Самоконтроль в межличностных отношениях "ребенок – взрослый" как прием педагогической поддержки "трудного" подростка

Разделы: Коррекционная педагогика


Каждый поступок, который видят и слышат подростки, каждое слово, и даже, более того, интонация, с которой оно произносится, являются капельками, попадающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием его личности. Часто подросток не знает, что ему действительно необходимо. Его бунтарский дух порожден личностной нестабильностью, противоречивыми желаниями и поступками. Он стремится обрести свою индивидуальность, отчуждается от всего того, что кажется привычным. Попадая в агрессивную среду на улице, во дворе, в семье, а то и в школе, видя образцы грубости и насилия на телеэкране, подростки привыкают осознавать, что влиять на сверстников и других людей можно только посредством грубости и насилия, морального и физического.

Прекрасно разбираясь в сложнейших технических устройствах, обладая знаниями в области самых сложных наук, педагоги (воспитатели), подчас, меньше всего осведомлены, что представляет собой “трудный” подросток, как направлять его развивающиеся силы или, по крайней мере, не мешать их развитию.

Одним из приемов педагогической поддержки “трудных” подростков является самоконтроль над лексикой (языком), позволяющий изменить стиль межличностных взаимоотношений между педагогом и “трудным” подростком. Самоконтроль над лексикой (языком) обеспечивает самоконтроль над сознанием, поведением, изменяя их в гуманистическом направлении. Данный прием лежит в основе методики ненасильственной коммуникации, разработанной американским психологом М. Розенбергом. Усвоив особый язык, человек может по-другому реагировать на все происходящее. Суть методики состоит в использовании образов Волка и Жирафа, ассоциирующихся с авторитарным и гуманистическим стилями педагогического общения, отражающимися в специфической лексике. Язык Волка – язык агрессии, насилия, принуждения, требования. Он наиболее распространен в межличностном общении, перенасыщенном стрессами, конфликтами, нежеланием понять оппонента. Вместо просьбы – требование, команда, приказ; вместо поощрения, поддержки – осуждение, морализаторство и т.п. Этот язык включает: а) требование “ты должен, ты обязан, тебе следует делать так, а не иначе”; б) оценку: “так поступают хорошие люди, а так как ты – плохие (глупые)”; в) классификацию: “только ненормальные люди так поступают”; г) угрозу: “если не прекратишь безобразничать, накажу”; д) принуждение: “попробуй не выполнить задание – останешься без обеда”. Приводимые формы насильственной коммуникации – прямые, моментально распознаваемые. Гораздо сложнее выявить косвенные, скрытые формы требования, классификации, оценки и т.д.

Волк прекрасно понимает, что в силу своей агрессивности и замкнутости на собственные интересы и желания, его внутренний мир никому не интересен. Поэтому для него вполне достаточной является ориентация на внешние программы и требования, предъявляемые к подростку. Педагоги, чаще всего использующие этот тип коммуникации, испытывают некоторый дискомфорт в отношениях с людьми, но он проще, так как не требует рефлексии, поиска новых форм общения (все средства воспитания, управления учебным процессом заранее определены).

Выбор образа Жирафа как символа ненасильственной коммуникации не случаен, так как это величественное животное имеет самое большое сердце в живой природе, из-за длинной шеи он далеко виден и заметен издалека сам. Отличительной особенностью личности педагога, сравниваемого с образом Жирафа, является стремление понимать собеседника, сопереживать ему, познавать самого себя и саморазвиваться. Отвергая насилие и манипулирование сознанием человека как средства воспитания, он не приемлет грубости, насилия по отношению к себе. Его способ самоутверждения и самовыражения – ненасильственное убеждение, предполагающее глубокое понимание партнера, собеседника. Жизненная позиция Жирафа – Среди людей Волков нет. Он стремится к взаимопониманию, осуществляет самоконтроль над языком общения, зная, что есть слова, которые надо употреблять, и слова, которые употреблять в общении с подростками, нельзя. Грубость, цинизм, хамство он пропускает мимо себя. Свое же внимание задерживает на собеседнике, стремясь понять его переживания, чувства.

Самое главное в методике ненасильственной коммуникации – научить людей говорить на языке Жирафа, размышляя над словами собеседника, пытаясь за словами распознать чувства и потребности человека, определить его принадлежность к миру Волка или Жирафа. Для этого нужно научиться находить новые стороны и качества в межличностных отношениях, видеть новые системы ценностей в обыденной жизни, научиться вырабатывать собственную внутреннюю установку и включать её в систему управления своей речью и поступками.

Практические умения и навыки самоконтроля над языком (лексикой) могут быть приобретены подростками при решении проблемных ситуаций на уроке и во внеклассных воспитательных мероприятиях, на специальных занятиях по культуре речи, в ходе проведения ролевых игр и коммуникативных тренингов. Цель занятий – научить подростков распознавать поведение и речь Волка и Жирафа в межличностном общении “подросток-педагог”, “родители-подросток”, “подросток– подросток”; давать оценку эффективности коммуникации; учиться контролировать свою речь и вырабатывать собственный стиль ненасильственной коммуникации.

В этимологическом словаре древнерусское слово “трудъ” определяется как “труд, работа, рвение, страдание, скорбь”. Слово “трудный” в словаре С.И. Ожегова имеет четыре значения: 1) требующий большого труда, усилий, напряжения; 2) заключающий в себе затруднения, нелегкий; 3) с трудом поддающийся воздействия, доставляющий беспокойство; 4) опасный, тяжелый.

Все определения понятия “трудная” приложимы к ситуациям, в которых человек находится от рождения до конца жизненного пути. Самым трудным является тот отрезок этого пути, который связан с периодом взросления – периодом обучения в школе. Задача учителя (воспитателя) – оказать помощь и поддержку “трудному” подростку в решении личностных и социальных проблем, в том числе проблем, связанных с межличностными отношениями.