Логопедическое занятие "Родственные слова. Правописание безударных гласных, проверяемых ударением в корне слова"

Разделы: Логопедия


Цели:

  • Формирование фонематического анализа и синтеза.
  • Учить подбирать и группировать слова по общности корня, относящихся к различным частям речи.
  • Развитие умения распознавать в словах ударные слоги, сопоставлять ударные гласные в этих слогах, находить безударную гласную в корне.
  • Закреплять правописание безударной гласной, проверяемой ударением в корне.
  • Развитие орфографической зоркости.
  • Расширение словарного запаса по теме "Зима".
  • Повышение уровня мыслительной активности, процессов внимания, памяти.
  • Привитие интереса к знаниям, к логопедическим занятиям.

Оборудование: мультимедийная установка с необходимым набором слайдов, индивидуальные карточки на отработку орфографических правил, компьютерная программа "Радуга в компьютере" конструктор урока (выборочные файлы).

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед: Сядет тот, у кого в имени:

  • Первый и последний звук [А] (Арина);
  • Первый согласный звук мягкий (Ринат);
  • Буква "Я" в полном имени обозначает два звука (Татьяна);
  • Звук в конце имени звонкий и всегда мягкий (Андрей).

Дети называют свои имена.

II. Повторение

Логопед: Сегодня за нашим уроком будет наблюдать добрый волшебник - Логовичок.

Презентация.

Слайд № 1: Логовичок.

Вот он с нами на связи. Все ваши ответы он хорошо слышит. По электронной почте он прислал нам много заданий.

Логопед: Из чего состоят слова, когда мы их произносим?

Дети: Из звуков.

Логопед: А если мы пишем?

Дети: Из букв.

Логопед: Чем отличаются буквы от звуков?

Дети: Буквы мы пишем и видим. Звуки - слышим и произносим.

III. Развитие фонематических представлений

Логопед: Посмотрите, какое задание прислал нам Логовичок.

Слайд № 2. Задание: тренировочное упражнение "Звуко-буквенный анализ".

IV. Работа по обогащению словаря

Логопед: Отгадайте загадку.

Дел у меня не мало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня : (зима)

Слайд № 3: "Зимний пейзаж"

Логопед: Какие явления природы происходят зимой?

Дети: Буран, метель, вьюга, снегопад.

Слайд № 4: " Зимние забавы"

Логопед: Какие зимние забавы вы можете назвать?

Дети: Катание на санках, на лыжах, коньках. Дети играют в снежки, лепят снеговиков, строят крепости.

Дыхательная гимнастика

  • "Погреть ладошки" - вдох носом, выдох ртом на ладошки.
  • "Согреем плечи" - руки развести в стороны - вдох, "обнять" за плечи - выдох.
  • "Рубка дров" - руки, сцепленные в замок, поднять вверх - вдох, резко опустить руки вниз, наклонить туловище вперед - выдох.
  • "Катание с горы" - левая рука согнута в локте, правой рукой имитировать спуск с горы. При этом на выдохе произносить "У-у-ух!"
  • "Лыжники" - руки имитируют лыжные палки. Вдох носом, наклонить туловище вперед - выдох ртом.

V. Тема урока

Логопед: Послушайте рассказ о зиме.

Слайд № 5: "Зимний лес"

"Наступила зима. Все укутала белоснежным покрывалом. Красив зимний лес.

Многие дикие животные стараются как-то перезимовать это холодное время года. Вот зимующие птицы.

Слайд № 6: "Зимующие птицы"

Их подкармливают ребята нашей школы. А вот зимовье зверей.

Слайд № 7: "Зимовье зверей"

В лесу не всегда можно добыть корм. Вот люди и раскладывают для животных сено, солому".

Логопед: Какие слова с одинаковым корнем вы услышали?

Дети: Зима, зимний, перезимовать, зимующие, зимовье.

Слайд № 8: "Родственные слова"

Логопед: Как называются такие слова?

Дети: Такие слова называются родственными.

Слайд № 9: "Тема урока"

Логопед: Мы продолжаем работать над темой "Родственные слова. Правописание безударных гласных, проверяемых ударением в корне слова".

Логопед: Все ли слова с одинаковым корнем называются родственными?

Дети: нет, только слова с одинаковым лексическим значением.

Слайд № 10: "Правило "родственные слова"

VI. Тренировочные упражнения по определению родственных слов

Слайд № 11: "4 лишний"

Логопед: И вновь задание, которое нам предлагает Логовичок. Зачеркните лишнее слово, которое не является родственным, в каждой строчке. (У детей на карточках аналогичное задание)

Проверка с объяснением.

Задание: тренировочное упражнение "Подбери родственное слово".

Логопед: Ребята, Логовичок предлагает вам задание. У каждого на карточке слова, записанные в два столбика. Вам нужно подобрать правильно родственные слова и соединить их карандашной линией.

Слайд № 12. Проверка с объяснением.

VII. Физминутка

Ветерок листвой шуршит:
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

Дети потирают ладонь о ладонь.

В трубах громко он гудит:
У-у-у, у-у-у.

Хлопают над головой руками.

Поднимает снег столбом -
Бом-бом-бом, бом-бом-бом.

Топают ногами.

Дует он везде, кругом -
Гом-гом-гом, гом-гом-гом.

Переступают, повернувшись вокруг себя.

Может вызвать бурю он -
Страх-страх, страх-страх.

Руки в стороны, делают вращательные движения.

Не удержится и слон -
Ах-ах, ах-ах.

Покачивают головой.

VIII. Тренировочные упражнения в написании слов с безударной гласной в корне

Слайд № 13: "Неправильный диктант"

Логопед: А это что такое? Ничего не понятно! Наверное, ученик, который это писал, совсем не знает правил правописания. А вы знаете?

Дети: Да!

Логопед: Как проверить безударную гласную в корне слова?

Слайд № 14: "Правило на б/у гласную"

Дети читают правило.

Слайд № 15. Задание: тренировочное упражнение "Подбери проверочное слово"

Логопед: наш Логовичок предлагает вам подобрать проверочное слово, правильно вставить пропущенную букву и списать слова.

Слайд № 16: "Найди ошибку"

Логопед: Найдите ошибки в тексте. На своих карточках исправьте их, а Логовичок вам поможет проверить задание.

Слайд № 17: "Найди ошибку" помощь

Слайд № 18: "Проверка"

Проверка, объяснение правописания.

IX. Анализ. Итог

Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие. У вас ко мне есть вопросы? О каких словах мы сегодня говорили?

Дети: Сегодня говорили о родственных словах.

Логопед: Какие слова мы называем родственными?

Дети: Слова с одинаковым корнем и одинаковым лексическим значением называются родственными.

Логопед: А как проверить безударную гласную? Приведите примеры.

Дети: Чтобы проверить безударную гласную надо подобрать такое проверочное родственное слово, чтобы безударная гласная стояла под ударением.

Логопед: Вы сегодня очень хорошо поработали. Логовичку тоже понравилось. Он с Вами прощается и дарит вам на память свою фотографию.