Компьютерная поддержка уроков (КПУ) на примере изучения темы "Световые явления"

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели: ввести понятие световых явлений; рассмотреть классификацию источников света; воспитывать творческую личность.

План урока:

  1. Орг. момент - 2 мин.
  2. Изучение нового материала - 25 мин.
  3. Закрепление - 15 мин.
  4. Итоги урока - 3 мин.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация "Световые явления", файлы компьютерной поддержки.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Изучение нового материала.

Отгадайте загадку.

Придёт в дом - не выгонешь колом, пора придёт - сам уйдёт.

Запишем тему урока.

Световые явления. Источники света. (1 слайд)

Что же такое свет?

Вопрос очень сложный. Не даром считается, что свет - самое тёмное пятно в физике. (2 слайд) [1].

Философы Древней Греции ответа не знали. Даже Архимед не дал объяснения, хотя и знал о законе отражения и успешно его применял.

До 16 века многие философы считали, что свет есть нечто исходящее из глаза и как бы ощупывающее предметы. Опровергнуть это утверждение оказалось очень сложно. Мы и сейчас говорим, что у человека глаза светятся. (3 слайд)

Как же доказать, что свет в комнате не пропадает, когда мы из неё выходим? - : фиксация с помощью видеокамеры.

Но были и другие теории, согласно которым свет представляет собой поток вещества, исходящий от видимого предмета.

Среди этих гипотез ближе всего к современным представлениям точка зрения Демокрита.

Он считал, что свет - это поток частиц, обладающих определёнными физическими свойствами. Он писал: "Сладость существует как условность, горечь - как условность, цвет - как условность, в реальности существуют лишь атомы и пустота". (4 слайд)

Наконец, оказалось, что сразу две теории объясняют природу света. Причём, обе теории физически обоснованы и подтверждаются экспериментами. (5 слайд) [2], [3].

Сейчас ясно, что свет - это сочетание двух форм материи: вещество и поле. Эту двойственность света называют дуализмом.

Запишем определение.

Свет - видимая часть излучения, одновременно поток частиц (фотонов) и электромагнитная волна. (6 слайд)

На шкале электромагнитных волн видно, что видимое излучение - это очень узкий интервал. Можно ли сделать вывод, что зрение человека очень ограниченно? - : и да, и нет, информация, получаемая глазами разумно ограничена, мозгу было бы затруднительно перерабатывать большую информацию.

Ответ не может быть однозначным, поэтому отложим его для рассмотрения на диспуте.

А сейчас рассмотрим вопросы, которые более понятны и объяснимы.

Сколько источников света вы можете назвать? - :

Источники света могут быть естественными. (7 слайд) [4].

Приведите свои примеры.

Источники света могут быть искусственными. (8 слайд)

Приведите свои примеры.

Источники света могут быть теплыми и холодными. (9 слайд)

Вспомните русскую пословицу: "В темноте и гнилушка светится". Приведите свои примеры.

Является ли Луна источником света? - ... нет.

Часто мы имеем дело с предметами, которые отражают свет, но сами источниками света не являются. (10 слайд)

Отгадайте загадку.

Золотая колесница
Целый день на запад мчится.

Рассмотрим опорный конспект. (11 слайд)

Какую новую информацию вы получили со слайда? - :

Тема, которую мы начали изучать, настолько обширна, что её выделяют в раздел.

Оптика - раздел физики, изучающий световые явления. (12 слайд) [5].

Очень часто световые явления обыгрываются в мультипликационных фильмах.

Каким явлением можно объяснить видеофрагмент? - :

Много внимания уделяют световым явлениям и пословицы.

  • Солнце ярче - тень темнее (тамильская пословица).
  • И на Солнце есть пятна (русская пословица).

Рассмотрим несколько новых терминов. (13 слайд)

Запишем.

Первый закон оптики.

В однородной среде свет распространяется прямолинейно.

Прямолинейностью распространения света объясняются тени и полутени.

Многие из вас видели лунное затмение. (14 слайд) [6], [7]. На слайде представлен видеофрагмент, который можно запустить независимо от презентации. <Приложение1>

Полное солнечное затмение относится к редким явлениям и собирает множество учёных и туристов. (15 слайд) [8].

И ещё много и много интересных явлений, которые нам предстоит изучать.

При прохождении луча под некоторым углом через границу раздела двух сред может наблюдаться разложение белого света на цветные компоненты (в спектр). Это явление называется дисперсией. Спектр был получен Ньютоном в 1666 году. Он выделил семь цветов. (16 слайд) [9].

Отгадайте загадку.

Раскрашенное коромысло через реку повисло.

Ньютон объяснил явление радуги. (17 слайд)

Отгадайте загадку.

Компьютер тоже читает, а что читает, и ребёнок знает.

Спектр можно увидеть и на обычном лазерном диске. (18 слайд)

Вспомните фрагмент детской сказки: "хохотал, хохотал, да и лопнул". О чём сказка?

Спектр можно увидеть и на мыльном пузыре. (19 слайд)

Отгадайте загадку.

Золот хозяин - на поле,
Серебрян пастух - с поля.

Гало - оптическое явление в атмосфере в виде светлого или радужного кольца вокруг Солнца или Луны. (20 слайд) [10].

Гало возникает в результате отражения и преломления света в ледяных кристаллах высоких (перисто-слоистых) облаков или тумана.

Небо может быть и красным, и желтым, и зеленым. (21 слайд)

(22 слайд) [11]. О чём пишет Ломоносов? - : северное сияние.

Второе название - сполох.

Вспомним ненецкую пословицу: "Сполох красиво играет, да не греет".

К интереснейшим световым явлениям относятся миражи. (23 слайд) [12], [13].

3. Закрепление.

Индивидуально ознакомьтесь с содержанием флеш-приложений <Приложение1> и <Приложение2> [14].

Какие новые знания вы получили? - :

4. Итоги урока.

Домашнее задание: повторить основные понятия изученной темы, подобрать собственные примеры; повторить содержание флеш-приложений, открыв в Интернете сайт http://fizmir.narod.ru

Литература.

1. http://sustainabilityninja.com/sustainable-solar-energy/solar-eclipse-july-2009-77584/

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%8E%D0%B9%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%81,_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%BE%D0%BD,_%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%B0%D0%BA

4. http://ru.tsn.ua/svit/na-plyazhe-astany-molniya-ubila-zhenschinu-i-ranila-10-chelovek.html

5. Детская развлекательно-познавательная программа: "Хотим все знать", Millimages UK LTD, 2005.

6. http://elementy.ru/news/430677

7. http://fizmir.narod.ru/f/f8-zatm.avi

8. http://mreclipse.com/Special/SEprimer.html

9. http://astrogalaxy.ru/045.html

10. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5500&d_no=135113&ext=Attachment.aspx?Id=48061

11. http://pgbooks.ru/want_to_know/researcher/568/

12. http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=2129075&tagid=1529423

13. CD-диск: Kino.De.Luxe.Collection, 2002.

14. http://school-collection.edu.ru