Открытый урок по окружающему миру "Животный мир водоемов Коломны"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  1. познакомить детей с животными водоемов Коломны,
  2. сформировать умение делить животных на группы по их месту обитания в водоеме,
  3. сформировать потребность бережного отношения к животным, растениям и самим водоемам Коломенского района,
  4. привить любовь к Родному краю,
  5. расширить кругозор детей,
  6. обучить выделению главного,
  7. продолжить совершенствовать навык самоконтроля.

План

  1. Животные водоемов:
  • отгадай и ответь,
  • придумай и нарисуй,
  • “Волшебная палочка”.
  1. Человек и водоем.
  2. Засели пруд.
  3. Итог и самооценка.
  4. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас много гостей. Поприветствуйте их. Улыбнитесь друг другу. Настройтесь на совместную работу. Я желаю вам удачи.

II. Разминка.

– Прежде, чем приступить к новой теме, подготовимся к работе. Проведем разминку.

– Я вам – вопрос, вы мне – ответ. Приготовьте сигналы.

– Как называют водоем, если в нем совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой? – (Водоем – это природное сообщество).

– Назови растение с плавающими листьями, но прикрепленными ко дну, которое занесено в Красную книгу Московской области. – (Кубышка).

– Назови растения, целиком живущие в воде, которые растут в наших водоемах. – (Элодея, роголистник, микроскопические водоросли).

– Посмотрите на плакат. Какое из четырех растений лишнее и почему? – (Ряска. Это растение свободноплавающее. А у всех остальных – корни прикреплены ко дну, а стебель и листья над водой).

– Какую роль выполняют растения в водоеме? – (Они выделяют кислород, являются пищей и кормом для животных).

– Молодцы!

III. Разминку мы успешно провели.

Готовы к новой теме приступить.

Но чтобы тему новую узнать,

Ее нам надо расшифровать.

1. – Приготовьте индивидуальные доски.

На доску вывешиваю плакат.

– Используя известный нам шифр и ключ к шифру, назови тему урока. Время работы 1,5 минуты.

– Время вышло. Проверяем.

– Какая у вас получилась тема? – (Животные водоемов Коломны).

– Совершенно верно.

2. – Этой теме отведено 3 урока. На прошлых уроках мы познакомились с водоемами и растениями водоемов Коломенского района. Сегодня мы поговорим о животных водоемов Коломенского района, их охране и о том, что бывает, если человек неразумно вмешивается в жизнь природного сообщества водоема.

– В среднем звене на уроках биологии и зоологии вы продолжите изучать эту тему более подробно.

3. – Исходя из темы урока, какие задачи мы можем поставить?

(Познакомиться с животными водоемов Коломенского района, учиться бережно относиться к ним, учиться не вредить водоемам).

– Верно.

– Работать будете по плану. (План написан на доске).

– Этот план есть у каждого из вас.

– Будьте на уроке внимательны и активны, т. к. в конце урока вам предстоит самим оценить свою работу с помощью знаков, которые вы будете ставить рядом с каждым пунктом плана после его завершения, и цветовых сигналов, которые находятся у вас на партах.

IV. Новая тема.

1. – Приступим к изучению новой темы.

(На доске запись: “Животные есть в водоеме везде:”)

– Животных водоемов условно можно разделить на 5 групп. Наша задача отгадать животных и распределить их по группам.

– Работать будете в командах.

– У каждой команды свое задание. Оно в конверте. Возьмите конверт и прочитайте задание.

– Какое задание у 1 команды?

(Среди букв найди животное. к я с ц в о д о м е р к а з и ь н).

– У 2 команды? (Собери мозаику, узнай животное. (Карась)).

– У 3 команды? (Зачеркни повторяющиеся буквы и узнай животное.

аа м кк уу о
yy ии л яя
л рр зз цц ю
шш бб с дд
вв к лл мм и)

– У 4 команды? (Из слов собери загадку и отгадай ее. Голубой аэропланчик сел на водный одуванчик.).

– Всем понятно задание? Время работы 30 секунд.

2. Проверка.

а). Какое животное у 1 команды?

(Клоп–водомерка. Я вывешиваю на доску рисунок водомерки с названием животного).

– Откройте учебник на 195 странице и найдите информацию о клопе – водомерке.

Читает ученик с места.

– Приготовьте сигналы.

– Где обитает клоп – водомерка? (На поверхности воды. Учитель открывает карточку: на поверхности).

– Что интересного узнали о водомерке? (Ноги длинные, снизу покрыты жиром, поэтому не тонет. Водомерка – хищник, питается комарами и мелкой живностью.)

– Где можно встретить водомерку у нас? (На всех водоемах: реках, озерах, прудах. Это очень распространенное животное).

– Если численность водомерок уменьшится, что может произойти? (Станет больше комаров и мошек. А это нежелательно для человека).

– Какой вывод можно сделать? (Нельзя ловить водомерок).

б). У 2 команды? (Рыба).

– Эта рыба называется – карась. (Вывешиваю рисунок карася и название).

– Сообщение о карасе подготовила Агеенкова Диана.

(Карась – живет в толще воды. Это мирная рыба. Карась необычайно вынослив и нетребователен к качеству воды, к пище. Питается он мотылем, червями, мелкими частями подводных растений. Самка карася очень плодовита и выметывает десятки тысяч икринок на водные растения. Врагами карася являются окуни, щуки и другие хищники. У нас карась очень распространен и живет в реках, таких как Ока, Репинка, Желема, в прудах, таких как Семеновский, Пановский и других водоемах Коломенского района).

– Приготовьте сигналы.

– Где живут караси? (В толще воды.) (Открываю карточку: в толще воды).

– Представьте, что карасей в водоеме не осталось. К чему это может привести?

(Станет больше гнилых растений, меньше пищи хищникам).

– Как нужно относиться к карасям, да и к другим рыбам?

(Бережно. Нельзя ловить рыб сетью и во время нереста).

– А как вы понимаете значение слова “нерест”? (Нерест – это метание икры самками рыб).

Физ. минутка для снятия мышечного напряжения под песню о Коломенской речке Шолоховке.

– Сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Во время отдыха внимательно слушайте слова песни. А о чем она, вы скажете после физ. минутки. (Идет физ. минутка). (См. Приложение 1.)

– Так о каком водоеме Коломенского района шла речь? (О реке Шелоховке.)

– Ребята, правильно говорить Шолоховка. И впадает эта маленькая речушка в реку Оку.

в). – Какое животное у 3 команды? (Моллюски.)

(Вывешиваю рисунок с подписью этого животного).

– На 195 странице найдите информацию о моллюсках и прочитайте ее. Время работы 30 секунд.

– Время вышло, проверяем.

– Приготовьте сигналы.

– Где обитают моллюски? (На дне.) (Открываю карточку: на дне).

– Как они питаются? (Всасывают и пропускают через свое тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие существа).

– Как вы считаете, такое интересное питание влияет на чистоту водоема? (Да).

– А как? (Вода становится чище. Ведь моллюски – своеобразный очистительный фильтр).

– Верно. Если уничтожить моллюсков, то вода помутнеет, меньше в нее будет проникать света, меньше кислорода будут выделять растения, труднее жить всем обитателям водоема.

– Значит, нужны водоему моллюски? (Да).

– А многие ребята ради забавы вытаскивают их на берег, где моллюски погибают.

– Какой вывод напрашивается? (Не лови моллюсков).

– А в наших водоемах можно увидеть моллюсков? (Да).

– Где? (В реках. Они живут только в проточной воде.)

г). И какое животное у 4 команды? (Стрекоза. Вывешиваю рисунок стрекозы и подпись этого животного).

– О стрекозе расскажет Федосеев Илья.

(Стрекоза – живет на надводных частях растений. Это очень древнее насекомое. 300 млн. лет назад не было ни ос, ни пчел, ни бабочек. А вот стрекозы уже летали. Многие из них были громадными, достигали в размахе крыльев почти метра. Сегодня, как и прежде, стрекозы находятся в постоянном движении. Летая, они охотятся. Ведь стрекоза – хищник и поедает комаров и мошек. Стрекоза заслуживает к себе бережного отношения).

– Приготовьте сигналы.

– Где живут стрекозы? (На надводных растениях. Открываю карточку: на надводных растениях).

– Где у нас можно встретить стрекоз? (На разных водоемах. И не только. А еще на лугах, полях, в садах).

– Кроме самой стрекозы интересна ее личинка. Показываю рисунок личинки стрекозы.

– Посмотрите внимательно сценку “Стрекоза и улитка” и скажите, что еще интересного вы узнали о стрекозе.

Сценка “Стрекоза и улитка”.

– Эй, стрекоза, ты не видела водяного чудища, страшного, да безобразного?

– Это я и есть.

– Ну, как бы не так. Ты красивая, легонькая, порхаешь, как вертолетик. А то чудище еле ползало.

– И все равно это я была. Два года я в некрасивой шкурке сидела, ваши насмешки терпела. А сегодня не выдержала, взяла, да из себя вышла.

– Что интересного узнали о стрекозе? (Сначала была личинкой, страшной и медлительной, а потом превратилась в красивую стрекозу).

– Личинка стрекозы живет только в чистой воде. Она хищник – питается червячками, маленькими моллюсками.

– Как вы думаете, где живет личинка стрекозы? (В толще воды).

д). – И у нас осталась 5 группа животных.

– Сейчас ребята с помощью жестов и мимики постараются показать этих животных, а вы постараетесь их отгадать.

Один ребенок показывает чайку.

– Кто это? (Чайка.)

Второй ребенок показывает бобра.

– Кто это? (Бобр.) (Вывешиваю рисунки с этими животными, их названия).

– Где живут эти животные? (На берегах.) (Открываю карточку: на берегах).

– У нас в Коломенском районе живут и чайки и бобры. Чайки более распространены. Их можно увидеть и на реках, и на озерах, и на прудах. А вот бобров значительно меньше. Они живут на реках, таких как Коломенка и Велегушка.

– Посмотрите на доску. Что у нас получилось в результате работы? (Таблица).

– Из чего состоит таблица? (Из высказывания, групп животных и иллюстраций).

– Что можете сказать о высказывании и группах животных?

(Группы животных относятся к высказыванию, но напечатаны на листах разного цвета).

– Что скажете об иллюстрациях?

(На них животные водоемов, но они разного размера и по-разному нарисованы)

-Молодцы.

– И так, где живут животные водоемов?

Дети по цепочке называют животное и группу, к которой оно относится.

– Оцените свою работу на этом этапе урока.

3. – Я предлагаю вам нарисовать знаки, как надо обращаться с животными водоемов. Работать будете в командах. У каждой команды есть свои заготовки. 1 и 3 команды будут рисовать запрещающие знаки, а 2 и 4 – разрешающие. Вспомните, о чем мы говорили на уроке, посмотрите на нашу таблицу, подумайте, что можно нарисовать и нарисуйте. Время работы 1 минута.

Проверка.

Выходит по одному представителю от команды и объясняет свой знак.

Знак прикрепляют к стенду.

1 команда. Нельзя ловить водомерок.
2 команда. За стрекозами можно только наблюдать.
3 команда. Нельзя ловить рыбу сетью.
4 команда. Если увидел на берегу моллюска, опусти его обратно в воду.

– Молодцы. Хорошие у вас получились знаки. Расскажите своим сестренкам и братишкам, как нужно обращаться с животными водоемов.

– Оцените свою работу на этом этапе урока.

Физ. минутка для глаз.

– Давайте погуляем по берегу лесного озера. Будьте внимательны. Если я назову животное, которое живет на водных растениях, вы поднимаете глаза вверх, если на дне – вниз, по берегам – по сторонам, если это не животное водоема – крепко закрываете глаза.

Повернитесь лицом друг к другу.

Стрекоза, чайка, моллюски, кабан, рак, бобр, лиса, улитка.

– Молодцы.

V. Закрепление.

1.– Давайте вспомним, где живут животные водоемов?

Читают хором:

“Животные есть в водоеме везде”:

Читают по одному название животного и группу, к которой оно принадлежит по таблице.

– Посмотрите на стенд. На нем так же представлены животные водоемов коломенского района. Прочитаем хором их названия.

– Рак, вальдшнеп, ондатра, улитка, жук – плавунец.

– Где живет рак? (На дне).

– Где живет вальдшнеп? (На берегах).

– Где живет ондатра? (На берегах).

– Улитка? (На водных растениях).

– Жук – плавунец? (В толще воды).

2.– А теперь поиграем в игру “Волшебная палочка”.

– Передавая “волшебную” палочку своему товарищу, вы называете животное и группу, к которой оно относится. Ваш товарищ называет следующее животное и его группу и передает палочку дальше. Но будьте внимательны. Если ваш товарищ ошибется, вы должны его поправить.

В игре принимают участие 10 человек.

– Оцените свою работу на этом этапе урока.

VI. Человек и водоем.

1. – Но, к сожалению, человек часто вмешивается в жизнь природного сообщества водоема.

– Подумайте, к чему это может привести? (К загрязнению воды, высыхают водоемы, погибают растения и животные).

– Верно. Страдают растения и животные. Нарушается экология.

– Давайте вспомним, что такое экология. (Экология – это наука о том, как живут между собой живые существа, и как человек влияет на их жизнь).

– А мы с вами можем помочь сохранить экологическое равновесие в водоеме? (Да).

А как? (Не бросать мусор в воду и на берегах водоемов, собирать мусор, если он есть, не мыть на берегах машины, мотоциклы, велосипеды, не рвать растения, не ловить животных).

– Скоро водоемы покроются толстым слоем льда. Мы можем облегчить жизнь обитателей водоема? (Да).

– Как? (Можно делать лунки, чтобы кислород проникал в толщу воды.)

– Верно. Но лунки можно делать только с взрослыми, чтобы с вами не приключилось беды.

– Я надеюсь, что если мы будем соблюдать эти правила, то водоемы в нашем Коломенском районе будут чище, а растений и животных станет больше.

2. – А теперь я предлагаю вам решить экологические задачи. Возьмите лист с заданием № 1. Прочитайте задание. Посмотрите на нашу таблицу, знаки. Они помогут вам в решении этих задач. Работать будете индивидуально. Время работы 1 минута.

Укажи стрелочками, что к чему приводит.

1. В водоемы спускают воду из промышленных предприятий. а) начинают образовываться болота
2.Выловили двустворчатых моллюсков. б) в воду поступает кислород для дыхания рыб
3. Все озеро заросло камышом, тростником, водорослями. в) загрязняются водоемы и погибают растения и животные
4. Зимой рыбаки наделали лунок во льду. г) вода стала мутной

Время вышло. Проверьте свое решение по образцу, который висит на доске.

На доске дана такая же таблица, как и у детей, но с ответами. Ответы указаны стрелками.

– Встаньте, у кого нет ошибок.

Если кто–то из детей допустил ошибки, то они разбираются.

– Оцените свою работу на этом этапе урока.

VII. Засели пруд.

– В заключение нашего урока я предлагаю заселить наш пруд.

Вывешиваю плакат с рисунком пруда.

– У вас есть текст под № 2. В нем – ошибки. Ваша задача прочитать текст, найти ошибки и исправить их. Каждый ваш правильный ответ и будет либо растением, либо животным водоема.

– Работать будете в командах. Время работы 2 минуты.

Текст № 2

Как красив и интересен наш пруд! Издалека заметны желтые кувшинки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска. По поверхности воды стремительно бегают личинки стрекоз, клопы-водомерки. На дне водоема притаились пиявки. А по водным растениям медленно ползают караси, улитки.

– Время вышло. Приготовьте сигналы.

– Я буду читать текст по предложениям. Если в предложении нет ошибки, то сигналите зеленым цветом, а если есть – то красным и ошибку исправляете.

Проверка текста по предложениям.

– Молодцы. Все ошибки нашли.

– Красивый у нас получился пруд?

– И мне он нравится, поднимает настроение.

– Оцените свою работу на этом этапе урока.

VIII. Итог урока.

– Подведем итог урока.

– Вспомните, какие задачи мы ставили на уроке?

Дети называют эти задачи.

– Выполнили мы их? (Да.)

– Подведите общий итог вашей работы на уроке и просигнальте цветовым сигналом.

У детей на партах сигналы: рыба – зеленая (отлично), кубышка – желтая (хорошо), стрелолист – бело-розовый (удовлетворительно). Образец цветовых сигналов висит на доске.

Учитель выражает свое мнение по поводу самооценки детей.

IХ. Домашнее задание.

– У каждого на парте есть лист с домашним заданием. Возьмите его и прочитайте. Это задание по выбору.

  1. Подумайте, можно ли построить воздушный замок под водой? Если да, то как?
  2. Найди животных водоемов, которых занесли в Красную книгу Московской области, и сделай о них сообщение.

– В выполнении домашнего задания вам поможет книжная выставка.

Дети знакомятся с ней.

Приложение