Качественные реакции в органической и неорганической химии. 10-й класс

Разделы: Химия

Класс: 10


«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».

А. Дистерверг

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, повторение изученного  материала с использованием тестов для подготовки к ЕГЭ.

Форма урока: проблемный химический практикум: элементы качественные реакции, индикаторы.

Межпредметные связи: биология, обществознание.

Цели: отрабатывать умения, полученные учащимися в  8, 9, 10 классах по определению ионов химических веществ с помощью качественных реакций.

Задачи:

  • Образовательные:
    • повторить понятия качественные реакции, индикаторы;
    • формировать умения учащихся применять знания, полученные на уроках в повседневной жизни; в продуктах питания.
  • Развивающие:
    • формировать у учащихся рациональные приемы мышления – анализ, сравнение.
  • Воспитательные:
    • прививать желание учиться активно;
    • научить самостоятельно, работать с тестами, чтобы успешно сдать экзамен в 11 классе.

Уметь: определять с помощью реактивов примеси веществе

Компетентности: уметь отличать натуральные продукты от подделки, применяемые в быту.

Оборудование: компьютер, экран,  мед, карбонат кальция (мел), крахмал, 12 пробирок, лимонная кислота, йодный спиртовой раствор, нитрат серебра, раствор сульфата меди, раствор сульфата железа (II), роданид аммония, лакмусовые бумажки. Презентация к уроку (Приложение 1) Учебник электронное издание «Виртуальная лаборатория», технологические карты для учащихся.

Технологическая карта учителя к теме «Качественные реакции в органической и неорганической химии». 10 класс

Время

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 мин. Организационный момент Приветствую учеников
Здравствуйте ребята. Садитесь.
Приветствуют учителя
4 мин. Мотивация.
Актуализация знаний (яркое пятно)
Создание проблемной ситуации

Постановка учебной проблемы.

Инновационный способ решения проблемной задачи.

 

 

 

 

Актуализация опорных знаний.

Знаете ли вы, что ресурсные возможности нашего организма неограниченны, и мы можем прожить не 50, 90 и даже не 100 лет, а намного больше! На ваш взгляд. Что мешает нам продлить свою жизнь?
Да, действительно качество продукции влияет на наше здоровье.

А как определить качество продукции? Вот сегодня мы с помощью  химического практикума будем искать ответ на данный вопрос.
Тема урока: «Идентификация  неорганических и органических соединений.»

Приложение 1. Слайд 1

План урока.  Приложение 1. Слайд 2

1. Лабораторные опыты
2. Экскурсия в виртуальную лабораторию.
3. Тест.
4. Экскурсия на рынок.
5. Подведение итогов урока.

Вопросы на повторение

Приложение 1. Слайды 5 ,6

1. Дайте определение «качественные реакции это …»
2. Как называются реактивы  с помощью, которых можно определять вещества?  – индикаторы.
3. А чем отличаются качественные реакции в неорганической химии от качественных реакций
в органической химии?
4.  С помощью, каких признаков мы можем определить, что произошла химическая реакция? Назовите: их 5.

Вредные привычки, гиподинамия, экологические проблемы, стрессы, некачественные продукты.

 

 

2 ученика работают у доски с уравнениями реакций.

Реакции, с помощью которых распознают определенные вещества, называют качественными.
В неорганичес-кой химии качественные реакции проводят на определение ионов в водных растворах,  а в органической химии происходит разрыв химических связей и присоединение веществ индикаторов.

15 мин. Лабораторные опыты.

Исследовательский метод.

 

 

 

 

Наглядный метод

Диск «Виртуальная лаборатория»

 Итак, мы приступаем с вами к проведению химического практикума. Приложение 1. Слайд 7
Перед вами лежит лист бумаги. Давайте его рассмотрим. Учитель объясняет, как работать
с картой. Приложение 2

План работы: Приложение 1. Слайд 8

  1. Знакомитесь с опытом по карте.
  2. Проводите опыт. (сливаете растворы).
  3. Наблюдаете, что происходит.
  4. Записываете в карту в раздел: признаки химической реакции.
  5. Готовите  сообщение для других учащихся, чтобы они записали ваше наблюдение в свою карту.

 Показываю три опыта.
– качественная реакция на кратные связи
– реакция «серебряного зеркала»
– определение многоатомных спиртов.

Ученики выполняют свой опыт и делают запись  
Технологическая карта.

Записывают признак реакции

 

 

 

Записывают результат в карту

4 мин Результат опытов
Повторяем.

Решение учебной проблемы

10 опытов  Приложение 1. Слайды  9, 10

1 опыт: определение катиона водорода в водной среде
2 опыт: определение аниона гидроксогруппы в водной среде
3 опыт: определение катиона меди (II)
4 опыт: определение  катиона железа (II)
5 опыт: определение  карбонат анион
6 опыт определение  катиона бария
7 опыт  определение крахмала
8 опыт: определение непредельных соединений
9 опыт : определение альдегидов
10 опыт: определение многоатомных спиртов (глицерин)

– А теперь назовите признаки химических реакций.

Делятся своими наблюдениями

 

 

 

 

 

Изменение цвета,
Выпадение осадка,
Выделение газа,
Запах,
Выделение света и тепла.

 3 мин  Тесты
(Рефлексия)
– Сейчас вы выполните тест для закрепления полученных знаний. Ответ в слайде 14
Приложение 3

Вариант 1

 Выполняют тест
Дают ответ
Фруктоза (другое название мед)
Оценивают себя.
1 Выводы

 

 

 

 

Доказательство и применение найденного решения.

 

Выставление оценок. Подведение итогов работы

– Давайте подведем итог:

1. Как можно определить качество продукции?
2. Какие признаки позволяют увидеть качественную реакцию?
Вывод: вы научились проводить качественные реакции. Материал, который мы рассмотрели, поможет вам при подготовке к ЕГЭ справиться с качественными задачами по определению неорганических и органических веществ.
Качественный анализ веществ в химии- важная тема. Знание данного вопроса помогает не только химикам, но и биологам, экологам, фармацевтам, эпидемиологам,   работникам пищевой промышленности.  А вот как  в жизни  вы можете, применить знания  Я приглашаю вас на рынок. Здесь я приобрела самый ценный и полезный продукт мед, помогите мне определить среди образцов качественный мед. (зачитываю заметку в газете «Звезда»)
С помощью какого реактива вы определите содержание крахмала в колбасе, кислом молоке?
Идем на рынок (виртуально) покупать мед. Проводим исследования и записываем в памятку. Приложение 4
Еще раз вывод повторяю.
Оценки за тесты выставьте в дневник. Активно работали на уроке: ________________________

 С помощью качественных реакций.

 Осадок, газ, запах, цвет, выделение тепла и света.

 

Раствора йода, лакмусовой бумажки.

 

 

 

 

Выставляют оценки в дневник.

 1  Домашнее задание Изучить практическую работу № 8. уч- к 10 класса. стр 293-294. Продолжите карту. Приложение 2. Если будут затруднения, смотрите по учебнику соответствующий параграф.
Провести дома практическую работу по определению меда.  
 Записывают в дневники.
 30   Благодарю учащихся за урок.  

Используемая литература к уроку:

  1. О.С Габриелян. Учебник «Химия 8», М, «Дрофа» 2006 год стр 179-180.
  2. О.С Габриелян учебник «Химия 9». М, «Дрофа» 2006 год стр.125.
  3. О.С Габриелян учебник «Химия 10» М, «Дрофа» 2006 год § 12, 17, 19.
  4. диск «Виртуальная лаборатория».