Игра как средство экологокраеведческого воспитания дошкольников старшего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Достаточно серьезную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание. Усваиваются лучше всего эти нормы и правила в игровой деятельности. Поэтому строю педагогический процесс таким образом, чтобы игра была включена во все режимные моменты.

Дидактические игры планирую так, чтобы они давали возможность применять на практике уже полученные эколого - краеведческие знания и стимулировать к усвоению новых. Работая по теме "Что мы знаем о птицах", подобрала игры: "Что это за птица", "Найдите и покормите птиц", "Найди по описанию", "Где чей домик", "На кормушке"; по теме "Лес": "Что дает нам лес", "Кому нужны деревья в лесу", "Как вести себя в лесу", ""Кто кого ест", "Кто испортил поляну". С помощью таких игр у детей развивается мышление, способность к анализу, сравнению, обобщению, формируется осознанное отношение к правилам поведения в природе.

Большое значение в эколого - краеведческом воспитании имеют настольно - печатные игры: "Кто где живет", " Времена года", " Там, где всегда мороз", "Зоологическое лото", "Узнаем животный мир" и многие другие. Такие игры упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, развивают внимание, самостоятельность.

Часто в своей деятельности использую игры - превращения. Дети очень любят волшебные превращения, где воспитывается эмоциональное отношение к природе. Предлагаю превратиться: "Мы лягушки", " Мы стайка рыбок", в зайчиков, лису и т.д. Примеряя на себя в игре роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, дети проникаются к ним чувствами, сопереживают, что способствует развитию у детей экологической этики. Например, превращение в "капельки дождя" помогает понять круговорот воды в природе; в "деревья" - значение различных частей этих растений.

Для реализации задач эколого - краеведческого воспитания предлагаю детям игры с литературными персонажами: "Айболит расскажет о пользе лекарственных растений нашего участка", "Дюймовочка познакомит с первоцветами", "Лесовичок проводит в свой лес". При этом вкладываю в уста героев либо правильные сведения, либо неверные предположения и "глупые вопросы".

В свою очередь для усвоения знаний о животном и растительном мире нашего края, закрепления правил поведения, правил экологической безопасности предлагаю детям сюжеты игр: "Экспедиция на Северный полюс", "Фотоохота в лесу", "Путешествие по реке", "Зоопарк". Роль экскурсовода беру на себя, однако дети проявляют интерес к такого рода деятельности и начинают выполнять эту роль сами. После путешествий, в которые мы берем фотоаппараты, подзорные трубы, бинокли, дети делают зарисовки, поделки. Игры - путешествия создают определенный эмоциональный настрой, создают максимальный развивающий эффект.

Очень нравится детям участвовать в интеллектуальных играх: КВН, "Что, где, когда", "Знатоки природы", экологическая викторина. Подбираю к их проведению нескучные вопросы, интересные, неожиданные, веселые задания (решение ребусов, кроссвордов, головоломок) , посильные для детей. Все это способствует развитию мышления, чувства юмора, закреплению эколого - краеведческих знаний.

Предлагаю детям словесные игры, например "Закончи предложение":

- Весной почки набухают и распускаются, потому что:

- Птицы могут летать, потому что:

- Летом бывает дождь, а зимой:

Эти игры развивают гибкость и динамичность представления, умение использовать имеющиеся знания в нужный момент.

Интересными играми для детей являются загадки - описания, упражняющие в умении выделять характерные признаки. Начинаю словами: "Отгадайте загадку":

- Растет на участке, его листья лечебные.

- Живет в тайге, летом собирает ягоды, любит мед, имеет родственников на Севере.

Предлагаю детям самим придумать загадки. Такие игры закрепляют знания детей о природе родного края, ее разнообразии.

Для формирования у детей эмоционального отношения к природе организую подвижные игры, простые по содержанию, но основанные на представлении о природе: "Воробьи и вороны", "Зайцы и морковка", "Белые медведи", "Переселение лягушек", "Рыбы, звери, птицы", "Совушка", "Найди дерево". Такие игры полезны для здоровья детей, так как проводятся и на улице, и во время занятий. Часто подвижные игры носят соревновательный характер и нравятся детям. Эколого - краеведческое содержание имеют народные игры: "Лиска - лиса", "Гуси - лебеди", "У медведя во бору", "Ручейки и озера", "Волк и олени", "Полярная сова и леменги". Любят дети водить хороводы, приговаривая, припевая народные слова: "Березка зелененькая, весной веселенькая, среди поля стоит, листочками шумит".

Я считаю, что в игре дети могут решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов, что позволяет сформировать экологическое сознание и культуру.

В процессе такой слаженной работы у дошкольников формируется способность сопереживать живым существам, в лучшую сторону меняется отношение к природе - они не рвут цветы, не причиняют вреда деревьям, не пугают птиц, а помогают им. И я очень надеюсь, что мои воспитанники, придя в школу, не утратят и не растеряют то, что им с большой любовью привили в детском саду.

Приложение

Дидактическая игра "Где чей домик?"

Цель: Закрепить знания детей о том, из чего и где птицы устраивают свои гнезда; развивать наблюдательность, интерес к жизни птиц.

Материал: карточки с изображением и названием птиц, карточки с изображением птичьих гнезд.

Ход игры: дети подбирают две картинки: птица - гнездо, одновременно составляя предложение.