Подвижная игра дидактической направленности

Разделы: Работа с дошкольниками


Гиподинамия проникает и в дошкольное детство, поэтому создание оптимального двигательного режима очень важно.

В этой связи особая роль отводится подвижным играм.

Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми ее особенностями. В этом случае ее можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, так как не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности.

В подвижной игре дидактической направленности достигаются две цели: физическое развитие и решение познавательных задач. При этом сохраняются оздоравливающее влияние и укрепление физического и психического здоровья. Подвижная игра становится эффективным средством закрепления знаний, умений и навыков (математика, грамота, сенсорика, ознакомление с окружающим, коммуникабельность и т.п.).

Подвижную игру дидактической направленности можно использовать на физкультурных занятиях и в свободной деятельности, а также как часть других занятий для закрепления и обобщения полученных ранее знаний, умений и навыков.

Необходимо отметить, что у детей младшего и среднего дошкольного возраста на начальном этапе превалирует двигательный компонент. У старших дошкольников чаще ведущим являются дидактический компонент, скорость выполнения, а качество двигательного иногда отступает на последнее место.

Можно назвать основные принципы подвижной игры дидактической направленности:

– активность и сознательность (дети активны и осознанно выполняют поставленные двигательные и дидактические задачи);
– постепенность (от знакомых игр к незнакомым);
– соответствие возрастным и физическим особенностям детей (готовность к выполнению двигательных и дидактических задач);
– соответствие месту (соответствуют ли место, время и условия поставленным в игре задачам).

При организации и проведении подвижных игр дидактической направленности следует придерживаться следующих условий.

  • Правила игры должны быть просты, четко сформированы и понятны детям той возрастной группы, для которых она проводится.
  • Игра должна способствовать развитию мыслительной и двигательной деятельности.
  • Игра не должна подвергать детей риску, угрожать их здоровью.
  • Каждый участник игры должен принимать в ней активное участие.
  • Инвентарь для игры должен быть красивым, интересным, безопасным.

Авторские подвижные игры с дидактической направленностью

«Осьминог» (2-5 лет)

Пособие: игрушка осьминог с 8 щупальцами.

Вариант 1: Ребенок 2-3 лет встает между «щупальцами». Перешагивает или перепрыгивает на двух ногах через «щупальцу» и называет ее цвет.

Динамическая задача: в зависимости от выбранного вида движения.

Дидактическая задача: сенсорика.

Вариант 2: 4 ребенка располагаются между «щупальцами», оставляя между собой свободные секторы.

Выбирается тема, например «мебель». Воспитатель называет предметы. Если они относятся к выбранной теме, то дети перепрыгивают в следующий сектор. Если предмет не относится к данной теме, то дети стоят. (Например: стул, диван, яблоко, кровать, матрешка, стол и т.д.).

Динамическая задача: в зависимости от выбранных педагогом заданий (прыжки вправо, на двух ногах, влево, прыжки на одной ноге).

Дидактическая задача: классификация предметов, слуховое внимание.

«Чья команда победит»

Вариант 1: Дети делятся на две команды. Раздаются фишки красного, синего, зеленого цвета по одной на каждого игрока. Фишки синего цвета – твердый согласный звук,  зеленого – мягкий согласный звук, красного – гласный звук. На противоположной стороне зала столы с предметными карточками. По сигналу первые игроки бегут к своим столам, выбирают карточку с предметом, первый звук которого соответствует цвету его фишки. (Например, если фишка синего цвета, то предмет начинается с твердого согласного). После этого игрок возвращается к команде, передает эстафету. И так все члены команды. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.

Вариант 2: Бежать можно с преодолением различных препятствий или указанным способом.

Динамическая задача: быстрота, ловкость.

Дидактическая задача: грамота, быстрота реакции.

«Комары, лягушки, цапли» (6-7 лет)

Вариант 1: Детям надеваются полумаски: комары, лягушки, цапли. Под музыку дети выполняют движения: «комары» – летают, «лягушки» – прыгают, «цапли» – ходят, высоко поднимая колени. По сигналу «лягушки» – «цапли» приседают, а «лягушки» догоняют «комаров». По сигналу «цапли» – «комары» приседают, а «цапли» догоняют лягушек.

Вариант 2: Вместо голосового сигнала можно использовать сигнальные карты – лягушки, цапли.

Динамическая задача: скорость бега, ходьба с высоким подниманием бедра, прыжки на двух ногах.

Дидактическая задача: экологическая цепочка, внимание.