Проектная деятельность как результат повышения профессионализма педагогов ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Проект - есть всякое действие совершаемое от всего сердца и с определенной целью (В.Кильпатрик)

Современные этапы развития дошкольного воспитания характеризуются повышением его качества. Одним из условий повышения качества является работа учреждения в поисковом режиме. Методическая работа в нашем учреждении часть целостной системы непрерывного образования, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогов, основанных на достижениях науки и передового опыта, способствующих повышению профессионального мастерства, развитию творческого потенциала, необходимого для качественной воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Еще несколько лет назад управление и педагогическая деятельность нашего детского сада строилась на традиционных способах разработки перспективных и календарных планов и контроля за их реализацией. В современной же образовательной системе педагоги учреждения вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям.

Концепция модернизации российского образования требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития каждого ребенка. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Все это требует от педагогов нового комплекса умений - проектировать развитие образовательной системы и собственной образовательной деятельности. Современный педагог-профессионал должен быть способен к таким видам деятельности, как формулировка проблемы, разработка средств ее решения, рефлексия результатов, построение содержательной коммуникации с другими субъектами образовательной деятельности.

Поиск новых форм методической работы с педагогическим коллективом, способствующих повышению профессиональной компетентности привел к тому, что в практике нашего дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности, как уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых на основе гуманистических отношений. Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное - раскрывают возможности для педагогического творчества.

Проектная деятельность - это интеллектуальный труд, требующий не только высокого уровня мышления, но и сформированной базы для работы в проектном режиме. Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, повышение педагогического профессионализма, формирование у педагогов следующих умений:

  • проблематизация;
  • целеполагание;
  • планирование;
  • прогнозирование;
  • рефлексия и самооценка

Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами, были определены цели и задачи, основные этапы и формы работы.

Цель: создание системы работы по внедрению новой технологии - "метод проектов".

Задачи:

  • организовать систему работы по освоению педагогами метода проекта;
  • организовать просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности;
  • создать предметно-развивающую среду, соответствующую требованиям проектного метода;
  • разработать методические рекомендации для педагогов в данном направлении.

На первое место мы вынесли такую форму, как изучение литературы по данной теме, обучающий семинар "Технология проектной деятельности", мозговой штурм, индивидуальные консультации. На втором этапе происходила непосредственная разработка проектов, на третьем презентация и защита проектов. Педагогический процесс индивидуален и у каждого педагога существует свой ключ, которым он может "открывать" души детей, дарить им знания и тепло своей души. На сегодняшний день все педагоги активно применяют данную технологию в соответствии с годовыми задачами, куда вовлекают всех субъектов образовательного процесса. Именно данная технология позволяет вести работу по всем направлениям образовательной программы: социально-личностное, физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое.

Любой проект - это "пять П":

  • проблема;
  • проектирование;
  • поиск информации;
  • продукт;
  • презентация

Значительный интерес вызывают проекты по ОБЖ, экологии, устному народному творчеству, семейным традициям и т.п. Ежегодно весь коллектив разрабатывает проекты "Азбука здоровья", "Берегите природу", "В мире сказок и чудес", "Наши друзья - птицы", "Я и моя семья". К юбилею детского сада весь коллектив работал над социальным проектом "Мой любимый детский сад". Одной из составляющих эффективности образовательной работы в учреждении создание предметно-развивающей среды, как поисковое "поле" ребенка, в котором он ставит цели, выбирает средства и способы ее достижения, делает личные открытия. Благодаря творческой работе педагогов в группах появились эстетически оформленные мини-центры с многофункциональными пособиями: уголок профессора Всезнайки, умных книг, умелых ручек, золотые руки не знают скуки, которые призваны обогащать детей широким спектром впечатлений, открывать для себя неизведанное. Такая среда привлекает детей, дает им творческую энергию, пробуждает интерес, желание что-то изменить, сделать своими руками, расширяет возможности участия каждого в разнообразной исследовательской, продуктивной, игровой деятельности, способствует накоплению социального опыта, развитию технологической, коммуникативной компетентности. Для родителей постоянно организуются фотовыставки, где мы освещаем успехи в поисково-исследовательской деятельности дошкольника, стендовые презентации. Нам удалось приобрести в лице родителей заинтересованных, понимающих партнеров, родители отмечают, что дети их стали более открытыми, самостоятельными, ответственными, уверенными в себе.

Успешность и действенность работы коллектива по внедрению проектной технологии оказывает позитивное влияние на развитие нашего детского сада. Педагоги находятся в постоянном поиске интересных форм организации педагогического процесса, проявляют заинтересованность и профессиональную компетентность. Так для педагогов учреждения создана система работы по развитию исследовательской компетентности через разные виды деятельности, которая включает в себя алгоритм взаимодействия педагогов детского сада, модель взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ, с целью повышения профессионального мастерства и самообразования педагогов. Практико-ориентированное взаимодействие с семьями, использование инновационных технологий, интерактивных форм общения способствовало приобретению родителями нового опыта общения с детьми, выработало определенную модель взаимодействия с ними. Данный опыт позволяет коллективу наиболее эффективно планировать педагогическую деятельность, направленную на познавательное, речевое развитие детей, а также осуществлять активный непрерывный обмен информацией между всеми субъектами образовательного процесса. Данная система работы актуализировала детское экспериментирование, позволяет достичь ребенку уровня развития, необходимого для успешного обучения в школе.

Таким образом, проектная деятельность как одна из форм повышения мастерства педагогов является достаточно эффективной и инновационной. Значительно возросла методическая активность педагогов, активизировалось их взаимодействие внутри учреждения, города в рамках реализации приоритетных направлений, об этом свидетельствует наличие собственных методических разработок и публикаций, обобщение опыта работы. Моя работа с педагогами - трудный, но увлекательный процесс, ведь я вижу, как из неуверенного, молодого специалиста вырастает творческая личность, преданность любимому делу. Педагоги - счастливые люди, пока они работают с детьми, они всегда молоды душой.

Список литературы.

1. Урмина, И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: програм. - метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников - М.: Линка-пресс, 2009

2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина. - М.: АРКТИ, 2005

3. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. - М.: 1993