Умножение. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: введение нового знания.

Форма представления: технологичная.

Предполагаемые результаты:

Предметные Метапредметные Личностные
  1. Знать название и обозначение операции умножения.
  2. Уметь решать простые задачи, раскрывающие смысл действия умножения
  1. Рассмотрение ситуации, иллюстрирующие действие умножение.
  2. Умение сравнивать и упорядочивать объекты.
  3. Умение самостоятельно выбирать способ представления имеющейся информации
  1. Ценностное отношение обучающихся к образовательному процессу через позиции ученик – автор, ученик – понимающий, ученик – критик.
  2. Развитие самооценки и самопринятия личностного действия оценивания

Цель урока:

  1. Формирование у обучающихся ценностного отношения к образовательному процессу через позиции ученик – автор, ученик – понимающий, ученик – критик.
  2. Раскрытие смысла действия умножения.
  3. Ученик, умеющий рассмотреть ситуации, иллюстрирующие действие умножения, сравнить и упорядочить объекты.

Для реализации поставленных целей я использую технологию деятельностного подхода, а также интегрирую элементы технологий проблемно-диалогического обучения и формирования коммуникативной культуры, что обеспечивает достижение планируемых результатов. В структуру урока также встроен этап здоровьесберегающей технологии (физкультминутки).

Этап Цель этапа Деятельность педагога Деятельность обучающихся Результат
1. Самоопределение
к деятельности
– Включение детей в деятельность
(“хочу”);

– выделение содержательной области (“Площадь. Единицы измерения площади”);

– определение позиции ученика.

Учитель показывает механический паровозик-игрушку с прозрачным корпусом.

– Что в ней необычного?

– А что будет, если убрать одну деталь?
– Вот также и знания человека состоят из маленьких “деталей”. И только когда эти “детали” собраны вместе, и не упущена ни одна, тогда знания начинают действовать, и их можно применять в жизни. Каждый урок и то, чему мы на нем учимся, являются такими “деталями”, частями наших знаний.
– Вспомните, с какими понятиями мы познакомились на прошлых уроках?
– Какие единицы площади вы знаете?

 

 


– Все детали видны. Можно увидеть, как работает.

– Не будет работать.

 

 

 


 

– Площадь и единицы измерения площади.
– Квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр.

1. Эмоциональный настрой, готовность к уроку

2. Позиция ученик – понимающий

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в речи – Создание условий необходимых для воспроизведения знаний о действии сложения, умения решать задачи на нахождение целого;

 

– тренировать операцию сравнения;

– рассмотреть ситуации, подводящие к действию умножения;

– занимать позицию ученика

На доске записаны выражения
25м + 25м + 25м + 25м
4см + 4см + 4см + 4см
16кг + 16кг + 16кг + 16кг
22см + 22см + 25см + 22см

– Что общего в выражениях?
– Найдите лишнее выражение. Объясните свою точку зрения.

 

 

– А в задачах вам встречались суммы равных слагаемых?

– Мы решим несколько таких задач. Я читаю задачу, а вы на файле маркером записываете только решение задачи и показываете мне.

1. В одной клетке 2 попугая. Сколько попугаев в 5 таких клетках?
2. У паука 8 лапок. Сколько лапок у 3 пауков?
3. В одном пакете 5кг овощей. Сколько кг овощей в 2 таких пакетах?
4. В пенале 4 карандаша. Сколько карандашей в 6 таких пеналах?
При проверке рассматриваются все варианты ответов, находится и обосновывается правильный вариант.
5. В классе 30 учеников. К празднику каждому ученику решили подарить книгу по цене 27 рублей. Сколько рублей стоит эта покупка?

– Эти суммы содержат по 4 слагаемых, все слагаемые именованные числа.
– Второе. Здесь слагаемые однозначные, а в остальных суммах– двузначные.
– Третье. Здесь складываются единицы массы, а в остальных – единицы длины.
– Четвертое. Слагаемое 25см не равно остальным, а в других суммах все слагаемые равны.

Учащиеся предлагают свои версии.

 

Дети записывают решение задачи на файле маркером и показывают учителю.

 

2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 10

8 + 8 + 8 = 24

5 + 5 = 10

 

4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 24

 

 

27 + 27 + 27 +…+ 27 =

Учащиеся осознают практическую невыполнимость данного задания.

Знаем:

– единицы измерения площади
– компоненты действия сложения

Умеем:

– решать задачи на нахождение целого
– сравнивать, находить общие признаки и различные.
– позиции ученик – понимающий, при фиксировании затруднения позиция ученик-автор

3. Постановка учебной задачи – Фиксирование в громкой речи где и почему возникло затруднение;
– формулирование темы и цели урока
– определение; позиции ученика
– Над чем вы задумались? Где и почему у вас возникло затруднение?

– Верно. Однако, такие суммы часто встречаются в задачах. Какая же цель нашего урока?

– Операция нахождения суммы одинаковых слагаемых в математике называется умножением. Это новое арифметическое действие.

Таким образом, тема урока

Умножение

Название темы фиксируется на доске.

– Затруднение возникло при составлении суммы равных слагаемых из-за того, что слагаемых слишком много.

– Научиться записывать удобным способом суммы одинаковых слагаемых, независимо от их количества.

Тема: “Умножение”

Учебная задача: научиться записывать удобным способом суммы одинаковых слагаемых.

Позиция ученик-автор

4. “Открытие” детьми нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Выбор ценностно- личнозначимого способа решения учебной задачи;

– решение учебной задачи;

– фиксирование понятия “умножение” в языке и знаково-определение позиции ученика;

– развитие умения сравнивать и упорядочивать объекты.

 

– Каким удобным способом мы можем записать сумму, состоящую из одинаковых слагаемых?

27+27+27+…+27=?

 

30 раз

– Посмотрите внимательно какие числа надо обозначить в новой удобной записи и что они будут обозначать?

 

– Молодцы! Знак действия умножения “.”, раньше был “х”.

27+27+27+…+27=27* 30

30 раз

– Давайте переведем полученное равенство на язык букв.

В левой части полученной записи на доске учитель закрывает числа соответствующими карточками с буквами:

 

 

Дети фантазируют, высказывают свои предположения.

 

 

– В новом способе записи надо обозначить 27 и 30.

27 обозначает какие слагаемые складываем.

30 обозначает количество слагаемых.

Один ученик дописывает выражение на доске.

 

Правую часть дети сами закрывают на доске соответствующими карточками.

– Новое понятие “умножение” зафиксировано на доске знаково:

а+а+…+а=а * b

b раз

– высказывая гипотезы и открывая новое знание дети занимают позицию ученик-автор, ученик-критик и ученик-понимающий;

– могут сравнивать и упорядочивать объекты

5. Физкультминутка.

“Танец пяти движений”

 

 

 

 

– Расслабление, снятие мышечных зажимов, образующихся в результате переживаний и эмоциональных проблем;
– определение позиций ученика.
Покажите, как течет вода. Движения текучие, округлые, мягкие.

А теперь на пути густая чаща. Надо через нее перейти. Движения сильные, резкие, четкие.

Мы устали пробираться через чащу и похожи на сломанную куклу. Движения самые разные встряхивающие, незаконченные, ломаные.

К нам на помощь летят бабочки. Наши движения тонкие, изящные, плавные.

А теперь мы успокоились, стоим без движения. Все тело расслаблено. Слушаем свое тело. Какое оно послушное, как ему хорошо после того, как каждая мышца подвигалась. Теперь мы бодрые, веселые, отдохнувшие и можем продолжить работу.

 

 

 

Дети танцуют, придумывая свои движения.

Мышечное и эмоциональное расслабление

Один ученик-автор, другие занимают позицию ученик-понимающий, при этом можно менять позиции

6. Первичное закрепление во внешней речи. – Решение детьми заданий на замену действия сложения действием умножения;
– проговаривание каждого действия в громкой речи;
– определение позиций ученика.
– Мы потренируемся в замене сложения новым действием умножением.

1. Вернемся к нашему первому заданию, заменим действие сложение умножением с проговариванием в громкой речи.

 

 

 

 

 

 

– Измените эту сумму чисел так, чтобы мы могли заменить сложение умножением. Запишите у себя в тетради и проговорите друг ругу в парах.
– Проговорите мне, что у вас получилось?

 

 

По одному с места проговаривают

25м + 25м+ 25м + 25м = 25 * 4,
т.к. 25 – слагаемое,
4 – количество слагаемых
4см + 4см + 4см + 4см = 4 * 4,
т.к. 4 – слагаемое, 4 –количество слагаемых в сумме
16кг + 16кг + 16кг + 16кг=16* 4
16 – слагаемое, 4 – количество слагаемых
22см + 22см + 25см + 22см =?,

Не можем записать умножение чисел, так как одно слагаемое отличается от других.

Работа в парах

22см+22см+22см+22см= 22* 4,
т.к. 22 – слагаемое, 4 – количество слагаемых.
25см+25см+25см+25см=25* 4, т.к. 25 –слагаемое, 4– количество слагаемых.

– умение действовать по алгоритму

– при выполнении 1 задания занимают позицию ученик-понимающий,

– при выполнении 2 задания дети занимают позиции ученик-автор, ученик-критик

– могут рассмотреть ситуации, иллюстрирующие действие умножение

7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе – самостоятельное решение заданий на замену сложения умножением и самоконтроль;

– создание мотивации на успех для каждого ребенка;

– определение позиции ученика.

– Молодцы! Теперь попробуйте свои силы в самостоятельной работе. Откройте учебник на странице 49 № 6. Запишите в тетрадь. На это задание вам 3 минуты.

(см. Рис. 1)

– Проверьте по эталону, записанному на доске.
– Какие были затруднения?
– Что осталось непонятным?

 

Дети самостоятельно записывают решение в тетрадь и проверяют по эталону.

 

Дети анализируют свою работу.

 

– Умение самостоятельно действовать по алгоритму

– дети занимают позиции ученик-понимающий, ученик-автор

8. Включение в систему знаний и повторение – включение знания о действии умножения в систему знаний, решать текстовые задачи, используя действие умножения;
– определение позиции ученика.
– Вы отлично поработали. А теперь решим задачу на странице 49 № 5 (а)

(см. Рис. 2)

– Прочитайте. Что известно? Какой рисунок к задаче мы сделаем?
– Что надо узнать?
– Запишите решение задачи.
– Вы при записи использовали новое знание? Как?

Фронтальная работа при анализе задачи, самостоятельное решение, совместное обсуждение результата.

– Мы нарисуем 4 полки по 10 книг (кружков) на каждой.
– Сколько книг в шкафу?
10 + 10 + 10 + 10 = 10 * 4=40(к)
– Заменили сложение умножением, где первое число обозначает число книг на одной полке, а второе число обозначает количество полок.

– Использование действия умножения при

решении задачи

– позиция ученик-понимающий

– умение рассмотреть ситуацию, иллюстрирующую действие умножение

9. Рефлексия. – Проанализировать деятельность на уроке;
– оценивание детьми собственной деятельности;
– определение позиции ученика.
– Итак, сегодня на уроке добавилась еще одна маленькая “деталь”. Какая?
– Что обозначает каждое число в записи?
– Какие вы позиции занимали на уроке?
– Какое умение вам помогло открыть новое знание?
– У кого были затруднения? Удалось ли их преодолеть? Как?
– Покажите цветным кружком, как вы оцениваете свою работу на уроке?
– Над чем еще надо поработать?
– Мы познакомились с действием “умножения” и научились заменять сложение одинаковых слагаемых умножением.
– Первое число обозначает какое слагаемое повторялось. Второе число обозначает количество одинаковых слагаемых.
– Автор, критик, понимающий.
– Умение быть внимательными, умение сравнивать, все подмечать, видеть сходство и различие.
– Анализ деятельности, оценивание своей работы

– дети занимают позиции ученик-понимающий, ученик-автор

– самопринятие личностного действия оценивания

10. Домашнее задание – Закрепление нового знания;
– определение позиции ученика.
– Дома придумайте 3 суммы одинаковых слагаемых и запишите ее с помощью знака умножения. –Знание о действии умножения;
– могут сравнивать и упорядочивать объекты;
– принимают позицию ученик –понимающий