Интегрированное занятие "Кузькины забавы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Особую значимость на современном этапе развития общества приобретает решение проблемы культурно-художественной социализации и духовно-нравственного развития ребенка. Ведущим средством в этом направлении является народная культура. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.

В системе народной культуры ведущую роль играет фольклор. В переводе с английского языка фольклор – это “народное знание”, “народная мудрость”. Как отмечают исследователи “народного искусства” М.А.Некрасова, Н.П.Сакулина, Т.Л.Шпикалова, Е.А.Флерина фольклор самобытен, современен, в нем заложен богатый художественный потенциал для восприятия миром ребенка – эмоционального, эстетического, духовно-нравственного. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, происходит социализация личности каждого ребенка, раскрывается его талант, развиваются музыкальные и творческие способности, дети знакомятся с обычаями и обрядами, духовным наследием своего народа.

Cистема работы в этом направлении, требует организации особых условий, создания обстановки, средствами яркой образности и наглядности обеспечивающей детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. На основании чего я пришла к идее приобщения детей к истокам народной культуры в рамках деятельности театрально – фольклорной студии “Росинка”, где детям читаю сказки, знакомлю с русскими пословицами, поговорками, песнями и хороводами, театрализую календарные, обрядовые праздники.

В процессе работы появилось интегрированное занятие “Кузькины забавы”, которое я представила на городском конкурсе “Современное занятие” и заняла диплом второй степени.

Программное содержание:

  • развивать способности выражать свои эмоции (радость, печаль, удивление) в играх и этюдах;
  • совершенствовать сенсорно-двигательную координацию: осязание мимику, мелкую моторику рук, визуальное восприятие;
  • формировать культуру речи, знакомить с лексическими оборотами русского народного фольклора;
  • способствовать снятию психоэмоционального и психофизического напряжения;
  • воспитывать эстэтические и социальные чувства.

Предварительная работа:

  • цикл занятий по ознакомлению детей с русскими народными фольклорными играми;
  • упражнения в выразительной речи на эмоциональном уровне;
  • дидактические игры на развитие эмоциональной сферы с использыванием пиктограмм;
  • психогимнастика;
  • разучивание русских народных считалок, закличек, прибауток;
  • прослушавание фонограммы на тему русского фольклора;
  • пальчиковые игры.

Материалы и оборудование:

  • голоса природы << шум ветра >>;
  • русские народные инструменты (рубель, окарины, трещётки);
  • тряпичная игрушка << кузька >>;
  • цветные платочки 10;
  • сенсорная юбка (разноцветная , с карманами);
  • дидактический зонтик, сундук.

Дети входят в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель:

– Ребята, а где же Кузька, почему он нас не встречает? Давайте позовём его.

Дети поют закличку:

Кузька-дружочек!
Встань на порожек!
Мы пришли резвиться,
Играть, веселиться!

Музыкальный руководитель:

– Что-то не отвечает нам Кузька?! Ой, что это, ребята, смотрите клубок лежит, наверное, это Кузька с нами забавляется и подсказывает, как его найти.
– Как вы думаете, поможет нам этот клубок найти Кузьку, вы верите в волшебство?!

Ребёнок наматывает нитку на клубок, и дети подходят к сундуку.

Музыкальный руководитель:

– Посмотрите, какой чудесный сундучок! Кузька для нас что-то приготовил.

Звучит “Волшебная музыка”, музыкальный руководитель читает стихотворение:

– Давайте втихомолку мы поглядим сквозь щелку,
Сквозь тихо приоткрытую загадочную дверь.
И сказок мир прекрасный, то пасмурный, то ясный
У нас перед глазами откроется теперь!

Открывается крышка сундука, дети достают разноцветную юбку.

Музыкальный руководитель:

– Что это, ребята?
– Вам нравится этот наряд, почему? (Ответы детей: красивая, нарядная, яркая, разноцветная).
– А кому из нас она подойдёт?

Музыкальный руководитель надевает юбку и спрашивает детей кому, какой цвет больше нравится на юбке.

– Юбка у меня необычная, смотрите, сколько карманов разных, вы удивлены ею? А в карманах волшебные картинки. Предлагаю вам достать эти картинки и выбрать нужное настроение на удивление.

Дети выбирают нужную пиктограмму.

– Давайте покажем, как вам нравится юбка!

Дети показывают этюд на выражение удивления.

(Пожимают плечами, переглядываются, рот широко раскрыт, брови и веки приподняты).

Музыкальный руководитель тоже удивляется, обыгрывая появление игрушки Кузьки из кармана юбки:

Как в одной сторонке
В маленькой избёнке
Жил-был не котёнок
Жил-был не мышонок
Даже не ребёнок,
А маленький домовенок.

Музыкальный руководитель:

– Кузька хочет с вами поздороваться с каждым, руки у него маленькие, пожмите ему правую руку своим большим пальцем и мизинцем правой руки. Остальные пальцы: указательный, средний и безымянный подушечками прижмите к ладони, вот так. Не забывайте сказать ему доброе, ласковое слово, либо поприветствовать его.

Дети говорят: “Приятно встретиться Кузя!” или “Кузя, как поживаешь?”

Музыкальный руководитель:

– Как хорошо, что мы встретились с тобой, Кузя!

С тобой можно повеселиться, да порезвиться.

Кузя:

– А дряпать меня не будете? Не шваркните? Скворничать не станете?

Музыкальный руководитель:

– А это что ещё за слова?

Кузька:

– Охти, мне батюшки! Охти, мне матушки! Вот тетеха-недотёпа, невразумиха непонятливая, и в кого ты такая уродилась? Ну да ладно! А я то на что? Ум хорошо, а два лучше того. Дряпать– это царапать! Шваркать – колотить! Свориться – это ссориться! Нипочём – никогда!

Музыкальный руководитель:

– Запомнила! Ребята, давайте пообещаем Кузьке, что мы его никогда ни по чем не обидим, и свориться не будем, а поиграем с ним в игру.

Проводится пальчиковая игра “Кукушка”.

Дети встают в круг, показывая руками по тексту:

– Летела кукушка мимо сада (плавные движения рук)

Поклевала (“щепотка” правой руки “клюет” по левой руке 4 раза на каждый слог).

Всё рассаду (те же движения, но с другой руки).

И кричала: “ку-ку” (пальцы имитируют крик птицы-то, как она открывает и закрывает клюв).

Мак (пальцы в кулак).

Убирай один кулак (прячут руки за спину).

Кузька пытается поймать детей за руки.

Звучит фонограмма “Шум ветра”.

Музыкальный руководитель:

– Что вы слышите, ребята?

Воет, свист, фырчит, рычит
По полю рыщет, поёт да свищет
Ветки ломает, пыль поднимает, с ног сбивает.

Дети под слова загадки выполняют упражнение на снятие психофизического напряжения “Ветер”: покачивают туловищем и машут руками.

В это время музыкальный руководитель незаметно прячет игрушку Кузьки.

Музыкальный руководитель:

– Ребята, ветер налетел и Кузька исчез. Куда же он делся?

Кто нашего Кузьку мог похитить? (Ответы детей.)

Вот только платочек от него и остался. Как вы думаете, какое у Кузьки сейчас настроение? (Ответы детей: грустное, плаксивое, печальное.)

Дети выполняют этюд на выражение печали “Меня ветер снес”.

(Мимика: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт).

Музыкальный руководитель произносит русскую народную считалку:

– Я не тятькин сын,
Я не мамкин сын,
Я на елке рос,
Меня ветер снес.
Я упал на пенек и валялся весь денек. (Повторить два раза.)

Музыкальный руководитель:

– Слезами горю не поможешь, надо Кузьку нашего их беды выручать. У нас с вами есть платочки Кузькины. Смотрите, выбирайте какой вам по душе. А что с платочками можно делать? (Дети отвечают: играть, слёзы вытирать и т.д.)

Обратите внимание на завязанные концы у платков, я предлагаю вам сделать “Зайчиков”, смотрите. Показ взрослым способа превращения платка в игрушку зайца и обыгрывания ее при помощи русской народной прибаутки на дидактическом зонтике:

Прыг да скок, прыг да скок.
Скачет зайка серый бок.
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.
Под кусточек присел, схорониться захотел.

– А где ещё может спрятаться зайка на этой полянке? (На зонтике дети видят грибочек, лесочек, пенечек.)

Музыкальный руководитель:

– Хотите попробовать сделать своего зайку?

(Дети делают своих зайцев из выбранных платков, и обыгрывают зайкину песню, исполняя грустно, весело, удивительно, сердито).

Давайте вместе споём, кто, как хочет, одновременно.

Музыкальный руководитель имитирует появление волшебного зайчика лазерным лучиком:

– Посмотрите, ещё один зайчик появился! Волшебный! Посмотрите, он нам подсказывает, где находится Кузька, пойдёмте за ним.

Дети подходят к корзине с русскими народными инструментами.

Музыкальный руководитель:

– Ребята, что вы слышите? (Дети отвечают.)

– Теперь я догадываюсь, кто забрал нашего Кузьку, это дедушка – рожок, но не переживайте, потому что дедушка – рожок отпустит Кузьку, если мы с ним поиграем. Поиграем?!

Дети садятся в круг.

Руководитель поёт:

– Дедушка-рожок,
Сядь на лавку,
Смотри в печь,
Как мы будем пироги печь!

Музыкальный руководитель предлагает раздать слова детям:

– кому подарим слово пироги?
– кому подарим слово печь?
– кто у нас будет слово рожок?
– кто будет дедушка?
– кто будет слово, сядь?
– кто возьмёт слово, возьми?

Каждое назначенное слово прохлопывается ребёнком по тексту, как он хочет.

Каждое слово берёт свой музыкальный инструмент по желанию и проигрывает им по тексту.

Возьмите свой платочек и сделайте домик для себя (дети кладут платочки на пол).

Дети играют в подвижную игру “Дедушка-рожок”

Ход игры:

Играющие, встают возле своих домиков. Для игры выбирают Дедушку – рожка по считалке.

Ехала телега, сломалось колесо.
Сколько гвоздей на починку ушло?

(Игроки считают до назначенного числа, выходит тот, на кого пришлось это число).

У дедушки свой домик, в который забегать никому нельзя, а дедушка может занять любой домик. По окончании музыки занять любое место.

Кто становится лишним, тот поёт в стороне, забирая платочек с собой.

Играется до последнего игрока.

Музыкальный руководитель:

– Ой, смотрите, Кузька вернулся! Не обманул нас Дедушка-рожок, выполнил своё обещание, видно хорошо мы потрудились, весело поиграли.

Кузя:

– Как я рад, что вы меня вернули.

Вам я дров наколю.
Вам я печь растоплю.
И воды наношу,
Да так тесто замешу.
У меня у домового, удалого
Дело мастера боится.
Пора чаю нам напиться.

Музыкальный руководитель стелет на стол бумажную скатерть.

– Давайте раскрасим эту скатерть, сделаем её весёлой, нарядной, яркой.

Дети рисуют своё настроение и дарят подарок Кузьке.

Кузька:

– И я для вас подарочек припас, бублики маковые.

Дети угощаются и уходят.