Коррекционная работа по развитию эмоционально-личностных особенностей детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Учитывая то, что ведущей формой коррекционной работы является игра, то и программа составляется из игр и упражнений, состоящая из 3 блоков:

Первый блок (2 занятия) носит развлекательный характер, включает в себя объединение детей и взрослых в подгруппы. Большинство приёмов обеспечивают создание доброй, безопасной ситуации, где участники чувствуют поддержку, взаимопонимание.

Второй блок (6 занятий) носит коррекционно-направленный + обучающий характер, осуществляет основную коррекционную работу в подгруппах детей и взрослых.

Третий блок (2 занятия) развлекательный + обучающий + контрольный характер, включает в себя закрепление полученных навыков и форм общения.

Коррекционная работа проводится в течение 3х месяцев.

Цель коррекционной работы: снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие страхов.

Работа с детьми должна быть направлена на развитие умения, выражать эмоциональное состояние, преодоление негативных переживаний. 
Проводя занятие по  рисованию на тему «Нарисуй свой страх» дети, имеющие способность к обобщению переживания, рисуют что-то страшное и некое средство, которое может помочь им в изменении ситуации. Мы должны учитывать, что характер переживаемого страха, его выраженность в значительной степени зависят от окружающих условий, наследственности, но главным фактором являются особенности взаимоотношений ребёнка. Дети, владеющие интеллектуализацией аффекта, не просто рисуют страшные средства, но обязательно изображают себя или то место, где они находятся, причем, как правило, все "страхи" располагаются вокруг самого ребенка. Если в первом случае отчетливо видно, что дети боятся, несмотря на большого папу, идущего с работы, то во втором случае дети, как правило, не испытывают ярких эмоциональных переживаний.
Ребенок, нарушивший правило в игре "Съедобное – несъедобное", поймав мяч при слове "машина", говорит: "А я нарочно вам поддался". Таким образом, у него появляется способность переосмысления ситуации.  Так как страх является неизбежной принадлежностью нашей жизни, то он, постоянно изменяясь, сопровождает нас от рождения до смерти. Страх существует независимо от культуры и уровня развития общества. Единственное, что изменяется – это объекты страха. Современный человек не боится грома и молнии, но он не может избавиться от переживаний страха. Поэтому мы сегодня испытываем страх перед угрозой новых болезней, возможным несчастным случаем, старости или одиночества. Страх является неизбежным спутником жизни.

Педагогические приемы, развития эмоциональной устойчивости детей.

  • Неуверенность в себе, страхи, опасения заставляют ребенка отказываться от решения задач, которые кажутся ему слишком сложными. Неуверенность в себе вызывает трудности в общении, особенно при вхождении в новый коллектив.
  • Неуверенному в себе ребенку сложно отвечать. Любое задание вызывает у него волнение, ухудшающее результаты. Поэтому у таких детей часто возникает зависимость между значимостью работы и ее результатом: чем важнее выполняемое задание, тем ниже результат.

Рекомендации. Педагог должен приложить максимум усилий к тому, чтобы повысить уверенность такого ребенка, внушить ему веру в свои силы и возможности. Ни в коем случае не следует подчеркивать для него значимость выполняемых заданий. Наоборот, надо объяснить, что любое задание можно переделать. При таком настрое реальный результат работы ребенка оказывается выше, чем, если он придает этой работе особо большое значение. Но даже и в этом случае надо давать ему достаточно времени, чтобы преодолеть волнение, “собраться с мыслями”.

  • Повышенная утомляемость физическая и умственная снижает работоспособность ребенка, ухудшается память и внимание. Появляются плаксивость, капризность, раздражительность. Повышенная утомляемость возникает в результате перенесенных заболеваний (как нервных, так и общих), при недостатке витаминов, нарушениях режима жизни (недостатке сна, питания, прогулок).

Рекомендации. Данная особенность требует от взрослых строжайшей дозировки нагрузок. В любых занятиях, а особенно в умственном труде, связанном с фиксированной позой, ребенку с повышенной утомляемостью необходимы частые перерывы, заполненные либо активными движениями, либо релаксацией.

  • Повышенная потребность во внимании. Ребенок с такими особенностями характеризуется стремлением все время находиться в центре внимания. В общении главным становится произвести впечатление на собеседника. Трудности в воспитании такого ребенка вызваны тем, что для привлечения внимания он может использоваться самые разные средства – от вызывающего поведения и “истерик” до подчеркнутой застенчивости. Если ребенок не обладает никакими особыми способностями, не имеет серьезных достижений в какой-либо области, то он нередко выбирает другой путь. Его демонстративность находит выражение в сознательном нарушении правил поведения, что служит безотказным средством привлечения к себе внимания.

Рекомендации. Ребенку с повышенной потребностью во внимании необходима сфера, в которой он может удовлетворить ее. В данном случае особо благоприятны, а иногда практически незаменимы театральные занятия. Такой ребенок все время играет какую-то роль – вот и надо дать ему играть ее не в жизни, а на сцене.
Если ребенок с повышенной потребностью во внимании постоянно нарушает правила, то основные рекомендации следующие. Четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Здесь главное – замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не выкидывает никаких “фокусов”, чтобы привлечь к себе внимание дикими способами. А в случае “фокусов” – все замечания свести к минимуму. Главное – свести к минимуму эмоциональность реакций, именно эмоциональности ребенок и добивается от взрослых своими выходками. Активно-эмоциональное отношение к проделкам такого “негативиста” – это фактически не наказание, а поощрение, подкрепляющее асоциальные способы привлечения взрослых.

  • Повышенная двигательная активность проявляется в трудностях регуляции поведения. Для такого ребенка характерны высокая импульсивность, подвижность, неусидчивость, отвлекаемость, снижение самоконтроля. Ребенок не может усидеть на месте, постоянно крутит что-нибудь в руках. Он плохо принимает задачу, поставленную взрослым, перескакивает с одного занятия на другое, хотя может подолгу заниматься каким-либо любимым делом, не отрываясь и не отвлекаясь.

Рекомендации. Ребенок с повышенной двигательной активностью нередко оказывается в ситуации постоянного наказания, так как не проходит часа, чтобы он не совершил чего-либо недозволенного. Из этого следует только один вывод: все мелкие нарушения должны оставляться без внимания и уж, во всяком случае, не должны влечь за собой наказания. При подозрении на гиперактивность рекомендуется консультация невропатолога.

  • Трудности в переключении с одной деятельности на другую. Ребенок с такой эмоциональной особенностью демонстрирует  высокий уровень активности, стремление все делать "так, как надо". Такому ребенку свойственна пунктуальность, повышенная аккуратность, чувство ответственности, целенаправленность, стремление доводить начатое дело до конца. Такой ребенок, как правило, стремится к лидерству, но недостаточно гибок, что мешает ему реализовать лидерские наклонности. При снижении настроения у детей с трудностями переключения легко возникают взрывчатые реакции, недовольно-раздраженное, озлобленное состояние.

Рекомендации. Детям с таким складом личности надо давать достаточно времени для включения в работу, не “дергать” и не торопить. Количество переключений следует по возможности уменьшить. Не стоит делать слишком частых перерывов в занятиях, так как после каждого перерыва будет уходить много времени на возвращение к работе. Истощаемость у таких детей, как правило, не высока, что позволяет удлинять занятия.

  • Замедленность темпа деятельности. В этих случаях ребенок трудится совершенно добросовестно и целенаправленно, но слишком медленно. Замедленность темпа деятельности имеет физиологическую природу (медленное протекание нервных процессов) и ни в коем случае не может рассматриваться как “лень”.

Рекомендации. Эту особенность следует просто учитывать. Нельзя осуждать ребенка за медлительность, над которой он не властен. Следует понимать, что при его темповых характеристиках нужно регулировать объем работы. Следовательно, объем задания можно и должно сокращать, стремясь к тому, чтобы выполненная часть задания была сделана хорошо, а не к тому, чтобы было сделано все, но скверно.

Приложение