Создание системы коррекционной работы в группе для детей с амблиопией и косоглазием (педагогический опыт)

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Введение

Основным опытом своей многолетней педагогической деятельности я считаю создание системы коррекционной работы в группе для детей с амблиопией и косоглазием. Проблема построения системы коррекционной работы встала передо мной в 1989 году одновременно с открытием в ДОУ группы для детей с патологией развития органа зрения и с началом моей педагогической деятельности.

В этот период коллектив педагогов впервые открытой коррекционной группы испытывал недостаток ресурсов для построения коррекционной работы:

  • недостаточная теоретическая база для осуществления коррекции и компенсации нарушенного у детей зрения (в связи с тем, что у меня как у специалиста имелось к тому времени только незаконченное высшее дефектологическое образование), отсутствие специальной литературы;
  • отсутствие специальной программы для обучения и воспитания детей с нарушением зрения;
  • отсутствие специальных наглядных и методических пособий, отвечающих необходимым требованиям зрительной работы.

Таким образом, передо мной, как учителем-дефектологом, остро встала необходимость построения коррекционно-развивающей среды и системы коррекционной работы.

Мероприятия и задачи по созданию системы коррекционной работы в группе для детей с амблиопией и косоглазием

1. Изучение контингента детей коррекционной группы и определение основной задачи коррекционной работы

Опираясь на взаимосвязь с врачом-окулистом, журнал «Дефектология», некоторые теоретические и практические материалы, полученные мной за 3 года обучения на отделении тифлопедагогики дефектологического факультета, я начала свою работу с изучения контингента детей коррекционной группы и определения основной задачи в работе с детьми с амблиопией и косоглазием. Для этого поставила перед собой задачи: определить остроту зрения и диагноз по зрению каждого ребенка; определить сопутствующие заболевания и группу здоровья ребенка; изучить уровень развития зрительного восприятия у детей; выявить вторичные отклонения, связанные с дефектом зрения (нарушения речи, ориентировки в пространстве, осанки, отклонения в эмоциональной сфере); уровень развития предметных представлений; определить, в какой коррекции или компенсации нуждается каждый ребенок.

С целью диагностики разработала методику обследования зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Она включает в себя обследование восприятия цвета, формы, величины, пространственных представлений у дошкольников. Главной задачей в работе с детьми определила следующее: коррекция дефекта зрения и восстановление зрительных функций до нормы, а также компенсация вторичных отклонений, связанных с нарушением зрения.

Постепенно совершенствуя систему обследования детей с амблиопией и косоглазием, я включила в нее следующие разделы: изучение уровня развития психических процессов (внимания, памяти, мышления), обследование уровня развития речи (звукопроизношение и связной речи), обследование сформированности мелкой моторики, выявление отклонений в эмоционально-личностной сфере каждого ребенка.

Полученные результаты заношу в тетрадь обследования.

2. Создание предметно-развивающей среды

Одновременно с изучением контингента детей, я совместно с воспитателями группы начала работу по созданию предметно-развивающей среды, отвечающей необходимым гигиеническим требованиям и принципу: «Не навреди!». Мною были поставлены следующие задачи: определить основные формы организации коррекционной работы; четко сформулировать гигиенические требования к организации педагогического процесса – определить количество подгрупповых и индивидуальных занятий в течение дня, время проведения каждого занятия, правила зрительной работы, правила рассаживания детей на занятии; изготовить наглядные пособия, отвечающие требованиям зрительной работы детей с нарушенным зрением.

Опираясь на рекомендации врача-офтальмолога и свои знания психолого-физиологических особенностей детей с амблиопией и косоглазием, на первом этапе своей педагогической деятельности я определила основной формой организации коррекционной работы подгрупповые и индивидуальные занятия. В дальнейшем, накапливая теоретический и практический материал, приобретая опыт, понимая, что игра для детей дошкольного возраста – это ведущий вид деятельности, все больше включала в работу игровые задания, упражнения и игры. Таким образом, игра как форма организации обучения и воспитания детей с нарушением зрения стала занимать одно из ведущих мест в коррекционной работе. Я разработала серии игр по психогимнастике, развитию ориентировки в пространстве, по развитию психических функций.

С опорой на книги М. И. Земцовой «Учителю о детях с нарушением зрения» и на уже имеющиеся теоретические сведения я сформулировала определенные гигиенические требования к организации педагогического процесса в группе для детей с нарушением зрения.

За весь период работы специализированной группы кабинет дефектолога пополнился большим количеством наглядно-дидактического материала, в основном, изготовленного своими руками.

3. Определение видов коррекционных занятий на начальном этапе работы

Изучив уровень развития и возможности личности ребенка, определив, в какой коррекции или компенсации нуждается каждый ребенок, я сделала вывод, что у детей с амблиопией и косоглазием надо развивать:

– зрительное восприятие как сложный психический процесс (зрительные сенсорные эталоны цвета, формы, величины; восприятие пространственных представлений и восприятие сюжетного изображения);
– представления об окружающих предметах: овощах и фруктах, растениях, животных и птицах, транспорте, одежде;
– умение ориентироваться в пространстве;
– умение правильно произносить звуки речи;
– осязание и мелкую моторику;
– общую моторику;
– коммуникативные умения и навыки;
– психические процессы: внимание, память, мышление.

Так как на начальном этапе работы из методического материала у меня имелись только примерные конспекты занятий по формированию предметных представлений, развитию зрительного восприятия, развитию ориентировки в пространстве, исправлению неправильного звукопроизношения, то и до 1996 года проводились только такие виды занятий. Остальные отклонения в развитии детей с нарушенным зрением корректировались путем использования отдельных, еще не приведенных в систему, игр и упражнений.

В 1996 году имеющиеся виды подгрупповых занятий я распределила по лексическим темам в соответствии с темами общеобразовательных занятий таким образом, что в течение изучения одной лексической темы (одна – две недели) происходило формирование и предметных представлений, и сенсорных эталонов, и ориентировки в пространстве. Таким образом, учитывая количество лексических тем, которые необходимо изучить в течение года, я смогла определиться и с количеством имеющихся видов подгрупповых коррекционных занятий в учебном году:

– Формирование предметных представлений – 26.
– Развитие зрительного восприятия – 33.
– Развитие ориентировки – 14.

4. Установление взаимосвязи с воспитателями специализированной группы

С момента распределения видов коррекционных занятий по лексическим темам установилась более тесная взаимосвязь дефектолога с воспитателями, которая до этого выражалась лишь в отдельных рекомендациях для воспитателей по организации коррекционной работы. Изученный на коррекционном занятии по ФПП материал стал закрепляться на общеобразовательных занятиях по ознакомлению с окружающим и по развитию речи. Рекомендации для воспитателей по закреплению темы и проведению индивидуальной работы заносятся в «Тетрадь связи».

5. Изучение и внедрение в работу специальной программы. Определение основных направлений коррекционной работы

В 1997 году вышла в свет Программа «Коррекционная работа в детском саду» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Программой были определены следующие направления коррекционной работы: развитие зрительного восприятия; социально-бытовая ориентировка; коррекция нарушений речи; развитие осязания и мелкой моторики; ориентировка в пространстве.

Программа Л.И.Плаксиной очень помогла в создании системы коррекционной работы. В соответствии с Программой, к уже имеющимся видам занятий я добавила подгрупповое занятие по развитию осязания и мелкой моторики, беседы по развитию социально-бытовой ориентировки, коррегирующую гимнастику, индивидуальное занятие по формированию правильной осанки. Программа помогла более четко определить цели и задачи, формы организации, виды занятий, их количество по каждому направлению коррекционной работы. Но, кроме программных занятий, я разработала серию занятий по психогимнастике.

6. Установление взаимосвязи с родителями воспитанников

Работа с родителями является важным условием воспитания детей с нарушенным зрением. Большое значение имеет информационно-просветительская работа среди родителей. Я, как учитель-дефектолог использовала и продолжаю использовать разные формы работы с родителями. Это индивидуальные консультации и показ приемов коррекции зрительного восприятия, речи, психических функций, эмоциональных состояний и др.; информация в уголке для родителей на различные темы; папка «Связь с родителями» (вопросы и ответы); выступления на родительских собраниях; анкетирование.

Также, разработала серию консультаций для родителей, в которых в живой и доступной форме знакомлю родителей с некоторыми понятиями (пальминг, косоглазие), предлагаю небольшой комплекс гимнастики для глаз, для тренировки мимики, рассказываю о пользе свечи, даю совет – как сохранить зрение и др.

7. Поиск новых приемов и методов, сохраняющих здоровье. Интегративный компонент в образовательном процессе

В результате наблюдения за свободной и учебной деятельностью детей нашей группы, анализа своей работы я сделала вывод, что проблема учебных перегрузок не обошла и нашу группу. И, в связи с этим назрела необходимость в поиске новых приемов и методов, сохраняющих здоровье воспитанников.
Опираясь на опыт воспитателя Редько Л.А. по использованию игровых ситуаций на занятиях, я в 1999-2000 учебном году работала по теме: «Игра и живое слово как средство активизации детей на коррекционном занятии». Итогом изучения этой темы стал подбор практического материала (загадок, стихотворений, игр) по лексическим темам и включение в конспекты коррекционных занятий игр, игровых ситуаций и живого слова.

Также, с целью охраны зрения и общего здоровья детей, обратила особое внимание на включение в каждое коррекционное занятие динамических пауз, физкультминуток или зрительных упражнений. Подобрала физкультминутки по каждой лексической теме.

Кроме этого разработала и включила в систему работы серию игр на развитие внимания, памяти, мышления и серию психогимнастических игр.

С целью снижения эмоциональных и умственных нагрузок детей, возникла необходимость создания проекта, который помог бы разрешить хотя бы в какой-то степени проблему учебных перегрузок. Особенно негативно большие учебные нагрузки и сокращение времени на игру сказывается на детях с ограниченными возможностями. В частности, на детях с нарушением зрения.

Вторичными отклонениями у детей с нарушением зрения являются: снижение двигательной активности и нарушение осанки. А увеличение времени занятий и уменьшение времени на свободные активные игры усугубляет эти отклонения в двигательной сфере, что неблагоприятно влияет на общее физическое здоровье детей. Совместно с воспитателями группы мы решили использовать интегративный компонент в образовательном процессе для снижения умственных и физических нагрузок на детей. Проект был так и назван «Интегративный компонент в образовательном процессе как фактор решения проблемы эмоциональных и физических перегрузок детей».
Для реализации главной цели проекта нами были поставлены следующие задачи:

  • Объединить некоторые виды занятий и заменить некоторые из них играми. Таким образом, более полно реализовать право ребенка на ведущий вид деятельности – игру.
  • Высвободить в режиме дня время для свободной деятельности детей за счет замены некоторых занятий игрой, учитывая, что игра должна быть по времени короче занятия.

Мы выделили следующие этапы работы над проектом:

1. Обследование уровня физического развития и наблюдение за физическим и эмоциональным состоянием детей. Этот этап был рассчитан на сентябрь 2004 года. Результаты обследования показали низкий уровень физического развития, эмоциональную закомплексованность наших воспитанников в начале года.

2. Распределение программных задач по видам занятий, их интеграция и разработка серий игр по данным разделам. Этот этап завершили к концу 2004-2005 учебного года.

3. Систематизация материала и его внедрение в работу. Этап завершили к концу 2005-2006 учебного года.

Объектом интеграции стали занятия:

  • Занятия воспитателя по ознакомлению с окружающим и социальной действительностью.
  • Коррекционные занятия дефектолога по формированию предметных представлений.
  • Занятия воспитателя по формированию элементарных математических представлений.
  • Коррекционные занятия дефектолога по ориентировке в пространстве.

Как же происходило это объединение?

  • Из занятий по ознакомлению с окружающим и социальной действительностью мы выделили основные обучающие задачи, которыми дополнили коррекционные занятия по формированию предметных представлений.
  • Разработали серию игр по закреплению представлений об окружающем и социальной действительности.
  • Из коррекционных занятий по ориентировке в пространстве выделили коррекционные задачи, которые включили в занятия по формированию элементарных математических представлений.
  • Систематизировали игры по развитию ориентировки в пространстве.

Таким образом, за счет интеграции:

  • количество занятий уменьшилось, а количество игр увеличилось;
  • в режиме в первую половину дня на свободную деятельность детей вместо двадцати минут отведено около одного часа.

В результате реализации проекта, коллектив нашей специализированной группы смог более полно реализовать право ребенка на ведущий вид деятельности; способствовать снижению учебных перегрузок, сохранению физического и эмоционального здоровья детей.

Таким образом, используя здоровьесберегающие приемы и учитывая когнитивные и креативные аспекты деятельности в своей работе, я реализую принцип здоровьесбережения и здоровьеразвития.

Моя педагогическая концепция.

Концепцию своей педагогической деятельности я, конечно, выделила для себя не сразу, а в процессе работы над проблемой создания системы коррекционной работы. Толчком к формулировке концепции моей педагогической деятельности послужила работа над проектом «Интегративныйкомпонент в образовательном процессе как фактор решения проблемы эмоциональных и физических перегрузок детей».

Подводя итог большому этапу своей педагогической деятельности, я сделала вывод, что четкость и систематичность в работе педагога помогает исключить лишнюю физическую, эмоциональную и психическую нагрузку на детей и педагога и способствует сохранению их здоровья.

Главная цель и результаты работы

Выстраивая систему коррекционной работы, я не забывала о главной конечной цели этой работы: воспитание здорового ребенка. Ведь, еще великий русский педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Но что же мы понимаем под словом здоровье? В настоящее время насчитывается около 40 определений здоровья. Например, всемирно известный врач-психотерапевт Элизабет Кублер-Росс выдвинула идею о том, что здоровье можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. Лишь соединение всех аспектов может дать здорового полноценного человека. В современном обществе интеллектуальный квадрант слишком развит, зато эмоциональный наиболее ослаблен. Главная задача сохранения и укрепления здоровья состоит в том, чтобы сбалансировать эти квадранты здоровья. Одним из лучших определений здоровья считается определение американского медика Г. Сигериста: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Эти определения я учитываю, воспитывая и обучая ребят с отклонениями в развитии.

Конечно, не во всех случаях получается желаемый результат, так как мы имеем дело с особым контингентом детей, имеющим особенности в психофизическом развитии и, порой, очень сложный комплекс дефектов: нарушение зрения может сочетаться с отклонениями речи, в эмоционально-волевой сфере и с другими вторичными отклонениями. Но, как правило, выпускники нашей группы выходят из детского сада подготовленными к обучению в школе: с высоким уровнем развития психических процессов и психологической и эмоциональной готовности к школьному обучению, с уже сформированными навыками учебной деятельности, необходимыми для начала обучения (подготовленная к письму рука, усидчивость, трудолюбие и др.).

Завершая описание системы своей работы, хочется отметить, что моя педагогическая деятельность отражает мое жизненное кредо: «Чистота – залог здоровья…Порядок прежде всего!» В эти слова из детского мультфильма я вкладываю глубокий смысл. Ведь, чтобы быть здоровым физически, эмоционально, духовно, человек должен быть чист и порядочен во всем – в своем теле, в жилище, в мыслях и деятельности, в отношениях с другими людьми. Все это я и стараюсь развивать в себе, в своем ребенке и в своих воспитанниках.

Литература.

  1. Волкова Г.А. «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников», М., 1983
  2. «Готовим к школе ребенка с нарушением зрения» рабочая тетрадь, С.-П., 2004
  3. Демирчоглян Г. «Детское зрение» (Советы по профилактике близорукости у детей), М., 1998
  4. Ермаков В.П., Якунин Г.А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения», М., 1990
  5. Захаров А.И. «Предупреждение отклонений в поведении детей», С.-П., 2000
  6. Земцова М.И. «Учителю о детях с нарушением зрения», М., 1973
  7. Кащенко В.П. «Педагогическая коррекция», М., 1994
  8. «Логопедия» учебник для пединститутов под. ред. Волковой Л.С., М., 1989
  9. «Лечебная физическая культура» справочник под ред. Епифанова В.А., М., 1987
  10. Маркова Л.С. «Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР», М., 2005
  11. Маргарет Д.Корбет «Как приобрести хорошее зрение без очков» руководство к быстрому улучшению зрения, С.-П., 1995
  12. Мастюкова Е.М. «Ребенок с отклонениями в развитии», М., 1992
  13. Нестерюк Т., Шкода А. «Гимнастика маленьких волшебников» элементы йоги для детей».
  14. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения» (из опыта работы) под ред. Земцовой М.И., М., 1978
  15. Панфилова М.А. «Игротерапия общения» тесты и коррекционные игры, М., 2000
  16. «Психологические тесты» под ред. Ахмеджановой Э.Р., М.,1966
  17. «Психологическое изучение слепых и слабовидящих и методика работы с ними» межвузовский сборник научных трудов, Л., 1990
  18. «Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими» межвузовский сборник научных трудов, Л., 1988
  19. «Современные теоретические, эксперимениальные и методические проблемы тифлологии» межвузовский сборник, С.-П., 1997
  20. Синицына Е. «Умные раскраски», М., 1999
  21. Солнцева Л.И., Хорош С.М. «Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста», М., 1988
  22. Справочник по офтальмологии под ред. Аветисова Э.С., М., 1978
  23. Чистякова М.И. «Психогимнастика», М., 1995