Урок математики по теме "Среднее арфметическое". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели:

  1. Закрепление понятия среднего арифметического и алгоритма нахождения среднего арифметического, средней скорости, суммы чисел по среднему арифметическому и количеству слагаемых.
  2. Совершенствование навыка решения задач по данной теме развитие логического мышления.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Запись домашнего задания №1506а, №1475.

3. Проверка домашнего задания.

4. Закрепление изученного материала.

а) Устный счет.

Ученики записывают ответы и рядом соответствующую букву:

  • 0,4 * 2 (2,2 – Л);
  • 5,5 * 10 (11,5 – Е);
  • 5,4 – 3,2 (55 – О);
  • 3,3 / 3 (0,8 – М);
  • 48 / 10 (142 – Ц);
  • 4,2 + 7,3 (1,1 – О);
  • 14,2 / 0,1 (4,8 – Д).

б) Повторение определения среднего арифметического и алгоритма нахождения среднего арифметического.

(Класс решает задачу.)

Задача. Три поросенка Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф собирали желуди, которые очень любили. Ниф-Ниф собрал 40 желудей, Наф-Наф – 22 желудя, Нуф-Нуф – 100 желудя. Они были дружные братья и решили разделить желуди поровну. Сколько желудей получил каждый?

Решение (1 ученик работает на закрытой доске):

(40 + 22 + 100)/3 = 162 / 3 = 54

0твет: 54 желудя.

Еще раз повторяется правило.

в) Работа с лото и по карточкам.

4 ученика работают с лото (Приложение №2), 4 наиболее подготовленные работают по карточкам. (Приложение №1)

(В это время класс решает задачу.)

Задача. Поезд шел 2 часа со скоростью 80км/ч и 3 часа со скоростью 90 км/ч. Найдите среднюю скорость поезда на всем пути.

Повторяется правило нахождения средней скорости.

Решение:

1) 80 * 2 + 90 * 3 = 430 (км) – пройденный путь.

2) 2 + 3 = 5 (ч) – все время.

3) 430 / 5 = 86 (км/ч) – средняя скорость.

Ответ: 86 км/ч.

г) Работающие по карточкам проверяют ответы.

- Как вы думаете можно ли узнать массу капли не имея точных весов?

Используйте стакан. Для того, чтобы найти массу капли, сначала взвесим пустой стакан (55 г), накапали 100 капель воды, взвесили 62 г. Найдите среднюю массу капли.

Решение:

1) 62 – 55 = 7 (г) – масса всех капель.

2) 7 / 100 = 0,07 (г) – масса 1 капли.

Ответ: 7 г.

д) Дети дома придумывали задачи по теме среднее арифметическое. Представление лучших работ.

Не всегда в жизни удобно пользоваться средним арифметическим предметов, это может привести к недоразумениям.

Сценка.

Олег задумался.

Лена: Олег, о чем ты задумался?

Олег: Знаешь, среднее арифметическое- гениальное изобретение математиков. Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, все делим пополам, хорошее и плохое. Возьмем, например, оценки, которые получили сегодня. Ты получила 5, а я 1. Складываем, делим пополам, по тройке получили оба. И отец меня не накажет. Да здравствует среднее арифметическое.

Лена: Но ты даже не спросил, устраивает ли это меня.

Олег: Подожди, это еще не все. Ты пришла в школу на 15 минут раньше, а я на 15 минут позже. Складываем, делим пополам - среднее арифметическое.

Лена: Ты гений, (в сторону) ну я тебя проучу. Слышишь, Олег, ты просил меня купить кеды. Тебе мама дала денег?

Олег: Да.

Лена: Давай я сбегаю в магазин, а ты решишь несколько примеров со своим средним арифметическим.

Олег: Наконец-то у меня будут новые кеды, и Роман Борисович не будет меня ругать.

Лена: Видишь, как я быстро вернулась, купила тебе кеды.

Олег: Давай быстрее покажем их. Что это?

Лена: Ты еще спрашиваешь. Это твои новые кеды. Один 26 размера, другой-44. Складываем, делим пополам, получаем твой размер 35. Да здравствует среднее арифметическое.

5. Итог урока