Информационные технологии на уроках изобразительного искусства

Разделы: Начальная школа


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели  урока:

  • Обобщить знания учащихся по предмету
  • Развивать представления учащихся об искусстве
  • Способствовать развитию творческого мышления

Задачи урока:

  • Расширить кругозор учащихся
  • Уметь четко и правильно формулировать ответы, развивать умения быстро выстраивать логические цепочки, быстро находить верные решения
  • Воспитывать доброжелательность, умение сотрудничать

Техническое оснащение: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Викторина «Что я знаю об искусстве?»

Рекомендации по проведению.

В классе можно организовать выставку творческих работ за год.

Класс делится на две команды, придумывают себе названия, девизы, эмблемы. Учитель знакомит учащихся с правилами урока-викторины, которая состоит из 5 конкурсов.

Урок сопровождается презентацией Microsoft PowerPoint, что поможет преподнести материал интересно и повысит степень восприятия представляемой информации. (Приложение 1)

Конкурс № 1

«Узнай картину»

Сюжет какой картины здесь описан, кто автор?

  1. «На мокром побуревшем снегу следы птичьих лапок; грач, держа в клюве прутик, приготовился взлететь к вершинам берез, где стая его собратьев наводит порядок в пустовавших всю зиму гнездах. За забором серые домишки, церковь с колокольней…» (Саврасов А . «Грачи прилетели»)
  2.  «Широкие, неоглядные дали открываются перед нами; в хлебах, стеной стоящих до горизонта, теряется дорога. А в прозрачную синеву неба торжественно поднялись могучие, богатырские сосны…» (Шишкин И.  «Рожь»)
  3. «Суровые тучи, снежные дали, а на крутом утесе могучая, величественная сосна, которую озаряет холодным светом луна» (Шишкин И. «Рожь»)
  4. «На картине изображена самая глубина елового леса с его сумраком, тишиной. На переднем плане – темная гладь поверхности омута, с неподвижно лежащими на ней осенними листьями. Рядом с омутом – белый камень, на котором сидит девочка.» (Васнецов В. «Аленушка»)

Конкурс № 2

«Логика в искусстве»

По данным определениям отгадайте многозначные слова из области изобразительного искусства.

  1. Живая, немая, известная, старинная, заключительная, многосерийная (картина)
  2. Стеклянная, картинная, национальная, Третьяковская (галерея)
  3. Светлый, дурной, теплый, высокий, надменный, холодный (тон)
  4. Простой, красный, тупой, мягкий, косметический, сломанный (карандаш)
  5. Яркая, эмалевая, засохшая, грунтовая, акварельная, автомобильная (краска)
  6. Парадный, вылитый, поясной, групповой, психологический, словесный (портрет)

Конкурс № 3

«Шутим вместе»

  1. Какой материал для рисования заливает лицо от стыда?
  2. Что художник «вгоняет в краску»?
  3. Что, по мнению художников, маслом не испортишь?
  4. Какая школьная отметка «проживает» в Третьяковской галерее?

Конкурс №4

«Русская живопись»

  1. Как называется известная картина Шишкина?
    •  «Утро в сосновом лесу»
    •  «Вечер в березовой роще»
    •  «Полдень в джунглях»
    •  «Ночь в тайге»
  2. При просмотре какой известной картины Куинджи, зрители пытались найти спрятанный за картиной фонарь?
    •  «Закат в степи»
    •  «Облако»
    •  «Березовая роща»
    •  «Лунная ночь на Днепре»
  3. Как называется картина Репина, на которой он запечатлел свою юную дочь Веру?
    •  «Бабочка»
    •  «Козочка»
    •  «Стрекоза»
    •  «Сорока»
  4. Как называется картина Серова «Девочка с …» ?
    •  Бананами
    •  Апельсинами
    •  Яблоками
    •  Персиками
  5. Как называется знаменитая картина Саврасова?
    •  Грач – птица весенняя
    •  Молодой весны гонцы
    •  Грачи прилетели
    •  Грачиная семейка
  6. Где можно полюбоваться картиной Айвазовского «Девятый вал»?
    •  В Эрмитаже
    •  В Третьяковской галерее
    •  В Русском музее
    •  В ГМИИ им. А.С. Пушкина

Конкурс №5

Какого фрагмента не хватает на картине?

В  предложенных произведениях искусства определить недостающий фрагмент.

III. Итоги урока – викторины

В конце игры подводятся результаты. Выявляется команда, набравшая наибольшее количество очков. Вместе с проведением результатов командной игры можно подвести итоги года, поздравить тех, кто особенно успешно занимался весь год, отметить их учебу.

Список использованной литературы:

  1. Искусство вокруг нас. Ломоносова М.Т., Неменская Л.А. – М.: Просвещение, 1998.
  2. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. Агеева И.Д. – М.: ТЦ Сфера, 2006
  3. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. Павлова О.В. – Волгоград: Учитель, 2008