Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Основная цель современного школьного образования - целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация, эффективная реализация в сфере будущей профессиональной деятельности. Необходимым условием успешной социализации, интеллектуального и эмоционального развития личности является повышение общей и коммуникативной культуры. Разработанные единые государственные образовательные стандарты обращают особое внимание на развитие коммуникативной компетенции школьников - способности человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания многих правил и норм, которые должен учитывать носитель языка. Где, когда, что, как говорят, какое значение придается отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств - все это регулируется коммуникативной компетенцией.

Коммуникативная компетенция - сложное по структуре образование, что определяется сложной структурой коммуникации. Последняя включает ряд этапов.

Первый этап - самоопределение в коммуникативной ситуации, когда определяются необходимость и цель участия в коммуникации.

Второй этап - анализ намерений партнеров и способов коммуникации с учетом своих целей и возможностей.

Третий этап - выбор соответствующего ситуации речевого жанра, поведения и коммуникативных техник.

Четвертый этап - собственно коммуникация.

Пятый этап - самооценка ценности, степени значимости, результативности прошедшей коммуникации. Однако отдельным этапам или умениям коммуникации нельзя обучиться изолированно друг от друга, чтобы потом "сложить" их вместе и получить коммуникативную компетенцию. Поэтому все методы формирования и развития коммуникативной компетенции являются комплексными.

Разрабатывая методику и технологию работы по формированию коммуникативных компетенций учащихся, я взяла на вооружение методы авторов книги "Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности" И.С.Сергеева и В.И. Блинова, которые выделяют основные методы, ориентированные на устную и письменную коммуникацию и исходила из того, что необходимо сформировать у детей коммуникативную потребность - стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения, как можно с их помощью воздействовать на других людей, мыслить, выражать себя, слушать и слышать, адекватно воспринимать чужую речь, ориентируясь на те реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни.

Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка

Компетенции: Методы, ориентированные на устную коммуникацию:
Коммуникативная компетенция
  • все формы учебного диалога;
  • доклады и сообщения;
  • ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;
  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;
  • обсуждения, дискуссии, диспуты;
  • упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуациях;
  • выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;
  • выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.;
  • вовлечение учащихся в работу театральных студий.
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:
  • ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;
  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
  • телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений;
  • подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории;
  • рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.

Главной задачей я считаю формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения.

Сформировать мотивацию (коммуникативную потребность) возможно, если ребенок ощутит, что, овладев тем или иным речевым умением, он расширяет свои возможности общаться и воздействовать на других людей (вызывать у них какие-то эмоциональные переживания и др., поймет, что владение речью необходимо для самовыражения, для утверждения своего бытия в мире, почувствует радость творческого роста, самосовершенствования.

В своей работе с учащимися на уроках русского языка я часто использую форму учебного диалога.

Диалог может быть двух видов: информационный (когда в процессе восприятия каждый партнер получает новую информацию) и интерпретационный (когда в ходе диалога происходит обмен мнениями, оценка известных обоим партнерам фактов, их интерпретация).

Информационный диалог обычно организуется в процессе овладения новыми знаниями, а интерпретационный диалог я включаю в любой структурный элемент урока (проверка домашнего задания, закрепление новых знаний, подведение итогов).

Остановлюсь на интерпретационном диалоге, целью которого является развитие диалогической учебно-научной речи, осмысление научной информации, оперирование ею с использованием терминов (подготовительный диалог), увеличение скорости интеллектуально - речевых реакций в непредсказуемых изменениях последовательности беседы (спонтанный диалог).

В организации интерпретационного диалога можно выделить два этапа: первый - подготовка содержательного плана, второй- реализация диалога (продуцирование речи партнерами по общению и оценка их речевой деятельности).

Существует множество способов подготовить предметный план диалогов. Считаю наиболее рациональными организацию диалогов по материалам изученной темы; диалоги по материалам, собранным в процессе рассредоточенной подготовки к сочинению; диалоги на основе материалов для аудирования и чтения.

Покажем на примере, как обеспечивается содержание диалога "Условия успешного общения", проводимого в 6 классе после изучения темы "Речевая ситуация. Функциональные разновидности языка" (учебник русского языка Львовой С.И.). В ходе изучения этой темы учащиеся знакомились с теоретическим материалом и выполняли упражнения.

Цели урока:

  • повторить и углубить сведения учащихся о речевой ситуации;
  • формировать понятие о функциональных разновидностях языка.

I. Речевая ситуация (ситуация общения) (упр. 5).

Функциональные разновидности языка (работа с текстом на с. 5 -- 6, упр. 6; чтение и анализ текста на с. 7 -- 8, упр. 7).

Поможем ребятам составить высказывание по схеме упр. 5: "Речевая ситуация - это ситуация, в которой происходит общение. Чтобы описать речевую ситуацию, мы должны назвать цель общения (общение, сообщение и воздействие) и условия, в которых оно происходит: место общения (официальная или неофициальная обстановка) и количество собеседников (коммуникантов) (два или более)".

После этого организуем беседу, в ходе которой подробно разъясняем термины "неофициальная обстановка", "официальная обстановка".

Упражнение 1

  1. Что такое речевая ситуация?
  2. О чём нужно рассказать, чтобы описать речевую ситуацию?
  3. С какой целью может происходить общение?
  4. Что включает в себя понятие "условия общения"?
  5. Какое место общения можно считать официальной обстановкой? А неофициальной обстановкой?
  6. Каково значение слова функциональный?
  7. Перечислите функциональные разновидности языка.
  8. По каким признакам различают функциональные разновидности языка?
  9. Опишите речевую ситуацию, в которой используется разговорная речь.

Упражнение 2

  1. Ваша речь на уроке должна приближаться к научной, т.е. к учебно-научной. В такую речь включаются слова-термины:
  2. Коммуникант- тот, кто вступает в общение. В основном значении совпадает со словами собеседник, партнер по общению.
  3. Коммуникативное намерение (задача, цель - конкретная цель высказывания (убедить, разжалобить, обозлить, вызвать сочувствие и. т. д.).
  4. Коммуникативный контакт- связь, согласованность в общении.
  5. Составьте по одному предложению с каждым из этих терминов.

Упражнение 3

Ученые считают, что для успешного общения коммуниканты должны обладать такими качествами:

  • обаяние (умение быть самим собой, быть естественным),
  • уверенность в себе (умение повести за собой слушателя),
  • дружелюбие, искренность (заставить поверить может тот, кто сам верит),
  • объективность (не игнорировать те факты, которые противоречат вашим убеждениям, не подтасовывать доказательства).
  • заинтересованность (интерес к теме).

Но есть и другие мнения. Согласны ли вы с мнением ученых?

Аргументируйте свой ответ.

Упражнение 4

Составьте зачин сообщения на тему "Начинается декада русского языка и литературы!" Какие средства для установления коммуникативного контакта вы используете и почему?

Чтобы помочь шестиклассникам в ходе работы с вопросами перед текстом на с. 5 - 6 вспомнить сведения о разговорной и книжной речи, а также языке художественной литературы, можно предложить им тренировочное упражнение.

Задание. Опишите речевые ситуации, в которых могут быть использованы данные тексты. Сделайте вывод о принадлежности текста к определённому стилю речи (к одному из книжных, к разговорному).

1) Утро. С гор ласково течёт запах цветов. Только что взошло солнце. На листьях деревьев, на стеблях трав еще блестит роса. Дорога кажется мягкой, как бархат, и хочется погладить ее рукой. (По М. Горькому)

2) - Ты, Санёк, когда в воротах стоишь, по сторонам не зевай.

3) - Когда я зевал-то? Я такие мячи беру, что тебе и не снилось!

4) Морфология - это раздел лингвистики, который изучает слова как части речи. Морфология и синтаксис составляют грамматику.

5) Пропала собака породы пудель. Шерсть чёрная, коротко стриженная, на конце хвоста кисточка. Собака отзывается на кличку Лапси. Знающих о местонахождении Лапси просим сообщить по телефону 938-77-53.

После внимательного чтения текста на стр. 5 - 6 можно предложить учащимся такой вид работы, как письмо по памяти с последующей самопроверкой. Задание можем сформулировать следующим образом.

Задание. Используйте возможности зрительной памяти: в течение двух минут внимательно рассмотрите схему на с. 6, а затем закройте учебник и попытайтесь воссоздать эту схему в тетради. После этого откройте учебник и проверьте, как вам удалось справиться с заданием. Если нужно, внесите исправления.

После просмотрового чтения текста на с. 7 - 8 учащиеся читают текст внимательно и в ходе совместной работы составляют его план.

Можно предложить разные виды работы с микротемами данного текста: 1) составить схему, излагающую содержание первой микротемы, и охарактеризовать по этой схеме каждую из функциональных разновидностей языка и каждый стиль речи; 2) используя содержание текста, заполнить следующую таблицу:

1) Разговорная речь

2) Научный стиль

3) Официально-деловой стиль

4) Публицистический стиль

5) Язык художественной литературы

Цели общения Условия общения Типичные языковые средства

3) подготовить подробный пересказ одной из микротем и сопроводить примером текста или его фрагмента из любого учебника или книги, которыми сейчас располагает ученик.

В слабом классе при выполнении упр. 7 поможем ребятам обнаружить приметы разговорной речи: использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (доченька), новообразований (помазка), частиц (ну и что, всё равно), вопросительных предложений, простых по структуре, предложения с обращением. Сама диалоговая форма чаще всего используется именно в разговорной речи.

После знакомства с темой "Речевая ситуация. Функциональные разновидности языка" возникают все необходимые условия для организации интерпретационного диалога:

  • учащиеся владеют знаниями по теме, т.е. имеется общая база знаний;
  • уровень овладения знаниями у всех детей разный - существует разрыв в знаниях.

Необходимо еще важное условие - желание вступить в диалог.

На этапе реализации диалога учитель должен так мотивировать речевую деятельность, чтобы учащиеся захотели общаться, и объявляет тему диалога:

- Подготовьте и проведите диалог на тему "Условия успешного общения".

Обменяйтесь мнениями о трех-четырех важных, с вашей точки зрения, условиях успешного общения".

Говорите так, чтобы мы почувствовали, что вы хорошо знаете изученную тему "Речевая ситуация. Функциональные разновидности языка".

Речевое и лингвистическое задание может быть дано на карточке.

После этого учащиеся в течение 5 минут готовят диалог и разыгрывают его.

Но с позиций интеллектуально- речевого развития личности более целесообразно после изученной темы проводить спонтанные диалоги, которые способствуют увеличению скорости интеллектуальных реакций, активизируют внимание, память, создают условия для проявления смекалки.

Оценивает диалог учитель или ученики по таким критериям:

  • соответствие теме;
  • информативность коммуникантов;
  • выполнение специального задания;
  • культура общения.

В ходе работы над диалогической речью я также использую следующие виды упражнений:

1. Диалог по прочитанному;

Этот вид работы используется при подготовке домашнего задания. Дети придумывают ряд вопросов к изученному материалу по русскому языку или по прочитанному художественному произведению на литературе и задают их на уроке. Ответы должны быть развернутыми.

2. Речевые этюды;

Особый вид работы, основанный на ролевой игре. Они используются как элемент урока и как игра во внеурочное время. В качестве речевых этюдов могут моделироваться различные ситуации в зависимости от поставленной цели, этапа работы и индивидуальных особенностей и интересов учащихся.

Например, могут быть использованы следующие темы:

- "Читатель-библиотекарь"

Ученик обратился с просьбой к библиотекарю помочь найти нужную книгу, но данная книга уже взята другим читателем:

- "Староста класса - ученик"

Староста попросил ученика выполнить очень важное поручение - вручить ветеранам Великой Отечественной войны приглашения на школьный праздник, посвященный Дню Победы. Но ученик не выполнил:

- "Работник - работодатель"

Первый участник - молодой специалист - устраивается на работу. Работодатель отказывается принимать его без видимой причины, однако первый участник твердо решил получить это место.

- "Читающий пассажир и кондуктор"

Пассажир увлеченно читает книгу и не реагирует на неоднократное обращение кондуктора предъявить билет. Как привлечь внимание читающего?

3. Дополнение диалогов.

Это один из самых сложных видов диалога, поскольку он предполагает не только творческое, но и логическое мышление учащихся. От участников требуется определить смысл диалога, опираясь на реплики только одной стороны. Кроме того, важно установить логическую связь между репликами участников диалога.

Фразы из предложенных диалогов убираются по усмотрению учителя. Для работы можно взять малые литературные жанры (например, анекдоты), т.к. они легко воспринимаются, являются актуальными и доступными для детей, а также требуют активизации творческого мышления. Учащимся необходимо проследить логические связи в нестандартных ситуациях и найти оригинальное решение.

Встреча поэтов

Встречаются два поэта:

- Как твоя жизнь? Что нового?

Хорошо, вот новый сборник стихов издал.

- Продал уже что-то?

Да, дачу, машину, квартиру:

Восстановите диалог

-Привет:

-Привет:

-Почему ты не:

-А потому что:

-А как же ты:

- Надеюсь:

Наши помощники в речевых этюдах - Незнайка и Знайка, которые приходят на помощь учащимся 5-6-х классов в спонтанных диалогах и заставляют их отвечать без подготовки на реплики собеседника в ситуациях общения.

В старших классах используются другие формы работы по развитию коммуникативных компетенций. Несколько лет я работаю по программе элективного курса М.Ю. Касумовой "Деловой русский язык" для 10-11-х классов и факультативного курса "Язык в речевом общении" С.И.Львовой для 9-го класса. Данные курсы предполагают овладение культурой речевого общения в бытовой, учебной, официально-деловой и социокультурной сферах.

Школьники учатся ставить цели и достигать их в устной и письменной коммуникации:

  • получать необходимую информацию;
  • представлять и аргументированно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиции и уважительного отношения к мнению других людей.

Выполняя творческие работы и отрабатывая навыки делового письма, ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к исследовательской деятельности. Методы, ориентированные на письменную коммуникацию, позволяют учащимся обрести опыт в сборе информации, ее обработке и подготовке текстов заметок, статей, сообщений для школьного сайта, школьной газеты "Диалог", местной периодической печати, а также помогают в профессиональной оценке исследовательских работ одноклассников, когда учащиеся выступают оппонентами на защите проектов или составляют рецензии. По завершении курсов ученики ощущают готовность к коммуникации на основе полученных знаний и опыта, а, следовательно, получают реальную возможность быть востребованными на современном рынке труда.

Очень важной мне представляется проектная деятельность учащихся- один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. В нашей школе весной проходят традиционные научно-практические конференции "Дети исследуют мир", на которых учащиеся защищают свои проектные работы. Были проведены исследования по следующим темам: "Функционирование иноязычной лексики в современном русском языке", "Язык развлекательных передач", "Функционирование иноязычных слов в речи", "Крылатые выражения в баснях И.А.Крылова".

В формировании коммуникативной компетенции учащихся принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть носителем "объективного знания", которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становиться мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Учитель создает условия, развивающую среду, в которой становиться возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных умений: вступать в контакт с любым типом собеседника, учитывая его особенности; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения; слушать собеседника соблюдая уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; стимулировать собеседника к продолжению общения; грамотно разрешать конфликты в общении; изменять при необходимости свое речевое поведение; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения.

Как видим, коммуникативная культура - важнейшее проявление общей культуры человека, функциональная речевая компетентность гражданина современного общества, состоятельность речемыслительной деятельности будущего первоклассного специалиста, независимо от того, в какой сфере будет находиться его профессиональный интерес. Поэтому формирование коммуникативной компетенции - одна из важных задач  изучения всего школьного курса русского языка и литературы.

Таким образом, формируя ключевые компетенции учеников, мы выполняем общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить:

Литература:

  1. Львова С.И. Русский язык. 6 класс. В 2-х ч.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И.Львова, В.В.Львов. - М.: Мнемозина, 2006.
  2. Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2-х ч.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И.Львова, В.В.Львов. - М.: Мнемозина, 2009.
  3. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие.- М.:АРКТИ, 2007.
  4. Стативка В.И. Обучение диалогической речи на уроках русского языка. - РЯШ №6, 2002.
  5. Гаврикова М.Ю., Гаврикова Н.Ю. Говорите красиво! Развитие речи учащихся 4-11 классов.- Волгоград: "Панорама", 2006.