Пути социализации детей коренных малочисленных народов Севера

Разделы: Администрирование школы


Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, т.е. её социализация. Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. В результате социализации ребенок усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации среды, в которой живёт. Взаимодействуя со средой, он не только усваивает общественный опыт, но и преобразует его в собственные ценности и жизненные ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения нормы и стереотипы поведения, которые приняты в данном обществе. Социализация подрастающего поколения является одной из ведущих функций любого общества, и представляет собой двусторонний процесс. С одной стороны, индивидуум усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, с другой стороны сами социальные связи изменяются за счёт активного его вхождения в среду. Таким образом, ребёнок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающий мир. Влияние же окружающего мира на человека зависит от его индивидуального развития. Социализация как механизм развития личности наряду с индивидуализацией ведёт к эволюционному развитию растущего человека. Без актуализации индивидуального развития ребёнок может стать жертвой социализации, т.е. потерять своё лицо, стать конформистом.

На современном этапе развития общества молодежь народностей Севера зачастую отчуждена от основных этнических ценностей, подрываются корни исторической памяти народа и его духовной культуры; нарастает угроза исконной среде их обитания, что приводит к необратимым негативным процессам.

Кризис ценностей народов Севера проявляется в социальной дезадаптации подрастающего поколения, в особенности подростков, отражающейся в их девиантном поведении, слабой ориентированности на образование, низком уровне сформированности мотивационно-личностной сферы, трудовых навыков, ранней алкоголизации.

Одна из причин такого положения северных народов, как показывают результаты многочисленных исследований, заключается в том, что традиционный механизм их воспроизводства оказался разрушенным, а новый не сформировался. В воссоздании их потенциала особое место отводится школе-интернату, который является важнейшим и решающим компонентом социализации воспитанников. Здесь максимально сохраняется связь детей-тундровиков со средой обитания, смягчаются противоречия внутри оппозиции "традиционная культура - школа", формируется ребенок как представитель своей среды, своего народа с присущим ему национальным самосознанием и миропониманием, готовый в то же время к диалогу и восприятию других культур.

В современное время воспитание детей коренных народов Крайнего Севера в условиях интерната семейного типа приобретает особую актуальность. Опыт организации школы - интерната семейного типа показывает, что данная система воспитания является одним из важнейших факторов реализации концепции развития национальной школы и решения проблем социализации детей коренной национальности.

Попадая в интернатскую среду, ребенок не только получает возможность адаптироваться к стационарной школьной жизни, но и формироваться как личность. Современные взаимоотношения школы-интерната и семьи выстраиваются на иных фундаментальных основаниях; и связь школы-интерната как института социального воспитания и семьи как института родительского воспитания, обретает форму сотрудничества и союза. Процесс сопровождения ребёнка в условиях интернатного учреждения имеет ряд особенностей и, по нашему мнению, предполагает организацию деятельности по прохождению ребёнком следующих этапов:

Первым этапом реализации наиболее общей для большинства воспитанников программы позитивного развития является создание атмосферы доверия, уважения, безусловного принятия и любви детей со стороны воспитателей. Дети должны чувствовать себя, безусловно, любимыми и защищенными. Категорически недопустимы угрозы, окрики, оскорбления, запугивания и прочее негативное отношение к детям, вызывающие тревожность, озлобленность, недоверие, скрытую, а то и явную враждебность детей по отношению к взрослым и другим детям.

На втором этапе необходимо четкое и ясное понимание детьми своих прав и обязанностей, формирование знаний и навыков социального взаимодействия и общежития. Здесь необходима четкость, последовательность, требовательность со стороны взрослых при соблюдении всех условий первого этапа. Осознание прав и обязанностей закладывает основы позитивного мировоззрения воспитанника, понятия справедливости и нравственных основ жизни общества. Так же, как и на первом этапе, воспитатели должны быть безусловным образцом поведения и отношения ко всем окружающим и различным сторонам социальной жизни воспитанников.

На третьем этапе упор должен быть сделан на формирование навыков самоорганизации, саморегуляции и волевого преодоления жизненных трудностей: в учебе, в других видах деятельности. Он включает организацию и проведение разного вида реабилитационно-развивающей работы с детьми (медицинской, педагогической, коррекционно-развивающей, психологической, социальной и т.д.). Предполагаются индивидуальные и групповые формы работы с детьми и подростками в течение всего времени пребывания в учреждении.

На четвертом этапе акцент делается на собственные интересы ребенка, поддержки его в социально приемлемых увлечениях. Формируется мотивация достижения и успеха. Развиваются познавательные, эстетические, творческие потребности. Создаются условия для как можно более разнообразной деятельности: клубы, кружки, походы, коллекционирование, спорт и другие формы свободного включения ребенка в разнообразие культурной жизни общества. Ребенку оказывается все возможные виды поддержки.

На пятом этапе формируется социальная позиция личности, его личностное и профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути, допрофессиональное обучение. На этом этапе также проходит подготовка подростков к выходу в самостоятельную жизнь. Несомненно, в работе с конкретными детьми нужно учитывать особенности их развития и применять разнообразные психолого-педагогические формы, приемы, методы и техники воспитания, адекватные возрастным и личностным этапам развития.

На шестом этапе сопровождения выпускники проходят аттестацию на социальную зрелость. Результаты аттестации могут показать, насколько у выпускника сформирован профессиональный личный план, имеет ли он достаточный социальный и личностный потенциал для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе.

Необходимо отметить, что деление на этапы описанной системы адаптации и социализации воспитанников, носит искусственный характер. Система работает постоянно в полном объёме, а каждый из детей берёт из неё то, на что готов в зависимости от возраста, времени пребывания в интернате, психических и физиологических особенностей, возможностей личности. Коллектив воспитателей создаёт для каждого условия для саморазвития и успешного функционирования в современном обществе.

Воспитательная среда интерната учитывает особенности национальной психологии, традиционные формы и методы воспитания, помогает ребенку осознать себя личностью. В целях создания благоприятных условий для комфортного проживания и всестороннего развития личности ребенка коллектив воспитателей ведет поиск новых подходов к воспитанию, пониманию его роли и функции в изменившихся условиях общественного развития.

Деятельность по социализации воспитанников в интернате осуществляется через реализацию программы "Социализация детей КМНС в условиях социальной депривации", конечными целями которой являются:

  • сформированность у воспитанников осознанного отношения к ценностям национальной культуры, к прошлому, настоящему и будущему этноса;
  • успешная социализация детей коренной национальности;
  • сохранение физического и духовного здоровья детей.

Воспитательная работа организована по следующим подпрограммам: "Здоровье", "Досуг", "Семья", "Патриот", "Труд". Эти основные направления являются ориентирами в разработке перспективного и календарного планирования, как интерната в целом, так и отдельных воспитателей. Результат - скоординированная работа по формированию социально интегрированной личности.

Становлению национального самосознания воспитанников способствуют "Уроки предков". Особенностью этих занятий является их направленность на формирование нравственного сознания у воспитанников в единстве с нравственным поведением человека как части природы. Познавательная ценность "Уроков предков" в том, что расширяется круг познания детей об обычаях своего народа, его культуре, образе жизни, истории, что способствует накоплению экологических знаний, уважительному отношению к взрослым, формированию чувства гордости за свой род, уважению к своим предкам, желанию быть достойными их. "Нация в любые времена, даже самые трудные, сохранит себя, если живут традиции этой нации". Вся воспитательная работа в интернате основана на этнических принципах. Многие мероприятия уже стали традиционными: праздник Севера, День оленевода, малая олимпиада ненецких игр, конкурс "Ямальская красавица", праздник Семьи, КТД "Лакомбой, интернат!".

Важнейшая роль в воспитании принадлежит дополнительному образованию, т.к. оно основано на учете интересов детей, на личностном общении и взаимодействии детей и взрослых. Организация деятельности кружков дополнительного образования существенно снижает вероятность асоциального поведения детей. Для воспитанников, у которых в процессе социализации имеется препятствие в виде неудачи в учебе (а это становится серьезным препятствием на пути взаимодействия ребенка с другими), деятельность по интересам предоставляет возможность самоутверждения, саморазвития в других областях. Занятия по интересам для детей - это путь вхождения в мир, в общественные отношения через полезную деятельность, через социально приемлемые формы самоутверждения, они способствуют трудовому, эстетическому воспитанию детей, расширению их кругозора, профессиональной ориентации. В интернате созданы кружки, способствующие развитию творческих качеств личности, сохранению национальных ненецких традиций: "Мел'не", "От скуки на все руки", "Юный художник". Ребята, посещающие кружок, любят шить, вышивать, лепить, рисовать. Большинство из них - активные участники и призеры муниципальных, окружных, всероссийских конкурсов творческих работ.

Труд для воспитанников интерната - важнейшее средство социализации. Поэтому жизнедеятельность в интернате организована таким образом, чтобы воспитанники овладели навыками в различных видах деятельности: от самообслуживания до предпринимательской деятельности. Воспитание трудолюбия в интернате проходит через систематическое вовлечение детей в хозяйственные повседневные занятия, где усваиваются необходимые знания, умения и навыки. Особое место в овладении трудовыми навыками занимает профессиональная ориентация и профессиональная подготовка воспитанников, покидающих интернат. Это помогает им быстрее адаптироваться к жизни за пределами учреждения, повысить чувство уверенности в себе.

Таким образом, конечными целями трудового воспитания должны быть:

  • Сформированность практических навыков ведения домашнего хозяйства, подготовки к будущей семейной взрослой жизни;
  • Сформированность рациональной организации умственного и физического труда, умения обслуживать себя и младших сестер и братьев;
  • Осознание воспитанниками роли труда в жизни человека;
  • Подготовка выпускников к осознанному выбору профессии.

Важно, чтобы дети поняли, что трудолюбие - одно из главных достоинств человека, что только труд на пользу людям делает каждого Человеком.

Развитие организаторских способностей, воспитание самостоятельности организуется через самоуправление в интернате. Совет интерната контролирует и оказывает помощь в организации дежурства, досуга воспитанников, проводит Дни самоуправления, разрешает конфликтные ситуации, организует шефство над младшими воспитанниками, обеспечивает чистоту и уют в корпусах.

Большое значение придается в интернате физическому развитию детей. Одним из основных направлений работы является реабилитация и сохранение здоровья воспитанников. Используя широкий арсенал педагогических приемов, включая методы и средства этнопедагогики, воспитатели приобщают детей к культуре здоровья. Проблема сохранения национальных традиций решается через развитие национальных видов спорта: прыжки через нарты, метание тынзяна на хорей, перетягивание палки, национальная борьба. В интернате традиционно проводится неделя здорового досуга, месячник ЗОЖ. Воспитатели проводят мероприятия по охране и укреплению здоровья, вовлечению воспитанников в спортивную деятельность.

Важнейшим средством развития воспитанников является игровая деятельность, которая рассматривается как наиболее доступный и эффективный метод "самостроительства" воспитанника при его собственной активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством. Игра по своей сути социальна и является действенным средством социализации детей, орудием воспитания социальных навыков и умений, открывающих просторы для творчества социальных отношений. Посредством использования игр с элементами соревнований, подвижных игр, конкурсов, психотренинговых игр и т.д. происходит освоение социальных отношений, стимулирующих мотивацию социализации, в основе которой лежит интерес к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме, самооценка в системе статусно-ролевых связей общества. В играх ребенок овладевает социальными нормами и требованиями к члену социального мира, познает себя, других людей, постигает смысл взаимоотношений между людьми.

Партнерами школы-интерната в образовательно-воспитательном пространстве являются учреждения дополнительного образования (досуговый центр) и культуры (музыкальная школа). Специфика каждого учреждения позволяет существенно дополнять, обогащать процесс воспитания. Объединяющим фактором являются народные традиции, ремесла, исторические и культурные памятники.

От того, в каком социуме будут расти наши дети, будет зависеть результат воспитания. Понимая важность данного аспекта, школа-интернат расширяет внешнее воспитательное пространство. Взаимодействие и сотрудничество с учреждениями и общественными организациями посёлка и района дало возможность значительно расширить внешнее воспитательное пространство школы-интерната, сделав её более открытой для участия представителей социальных институтов. Увеличилось количество совместных действий, направленных на создание воспитывающей среды, появились новые формы сотрудничества. Тесная взаимосвязь с социумом позволяет воспитывать патриотов своего края, расширять представления об истории посёлка и района, помогает определиться с профессиональным выбором, реализовать свои способности.

Таким образом, именно интернат семейного типа есть и всегда будет важнейшей сферой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за обучение и воспитание ребенка, но и за воссоздание определенного образа жизни членов общества с учетом формирования полноценного этнического самосознания.