Сценарий литературной игры-викторины по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Разделы: Литература


Задания и рекомендации командам для подготовки к литературной игре-викторине по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Задания командам

1. Привести примеры описаний природы в разное время года (зима, лето, весна, осень) из пейзажных стихотворений поэтов.

2. Исполнить романс на стихи поэта или прочитать выразительно его стихотворение в жанре пейзажа или дружеского послания.

3.Составить приветствие своему любимому уголку природы в городе, в деревне, в месте отдыха по типу стихотворения М.Ю. Лермонтова:

"Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Вы взлелеяли детство мое,
Вы носили меня на своих одичалых хребтах,
Облаками меня одевали,
Вы к небу меня приучили,
И я с той поры все мечтаю
о вас да о небе:"

4. Инсценировать эпизод из романа А.С.Пушкина "Дубровский":

1 эпизод.

Марья Кириловна и Дефорж в беседке:

Дефорж: Благодарю вас, что вы не отказали мне в моей просьбе. Я был бы в отчаянии, если бы вы на то не согласились.

Марья Кириловна: Надеюсь, что вы не заставите меня раскаяться в моей снисходительности.

Дефорж: Обстоятельства требуют: я должен вас оставить. Вы скоро, может быть, услышите: Но перед разлукой я должен с вами объясниться:

Я не то, что вы предполагаете, я не француз Дефорж, я Дубровский.

Марья Кириловна вскрикивает.

Дефорж: Не бойтесь, ради бога, вы не должны бояться моего имени. Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома, и послал грабить на больших дорогах.

2 эпизод.

Марья Кирилловна и Дубровский возле беседки в саду:

Дубровский: Я все знаю. Вспомните ваше обещание.

Марья Кириловна: Вы предлагаете мне свое покровительство, но не сердитесь: оно пугает меня. Каким образом окажете вы мне помочь?

Дубровский: Я мог бы избавить вас от ненавистного человека.

Марья Кирилловна: Ради бога, не трогайте его. Я не хочу быть виною какого - нибудь ужаса.

Дубровский: Я не трону его. Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше. Но как же я спасу вас от жестокого отца?

Марья Кириловна : Есть еще надежда. Я надеюсь тронуть его моими слезами и отчаянием. Он упрям, но он так меня любит.

Дубровский: Не надейтесь по- пустому. Что, если насильно повезут вас под венец, чтоб навеки предать судьбу вашу во власть старого мужа?

Марья Кирилловна: Тогда, тогда делать нечего, явитесь за мною, я буду вашей женою.

3 эпизод.

В лесу. Карета.

Дубровский, открывая дверцы кареты: Вы свободны. Выходите.

Марья Кирилловна, сидя в карете: Нет, поздно. Я обвенчана, я жена князя Верейского!

Дубровский: Что вы говорите! Нет, вы не жена его, вы были приневолены, вы никогда не могли согласиться:

Марья Кирилловна: Я согласилась, я дала клятву. Князь - муж мой, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты: Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас.

5. Описать устно одну из акварелей М.Ю.Лермонтова

6. Создать иллюстрацию к одному из стихотворений М.Ю.Лермонтова и А.С. Пушкина

Рекомендации командам "Как подготовиться к литературной игре-викторине по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова"

  1. Создайте в классе группу участников из 12 человек.
  2. Повторите по учебнику материал о биографии поэтов, их произведения, теорию литературы, привлеките дополнительный материал.
  3. Внимательно изучите задания к игре.
  4. Распределите обязанности в группе (на каждое задание по 2 человека)
  5. Выберите руководителя проекта.
  6. Выберите 3 участников викторины (по 1 на каждый этап), из числа тех, кто лучше подготовлен.

Команда должна будет представить домашнее задание, 3 человека от класса будут участвовать в 3 этапах викторины (по 1-му в каждом этапе), каждый участник может заработать очки в индивидуальной игре. Оценивает участие в игре жюри.

Ход игры

Ведущий: Слово "викторина" заимствовано из греческого языка. Виктория-богиня победы. В нашей игре-викторине должен быть победитель. Это будет одна из команд, один из участников, а также тот, кто проявит себя активно, творчески в ходе игры. Итак, начнем.

Разминка для команд (представление домашнего задания)

А) Прочитайте строчки из стихотворений Пушкина и Лермонтова

-о зиме, -о лете,

- о весне, -об осени.

Б) Прочитайте выразительно подготовленные стихотворения в жанре пейзажа или дружеского послания.

В) Представьте написанное вами приветствие своему любимому уголку природы в городе, в деревне, в месте отдыха по типу стихотворения М.Ю. Лермонтова.

Первый тур для участников игры.

Ведущий знакомит с правилами игры и называет тему первого тура игры-викторины "Творчество А.С.Пушкина": участники игры (3 участника по одному из каждой команды) выбирают дорожку: красную, желтую, зеленую. На зеленой можно ошибиться 2 раза, на желтой 1 раз, на красной ошибаться нельзя.

Для выбора дорожки участники одновременно отвечают на вопрос одним словом, записывая название литературного термина:

1. Как называется сопоставление одного предмета с другим на основе сходства? (сравнение)

2. Как называется построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей? (композиция)

3 .Как называется противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства? (антитеза)

Ведущий демонстрирует жюри правильные ответы, победитель выбирает дорожку, если победителя нет, выбор дорожки определяется жребием.

Вопросы, предлагаемые на зеленой дорожке:

1. Во сколько лет Пушкин поступил в Лицей? (12 лет)

2. Как называлось село, где Пушкин отбывал ссылку и где его навестил Пущин? (Михайловское)

3. Что такое хорей? (двухсложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог).

Вопросы, предлагаемые на желтой дорожке:

1. В присутствии какого поэта читал Пушкин стихи на экзамене в Лицее? (Державин)

2. Что такое ямб? (двухсложный размер стиха, в котором ударение падает на второй слог).

Вопрос, предлагаемый на красной дорожке:

1. В каком жанре написано стихотворение А.С. Пушкина "И.И. Пущину"?

(в жанре дружеского послания)

Жюри определяет победителя в первом туре.

Ведущий задает болельщикам вопросы, на которые не ответили участники игры и вопрос для команд-участников: "В каком произведении, какого автора встречается эпиграф к одной из глав "Где стол был явств, там гроб стоит"" (А.С. Пушкин "Дубровский") и объявляет тему второго тура игры : "Роман А.С. Пушкина "Дубровский".

Второй тур для участников игры

Вопросы для выбора дорожки:

1. Как называется большое повествовательное произведение, отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета? (роман)

2. Как называется последовательность и связь событий в художественном произведении? (сюжет)

3. Как называется необычный порядок слов в предложении? (инверсия)

Ведущий демонстрирует жюри правильные ответы, победитель выбирает дорожку, если победителя нет, выбор дорожки определяется жребием.

Участники игры демонстрируют подготовленное домашнее задание.

Жюри определяет победителя во втором туре, дает приз за лучшее исполнение роли Дубровского и Марьи Кириловны. Ведущий задает болельщикам вопросы, на которые не ответили участники игры и вопрос для команд-участниц: "Произведения каких зарубежных поэтов переводил на русский язык М.Ю.Лермонтов?" Заранее подготовленные ученики читают стихотворение Генриха Гейне "Сосна" и стихотворение М.Ю. Лермонтова "На севере диком стоит одиноко:"

Ведущий называет тему третьего тура "Творчество М.Ю.Лермонтова". Команды-участницы показывают домашнее задание: свои иллюстрации к стихотворениям М.Ю.Лермонтова, описание одной из акварелей М.Ю. Лермонтова.

Третий тур для участников игры

Вопросы для выбора дорожки:

1. Как называется красочное литературное определение? (эпитет)

2. Как называется слово или выражение, употребленное в переносном значении на основе сходства предметов или явлений? (метафора)

3. Как называется повторение однородных согласных звуков? (аллитерация)

Вопросы, предлагаемые на зеленой дорожке:

1. Как звали бабушку М.Ю. Лермонтова? (Елизавета Алексеевна Арсеньева)

2. Как называлось имение бабушки, где прошло детство М.Ю. Лермонтова? (Тарханы)

3. Сколько лет было Лермонтову, когда он поступил в Благородный пансион при Московском университете? (13 лет)

Вопросы, предлагаемые на желтой дорожке:

1. Кто написал этот портрет Лермонтова (демонстрируется автопортрет)?

2. Что послужило поводом для написания стихотворения "Тучи"? (первая ссылка на Кавказ)

Вопрос, предлагаемый на красной дорожке:

1. Какая народная песня была создана на стихи М.Ю. Лермонтова (народная песня "Среди долины ровныя:")

Жюри определяет победителя во втором туре. Победителям каждого из трех туров игры-викторины присваивается звание "Знаток литературы". Для них проводится заключительный тур на звание "Самый умный". Каждому задается один вопрос:

1. Назовите, какому событию посвящено стихотворение "Смерть поэта". Когда и кем оно было написано?

2. Назовите стихотворения М.Ю. Лермонтова, простроенные на приеме антитезы. Приведите примеры.

3. Назовите, в каких произведениях поэтов нашло отражение такое историческое событие, как Отечественная война 1812 года.

Звание "Самый умный" присваивается тем участникам, которые правильно и полно ответят на свой вопрос.

Пока жюри определяет команду - победительницу игры-викторины, ведущий проводит игру с болельщиками. Задание: вставить слова в стихотворные строчки, назвать, из какого они произведения и кто их автор.

Но остался влажный след в морщине ____________(старого утеса)
Прими же пришельца меж листьев твоих изумрудных,
Немало я знаю______________(рассказов мудреных и чудных)

3.

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
с милого севера__________ (в сторону южную)

4.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим__________( топор застучал)

5.

Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу_________(клюет под окном)

6.

Вечор ты помнишь, вьюга злилась.
На мутном небе____________(мгла носилась)

Жюри определяет победителя и присваивает ему звание "Знаток литературы", затем объявляет команду-победительницу и присваивает ей звание "Команда знатоков литературы", награждает победителей и участников литературной игры-викторины .