать сравнительную форму с помощью суффиксов -е-, -ее-.
    Как можно назвать эту группу прилагательных?
    Какие особенности у них?

2. Первичное закрепление знаний во внешней речи.

Проверим, как вы справились. По очереди называем, что нужно было сделать, какой вывод сделали. Остальным постараться понять товарищей, если нужно будет, уточнять, задавая дополнительные вопросы.

Сделаем вывод: какие группы прилагательных по значению мы выделили?

(Ученики называют группы прилагательных «качества», «отношения», «принадлежности». Термины «качественные, относительные, притяжательные» узнают на этапе самопроверки по учебнику).

– Какие прилагательные называются качественными? (Качественные прилагательные обозначают размер, цвет, форму, качества характера человека и т.д., т.е. разные свойства предмета. Они образуют краткую форму, сложное слово способом повтора и с приставкой не-, к ним можно подобрать антоним, их можно употребить со словом очень, сравнить с качеством другого предмета).

– Какие прилагательные называются относительными? (Относительные прилагательные обозначают признак предмета через отношение к другим предметам. Это может быть обозначение предмета по материалу, по назначению, по времени. Они не имеют краткой и сравнительной форм, не образуют новых слов способом повтора и с приставкой не- и не сочетаются со словом очень, к ним нельзя подобрать антоним).

– Какие прилагательные называются притяжательными? (Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета лицу или животному, отвечают на вопрос «чей?»).

3. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Проверим себя по учебнику, правильно ли мы сделали вывод.

4. Включение в систему знаний и закрепление. Устные упражнения занимательного характера (минутка отдыха).

1. Группы получают карточки (шестой слайд):

№1

Игра «Найди ошибку»

  1. Крутой – качественное
  2. Бабушкин – притяжательное
  3. Каменный – относительное
  4. Узбекский – притяжательное

№2

Игра «Найди ошибку»

  1. Дерзкий – качественное
  2. Флотский – притяжательное
  3. Горный – относительное
  4. Тополиный – относительное

№3

Игра «Найди ошибку»

  1. Снежный – относительное
  2. Сельский – притяжательное
  3. Вчерашний – относительное
  4. Ясный – качественное.

2. Ситуативная игра «Бюро находок».

– Ребята, принесли вещи в бюро находок, надо сделать записи в учетной тетради и описать эти вещи, используя качественные, относительные и притяжательные прилагательные.

Седьмой слайд: «Бюро находок».

Учетная тетрадь
Находка Признаки (какой?) Чей? Чья?
1. Повязка    
   
2. Телефон    
   
3. Тетрадь    
   

ІІІ. Оценочно-рефлексивный этап.

1. – Какие слова использовали, чтобы вещи быстро нашлись? (Имена прилагательные).

– Что обозначают использованные прилагательные? (Качества предметов, отношение к другим предметам, принадлежность).

– Можно ли было обойтись без прилагательных? (Нет).

– Какую роль они играют в речи? (Описывают предмет, делают речь яркой, образной).

– Попробуем сейчас доказать, что в речи нельзя обойтись без прилагательных, что с помощью прилагательных можно сочинить красивое сочинение или стихотворение. Чтобы легче было думать, я покажу вам красивый зимний пейзаж (восьмой слайд).

– Послушаем, какие стихотворения и сочинения-миниатюры получились.

2. Оценка урока.

– Нарисуйте, каким был наш урок. Добились ли мы цели?

ІV. Домашнее задание (на выбор):

  1. Написать (доработать) сочинение-миниатюру или стихотворение с использованием прилагательных.
  2. Прочитать теоретический материал в учебнике и выполнить упражнение по желанию.