Взаимодействие семьи и детского сада в формировании здоровья детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Не будет преувеличением сказать, что семья и детский сад - те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

В "Концепции дошкольного воспитания" подчеркивается: "Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник - не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".

Педагоги нашего МДОБУ, включая меня, уверены, что ни одна, даже самая, лучшая физкультурно-оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество "дети - родители - педагоги".

Совместная работа с семьей в нашем детском саду строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:

Единство. Она достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны не только воспитателям, но и родителям.

Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.

Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье. Учет способностей ребенка и интересов семьи.

Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в детском саду.

Целесообразнее начинать работу с родителями с изучения семьи, посещения на дому, составления социальной характеристики и анкетирования. Выясняя грамотность родителей по вопросам оздоровления детей, мы узнали, что уровень знаний в области формирования здорового образа жизни у большинства из них невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская помощь.

Исходя из этих данных, мы пришли к выводу: необходимо знакомить семью с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, т.е. требуется просветительская работа. В начале учебного года разрабатывается индивидуальный план работы на каждого ребенка на основе всесторонней диагностики состояния здоровья (в частности опорно-двигательного аппарата) и психомоторного развития. Он включает:

  • осмотр ребенка специалистами;
  • осмотр ребенка врачом-ортопедом;
  • анализ двигательных навыков ребенка.

Индивидуальный план оздоровления детей заставил педагогов нашего МДОБУ заняться поисками новых форм работы. В 2000 году были разработаны "Дневник здоровья" и "Паспорт здоровья" на каждого ребенка.

Исходя из всех этих данных, мы составляем план физкультурно-оздоровительной работы. В нем предусмотрены различные виды занятий по физкультуре, выделены упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия, утренняя гимнастика, гимнастика после сна. В группе из 15 детей 14 имеют нарушение осанки или плоскостопие. Дети разбиты на 3 подгруппы по заболеваниям. С ними ежедневно занимается инструктор ЛФК, а также проводят индивидуальную работу воспитатели, рекомендации которым даются инструктором ЛФК. Курс массажа каждый ребенок получает два раза в год.

Проблема укрепления связи между детским садом и семьей решается посредством разнообразных форм работы. В учреждении систематически проводятся родительские собрания на тему "Здоровье наших детей. Инструктор ЛФК проводит открытые просмотры для родителей, дает практические советы по применению коррекционной гимнастики дома. Интерес у родителей к нашей деятельности в детском саду возрос после того, как мы стали практиковать нетрадиционные родительские собрания в форме диспутов, "деловой игры", "круглого стола". Родителей такие формы работы привлекают, заставляют задуматься об оздоровлении своего ребенка.

Нам приходится довольно часто использовать такую форму работы, как педагогическая беседа. Очень многого можно добиться доверительной беседой с родителями. Без наглядной педагогической пропаганды никак нельзя обойтись. У нас оформлены содержательные родительские уголки и уголки "Здоровья", где родителям даются советы и рекомендации как воспитать ребенка здоровым. Постоянно обновляются папки-передвижки, ширмы на темы оздоровления детей.

Используя все эти эффективные формы работы с семьей, мы пришли к выводу, что назрела необходимость в более четкой преемственности между "яслями" и "садом", необходима координация деятельности по оздоровлению детей. Так возникла "школа для родителей", которая позволяет осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребенка через взаимодействие родителей. В работе используются разнообразные оздоровительные мероприятия в различных видах деятельности: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, массаж стоп, самомассаж тела, умывание прохладной водой, босохождение, травяной напиток и т.д. Безусловно, такие занятия в семейных клубах приносят большую пользу, совместному поиску наиболее эффективных решений для каждой семьи.

Вывод: связь с родителями, совместные мероприятия, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания в вопросах оздоровления детей, а также выяснение отношения и мнения родителей к работе сотрудников МДОБУ по данному вопросу, помогает осуществлять физкультурно-оздоровительную работу, обеспечивает взаимосвязь всех составляющих здоровья ребенка - физического, психического и социального.

В перспективе моей работы - продолжение освоения методов и приемов оздоровления детей в детском саду и дома, совершенствование разнообразных форм работы с семьями, поиски новых форм работы.

Список использованной литературы:

  1. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения/ авт.-сост. М.А.Павлова, М.В.Лысогорская, 2009.
  2. Работа с семьей: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
  3. Взаимодействие ДОУ И семьи/ Сост. О.И. Бочкарева.-Волгоград: ИТД "Корифей", 2008.