Умножение многозначного числа на двузначное (программа "Начальная школа XXI века")

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • закрепить алгоритм умножения многозначного числа на двузначное;
  • отрабатывать вычислительные навыки;
  • развивать логическое мышление, зрительную память;
  • воспитывать коллективизм, взаимовыручку, поддержку при работе в группах, в паре, воспитывать интерес к профессиям.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, диск с презентацией, магнитофон, аудиозапись, медали, сигнальные карточки для оценивания, тесты.

Ход

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок

2. Самоопределение целей урока.

– Чем мы занимались на прошлом уроке?
– Чем мы сегодня будем заниматься?
– свои ответы и ответы своих товарищей будете оценивать с помощью сигнальных карточек.

3. Вводная беседа.

– Какие вы знаете профессии?
– Я вам предлагаю сегодня соприкоснуться с очень интересной профессией, которая называется “ детектив”.
– С чем связана эта профессия?
– Как по-другому называют детективов?
– Какие учебные предметы необходимо знать будущему следователю?

(Музыкальная вставка.)

– А работать мы будем в детективном агентстве. Можем вывесить табличку “Детективное агентство”.

А помогать нам в работе будет знаменитый сыщик из сказки “Бременские музыканты”. Вот он к нам уже спешит.

(Видеофрагмент.)

Итак, детективы, на повестку дня мы должны рассмотреть два вопроса: первый – закрепить и отработать навыки умножения многозначных чисел на двузначные, и второй – расследовать криминалистические дела. А также , вы должны обладать острым взглядом, иметь хорошую зрительную память, логическое мышление, обладать умением слушать и запоминать.

– Вы обладаете такими качествами? Сейчас я проверю.

4. Минутка чистописания.

У каждого детектива есть блокноты. А блокнотом будет ваша рабочая тетрадь. Откройте свои тетради. Расследование будем вести 16 ноября.

– Что такое шифр?
– Что написано в шифровке?

325 единиц ІІ класса и 482 единицы І класса (325482)
335 единиц ІІ класса и 483 единицы І класса (335483)

– Найди закономерность и продолжи ряд. (345484)
– В какой последовательности записаны числа.

Проверьте, что вы написали. (Слайд.)

– Какое среди данных чисел наименьшее?
– Какое среди данных чисел наибольшее?
– Какое число предшествует данному числу?
– Какое число последующее?

– Оцените свою работу на минутке чистописания.

5. Устный счёт.

В наше агентство было получено много дел для расследования. Вызывается оперативная группа 4А класса. Все известные детективы: (Слайд) Шерлок Холмс, Доктор Ватсон – заняты расследованием. Так что за дело придётся взяться нам.

(Музыкальная заставка)

Мы получили дело № 1. “Дело об ограблении магазина”.

Ограблен магазин. На месте преступления побывало много народа. И теперь очень трудно отыскать преступников. Но наш помощник – сыщик на месте преступления обнаружил их визитные карточки. Давайте расшифруем имена похитителей. Для этого поработаем устно.

1) Работа в группе. Решение примеров.

1-й ряд.

280 : 7 х 24 + 1300 х 8 = 11360 И
618 : 6 + 804 х 8 = 6535 П
210 х 400 = 84000 Т
150 х 60 = 9000 Е
14350 – 35 х 10 = 14000 Р

6535 11360 84000 9000 14000
П И Т Е Р

2-й ряд.

3600 х 7 – 200 : 5 х 17 = 24520 О
903 х 8 – 906 : 3 = 6922 Н
4444 х 200 = 888800 Д
400 х 50 = 20000 Ж

888800 20000 24520 6922
Д Ж О Н

3-й ряд.

120 х 54 – 800 : 20 = 6480 Р
380 х 45 + 900 : 45 = 17080 К
1100 х 800 = 880000 М
500 х 90 = 45000 А

880000 45000 6480 17080
М А Р К

Проверка по экрану (Слайды )

– Оцените работу в группе.

Мы имеем дело с особо опасными преступниками. (Слайд)

2) Работа в парах. Задача на смекалку.

Мы имеем дело с особо опасными преступниками. (Слайд)

Расследование любого дела связано с решением логических задач. Вы должны догадаться, что украл каждый преступник. Прочитаем задачу.

Произошла кража. Украдены часы, кошелёк и шапка. Подозреваются три преступника: Питер, Джон и Марк. Они поклялись, что будут говорить правду, но друг друга не выдадут.
Питер: “Я не брал часы, а Марк не брал кошелёк”.
Джон: “Я не брал шапку, а Питер не брал часы”.
Марк: “Я не брал кошелёк, и Джон не брал кошелёк”.
Каждый взял по одной вещи. Кто что взял?

Работать будем в парах. Одна пара у доски.

  КОШЕЛЁК ЧАСЫ ШАПКА
ПИТЕР +
ДЖОН +
МАРК +

– Оцените Работу в парах.

Молодцы, первое дело раскрыли.

6. Работа по учебнику.

(Музыкальная заставка.)

– Берёмся за дело №2. “Дело гастролёра”.

“Гастролёр” – преступник, совершающий свои “грязные” дела каждый раз в новом месте. Наш вор, переезжая из города в город, всё время что-то похищал. Вы должны узнать, в каких населённых пунктах было совершено преступление.

1) Примеры № 210, стр. 56

Для этого решим примеры № 210, стр. 56. (Из каждого ряда по одному ученику).

1-й ряд – 1 столбик
2-й ряд – 2 столбик
3-й ряд – 3 столбик

(Проверка по экрану.)

– Оцените своего товарища.

А сейчас, внимание на экран. В каком населённом пункте на территории РБ было совершено преступление? (Слайд )

Работа с именованными числами. № 214, стр. 57

А сейчас узнайте, сколько времени было потрачено на преступление. А поможет вам в этом задание № 214, стр. 57

7. Физкультминутка “Твоя звезда”.

А сейчас пришло время перерыва в нашем агентстве.

(Звучит тихая музыка.)

Сядьте по удобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох…

Теперь представьте себе, что над твоей головой висит чудесная золотая звезда. Это – твоя звезда, она принадлежит тебе и заботится о том, чтобы ты был счастлив. Представьте себе, что с ног до головы озарён светом этой звезды, светом любви и радости… Представьте себе ещё, что этот свет насквозь пронизывает всё твоё тело… Представь себе, что ты, как и твоя звезда, тоже испускаешь во все стороны лучи ясного тёплого сета и что этот свет идёт ко всем находящимся в этом классе. Подумай обо всех, кто находится в классе, и пошли всем немного своего света… Теперь пошли немного света людям, которых нет в этом классе: твоим родителям, друзьям, а также близким и знакомым. Сохрани в памяти эти чувства и обращайся к ним в тех случаях, когда ты устал, или у тебя грустное настроение. Или тебе просто нужны свежие силы. Немного потянись, выпрямись и открой глаза.

Детективу необходима хорошая зрительная память. Посмотрите 30 секунд на изображение комнаты после ограбления и ответьте на вопросы:

– Открыта или закрыта дверца клетки? (Закрыта.)
– Где находится букет? (В трубе.)
– Чей портрет стоит на телевизоре? (Собаки.)
– Сколько времени показывают часы? (10:30)

3) Решение задачи.

(Музыкальная заставка.)

– Берёмся за дело № 3. “Дело о взломе сейфа”.

В небольшом отеле г. Уфы ночью было совершено ограбление. Все мирно отдыхали, и вдруг… В 23 часа внезапно отключилось электричество! Поднялась суматоха. Воспользовавшись всеобщей неразберихой и темнотой, вор вскрыл сейф, где хранились деньги. На месте преступления наш сыщик нашёл запись владельца денег. Прочитайте, что было там записано.

На верхней полке сейфа было 635 купюр по 50 рублей, а на нижней -214 купюр по 10 рублей.

– Как вы думаете, что мы должны узнать?
– Чего не хватает в условие задачи?
– Давайте поставим вопрос задачи и её решим.
– Что известно в задаче?
– Что мы должны найти?
– Сможем ли мы ответить на главный вопрос задачи? Почему?
– Когда мы узнаем, сколько рублей на верхней полке, сможем ли мы ответить на вопрос задачи? Почему?
– Когда мы узнаем, сколько рублей на нижней полке, сможем ли мы ответить на вопрос задачи? Значит, задача решается во сколько действий?

Решение задачи у доски.

На верхней – ? руб. 635к. по 50 руб.
На нижней – ? руб. 214к. по 10 руб ? руб.

  1. 50 х 635 = 31750 (руб) - на верхней
  2. 10 х 214 = 2140 (руб) – на нижней
  3. 31750 + 2140 = 33890 (руб)

Ответ. В сейфе было 33890 рублей.

– Оцените работу.

8. Тестирование по теме “ Умножение многозначного числа на двузначное”.

– Как вор смог открыть сейф?
– Вам нужно догадаться, какой был шифр сейфа? Для этого выполним тестовые задания, а ответы будут шифром сейфа. (42324)

Оцените свои силы о возможности. Я вам даю право выбора. Сами выберите, какой тест вы бы хотели выполнить.

(Проверка по экрану.)

– Оцените свою работу.

9. Итог урока.

Уважаемые детективы! Давайте подведём итог нашей работы в детективном агентстве. Продолжите:

У нас была цель…
Я считаю, что цели…
Теперь я знаю…
Я могу использовать эти знания…
В процессе урока я усвоил новые понятия такие, как…

Из материала урока мне показалось интересным…
Вы проявили способности при решении сложнейших детективных дел, при которых повторили решение примеров и задач по теме “ Умножение многозначного числа на двузначное”. Острый глаз, память, логическое мышление привели вас к победе.

В благодарность за проделанную работу, наш сыщик– помощник дарит вам на память своё фото.

10. Домашнее задание.

  1. Дополнительно узнать о профессии детектива.
  2. Составить задачи с криминалистическими историями.

Тест по теме “ Умножение многозначного числа на двузначное”

  1. Как записать цифрами число сто одна тысяча восемь?
    1) 1018
    2) 10018
    3) 10108
    4) 101008
  2. Как записать число, в котором 500 единиц ІІІ класса, 50 единиц ІІ класса и 5 единиц І класса?
    1) 5 005 500
    2) 500 050 005
    3) 500 505
    4) 50 005 050
  3. Укажи наибольшее из чисел:
    1) 17295
    2) 17335
    3) 17374
    4) 17296
  4. Найди значение выражения 6100х30
    1) 1830
    2) 183000
    3) 18000
    4) 180300
  5. Найди решение данной задачи. Реши задачу.

    В магазине было 18 коробок конфет по 10 кг в каждой и 12 коробок вафель по 14 кг в каждой. Сколько всего килограмм конфет и вафель было в магазине?
    10 х 18 - 14 х 12
    10 х 18 : 14 х 12
    10 х 18 х 14 х 12
    10 х 18 + 14 х 12
    Ответ.___________

Тест по теме “ Умножение многозначного числа на двузначное”

  1. В числе 75012 цифру из разряда десятков тысяч увеличена на 5. Какое число получилось?
    1) 80 012
    2) 125 120
    3) 75 512
    4) 125 012
  2. Не выполняя вычислений, определи, какое произведение больше и на сколько: 17х324 или 17х323
    1) 17 х 323 больше на 17
    2) 17 х 324 больше на 17
    3) 17 х 324 больше на 324
    4) 17 х 324 больше на 323
  3. Рассмотри примеры. Укажи, какая запись верная?
  4. Найди закономерность и продолжи ряд : 320 600, 340 600…
    1) 360 000
    2) 360 600
    3) 360 060
    4) 369 006
  5. Нади решение данной задачи. Реши задачу.

    На складе было 19 мешков муки по 10 килограмм в каждом и 15 мешков риса по 12 килограмм в каждом. Сколько всего килограмм муки и риса было на складе?
    1) 10 х 19 : 12 х 15
    2) 10 х 19 х 12 х 15
    3) 10 х 19 - 12 х 15
    4) 10 х 19 + 12 х 15
    Ответ._________