Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах "Текст. Что это такое?"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: сформулировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков; проконтролировать знания детей с помощью текста.

Оборудование:

  • Строки из стихотворения А.С. Пушкина на плакате
  • Магнитофон с записью музыки П.И. Чайковского
  • Набор слов: "Логическая цепочка", "Однокоренные слова"
  • Иллюстрация - цветок "Яркие признаки текста".
  • Алфавит с нумерацией букв.
  • Раздаточный материал (текст "Никита - охотник")

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

II. "Вхождение" в тему урока.

- Закройте, дети, глазки, послушайте музыку, настройтесь на работу. (звучит музыка П.И. Чайковского)

- Откройте глазки. Посмотрите на меня и послушайте стихи А.С. Пушкина. ( Учитель читает стихи, написанные на плакате. На доске портрет поэта.)

Стихотворение А.С. Пушкина

Сколько нам открытий чудных
Готовит посвященья дух
И опыт - сын ошибок трудных,
И гений - парадоксов друг.

- Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов? (Я думаю, нам предстоит сделать какие-то открытия. Я уверена, что мы сегодня узнаем что-то новое.)

Да, вам сегодня предстоит сделать несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.

- Исследуйте это предложение и объясните орфограммы. (Чу - пиши с гласной У, ши - пиши с гласной И, Ь - показатель мягкости. Имена, отчества, фамилии людей пишутся с большой буквы.) (Учитель подчеркивает орфограммы)

- Значения каких слов вам непонятны? (Просвещенья, парадоксов, гений.).

(На доске плакат, учитель читает):

Гений - человек, обладающий высшей степенью одаренности, таланта;

Парадокс - мнение, суждение, противоречащее здравому смыслу;

Просвещенье - распространение знаний, образование.

- Подберите и запишите однокоренные слова к слову чудный, обозначьте корень. ( Все работают в тетради, а один ученик у доски выбирает однокоренные слова из группы слов и выставляет их на наборное полотно. )

Пример: Чудный - чудо, чудак, чудить.

- Подберите синонимы (сходные по значению слова) к слову чудный. (красивый, прекрасный, великолепный )

- Подберите антонимы (противоположные по значению слова) к слову чудный. (некрасивый, плохой, неинтересный. )

- Восстановите перепутанную логическую цепочку слов . (Учитель дает набор слов :предложения, слоги, звуки, слова. Ученик у доски восстанавливает цепочку : звуки, слоги , слова, предложения , ? . (текст)

- Докажите на примере прочитанного предложения правильность цепочки.

- В этой цепочке не хватает одного слова. Отгадайте, какого слова не хватает? Это слово написано цифрами (20, 6, 12, 19, 20)

Вспомните алфавит, чтобы правильно выполнить задание. (Текст.) (учитель выставляет это слово).

- Как вы думаете, почему слово текст выделено красным цветом? (это тема нашего урока)

III. Раскрытие темы урока.

1. Главный вопрос урока.

- Прочитайте главный вопрос урока. (на доске). (Текст - что это такое?)

- На этот вопрос мы постараемся ответить вместе. Как вы думаете, можно ли назвать текстом стихи А.С. Пушкина? (Да, эти стихи можно назвать текстом.)

- Приведите доказательства. (Можно выделить основную мысль. Основная мысль этого текста - говорится об открытиях.)

2. Работа со схемой-рисунком "Яркие признаки текста". (На доске цветок с разноцветными лепестками.)

- Назовите яркие признаки текста. (Заголовок, начало, основная часть, концовка, ключевые (опорные) слова, абзац, тема урока : Основная мысль.)

  • Тема - это то, о чем или о ком говорится в тексте.
  • Основная мысль - самое важное, главное, о чем говорит нам текст.
  • Заголовок - заглавие, название.
  • Начало - основная часть.
  • Концовка - структура текста.
  • Красная строка, с красной строки пишут не любую часть текста, а ту, в которой содержится новая мысль.
  • Ключевые (опорные) слова - слова, по которым можно понять основную мысль текста.

Понять основную мысль текста - это как бы найти волшебный ключик к тексту, и текст откроется нам, поделится мыслями, чувствами.

- Какой признак должен быть обязательно в тексте? (Основная мысль.)

3. Работа с деформированным текстом. (На доске справа - деформированный текст, слева (закрыт) - правильный текст.

Выскочила одна горошина

Слева (правильно) Cправа (неправильно)
1. Обезьяна несла две полные горсти гороху.

2. Выскочила одна горошина.

3. Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок.

4. Она бросилась поднимать и просыпала все.

5.

Выскочила одна горошина.

Обезьяна несла две полные горсти гороху.

Она бросилась поднимать и просыпала все.

Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошин.

Тогда она рассердилась и разбросала весь горох.

Теперь применим теоретические знания на практике. Прочитайте предложения (справа) на доске (открывается деформированный текст). Ученик читает.

- Можно ли назвать это текстом?

- Докажите. (Нельзя понять основную мысль)

- Восстановите перепутанную логическую цепочку предложений . (Учитель ставит номера предложений на доске)

- Посмотрите на эти предложения. (Открывается текст слева.)

- Что вы заметили? (Это текст, но у него нет концовки, и нет заглавия.)

- Придумайте заглавие. (Пример: Обезьяна и горох. Случай с обезьяной.)

- Придумайте концовку. (Пример: "Ей стало весело и обезьяна стала играть горошинами".)

- Докажите, что это текст. (В этом тексте есть все признаки текста.)

- Объясните орфограммы в словах.

- Кто может ответить на главный вопрос урока?

Текст - это группа предложений, объединенных темой, основной мыслью. (Текст - это несколько предложений, связанных по смыслу.)

Задание:

  • 1 вариант. Выберите из текста и запишите предложения из 6-ти слов, подчеркните главные члены предложения.
  • 2 вариант. Выберите из текста предложения из 3-х слов, разберите по частям, подчеркните главные члены предложения.

IV. Физкультминутка.

V. Работа по теме урока.

Корректировка текста.

- Перед вами на листочках текст. Прочитайте его.

Никита - охотник.

Есть у Никиты деревянный тигр еще есть крокодил резиновый и слон запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет. (По Е. Чарушину)

- Легко ли было читать текст ? (Очень трудно. Ничего не понятно .)

- Почему? (Нет знаков препинания. Нет границ предложений .)

Граница - линия раздела между территориями, в нашем случае между предложениями. Знаки препинания человек придумал в XVвеке после изобретения книгопечатания. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов высказал мысль о том, что ставить их нужно по смыслу, как диктует текст. "Знаки препинания ставятся по силе разума!" - сказал он.

- Представьте себе, что вы - корректоры.

- Спишите текст и определите границы предложений. (Самостоятельная работа)

- Сколько получилось предложений? (4)

- Прочитайте текст.

- Докажите, что это текст. (Это текст, можно выделить тему и основную мысль.)

- Сделайте вывод.

( Предложения в тексте имеют границы . Они расположены в определенной последовательности .)

- Назовите имена существительные.

VI. Проверка усвоения темы.

Работа по перфокартам.

1) Текст состоит из предложений. +
2) К тексту нельзя придумать заглавие -
3) Все предложения в тексте имеют границы +
4) Предложения в тексте не имеют определенной последовательности -
5) В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится -
6) Текст можно разделить на части +
7) Каждая часть текста записывается с красной строки +

Домашнее задание.

Дописать концовку к тексту "Никита - охотник". Придумать и записать свой текст.

Итог урока.

- Какие открытия на уроке вы для себя сделали?

Стихотворение. (в тетрадь орфографическую)

- Докажите, что это текст.

Гордился рыжий львенок,
Гордился рыжий львенок
Своей пушистой кисточкой
На кончике хвоста.
Наверно, я художник,
Конечно, я художник
Раз у меня есть кисточка
На кончике хвоста.
Г.Сангир