Общая характеристика типа Членистоногие

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Тип урока – актуализация знаний и изучение нового материала на основе современных ИКТ.

Планируемое количество часов – 1.

Отбор учебного материала и содержания произведен с учетом возраста учащихся и уровня их психического развития.

Метод обучения – проблемный с применением ИКТ.

Урок формирует умения самостоятельного учебного труда, умения самостоятельно пополнять свои знания, выделять основные понятия, работать с текстом, использовать имеющуюся информацию, выделять главное, высказывать и обосновывать свое мнение, анализировать и делать выводы, формирует у учащихся умения контроля и самооценки. Является примером компетентностного подхода в образовательных технологиях.

Цели урока:

  • научить самостоятельно давать определения объектов (линька, классификация);
  • научить обосновывать и доказывать свою точку зрения, опровергать точку зрения оппонента;
  • научить самостоятельно оценивать свою учебную деятельность через сравнение с установленными нормами;
  • научить классифицировать биологические объекты, то есть выделять общие и отличительные признаки;
  • научить использовать на практике полученные знания.

Оборудование: таблицы “Тип Членистоногие”, презентация “Общая характеристика типа Членистоногие”, набор фотографий разных видов членистоногих.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний и постановка проблемы.

– Используя знания по биологии, найдите 10 ошибок в стихотворении, которое я вам сейчас прочитаю (Слайд Презентации1).

Потеплело. Благодать.
Червяк вылез подышать.
Комар завтрак завершил
Трех мальчишек укусил.
И паук, жуя свою добычу
Радуется утру сентября.
Пролетая, самка светляка
Освещает крыльями дорогу.
Куколок припрятав, таракан
Убегает, услыхав тревогу.
Там кузнечик на поляне
К небу ушки навострил,
Чтобы страшный насекомый –
Скорпион его не съел.
Богатырь там муравей
С родственником термитом
Строят семьями дома
Ладно – деловито.

/Ошибки:

  1. Червяк выходит на поверхность земли только после дождя.
  2. Самец комара не пьет кровь.
  3. Паук не жует, у него сосущий ротовой аппарат.
  4. Самка светляка не летает.
  5. Светящиеся органы светляка на брюшке.
  6. У таракана нет куколок, развитие с неполным превращением.
  7. У кузнечика слуховой аппарат на голени.
  8. Скорпион относится к классу паукообразные.
  9. Скорпион пустынное животное и не живет на поляне.
  10. Термит относится к отряду Термитов, а муравей – к отряду Перепончатокрылые./

– А какие ответы правильные (при обосновании ответов учащиеся испытывают затруднения, так как не хватает объема знаний?

– Учитель и ученики формулируют тему урока: “Общая характеристика типа Членистоногие” (слайд Презентации 2).

2. Открытие нового на уроке.

– Задание: используя различные источники информации (учебник, статьи из БСЭ о членистоногих, фотографии), составьте в тетради перечень существенных признаков животных типа Членистоногие (самостоятельная работа)

/Планируемый результат: 1. Многоклеточные, двусторонне-симметричные, целомические животные трехслойные; 2. Сегментированные; сегменты тела подразделяются на головогрудь и брюшко или голову, грудь и брюшко; 3. Каждый сегмент несет по паре членистых конечностей, обеспечивающих движение, добычу пищи, восприятие раздражений; 4. Наружный хитиновый скелет./

– Сравните составленную вами характеристику типа Членистоногие с общепринятой (слайд 3).

– Самостоятельно найдите ошибки и исправьте их у себя в тетради.

– Задание: найдите противоречие и определите (используя различные источники информации), как природа его решила (слайд 4 – развитие кузнечика). Хитиновый покров не растягивается и не растет, а животное должно расти, как видно из картинок слайда.

/Предполагаемый ответ: природа придумала процесс линьки./
– Определение понятия линька записываем в тетрадь (слайд 5). Отмечаем, что это еще один характерный для Членистоногих признак.

– Задание: самостоятельно сформулируйте и запишите в тетради определение понятия “классификация”.

– Посмотрите на экран (слайд 6), найдите ошибки в вашем определении и исправьте их.

– Как вы будете разделять животных типа по классам, предложите свой алгоритм классификации.

/Предполагаемый результат: 1. определяем признаки объекта; 2. определяем общие и отличительные существенные признаки объекта; 3. определяем отличительный существенный признак, по которому делим тип на классы./

– Попробуем классифицировать животных типа Членистоногие. Посмотрите еще раз на представителей каждого класса (слайд 7) и ответьте на вопрос, какие признаки мы можем использовать при классификации типа Членистоногие.

/Предполагаемый ответ: 1. местообитание; 2. отделы тела; 3. органы зрения; 4. количество усиков; 5. количество ходильных ног; 6. наличие крыльев./

– Задание: используя различные источники информации, заполните таблицу на основании определенных нами параметров для сравнения и классификации.

Таблица 1

Сравнительная характеристика классов типа Членистоногие.

Параметры для сравнения

Класс Ракообразные

Класс Паукообразные

Класс Насекомые

1. Местообитание

     

2. отделы тела

     

3. органы зрения

     

4. количество усиков

     

5. количество ходильных ног

     

6. наличие крыльев

     

– Задание: посмотрите на экран (слайд 8), сравните ваши ответы с теми, которые вы видите на экране, найдите ошибки и исправьте их (работа самостоятельная в парах).

3. Применение полученных знаний на практике.

– Многие сейчас стали ездить на отдых за границу, в том числе в тропические страны. Но не все знают, какие опасные животные могут подстерегать Вас в турпоездках.

– Решите задачу (слайд 9 – фото скорпиона): двое учащихся рассматривали коллекцию и обратили внимание на скорпиона. Один утверждал, что это представитель ракообразных, а другой – что скорпионы относятся к паукам. Кто из них прав?

/Предполагаемый ответ: прав учащийся, относивший скорпиона к паукам, так как у него 4 пары конечностей, первая из которых превращена в клешни, усиков нет, отделов тела – 2: головогрудь и брюшко, органы зрения – простые глазки./

При подготовке ответа используйте таблицу “Сравнительная характеристика классов типа Членистоногие”.

– Подготовьте инструкцию поведения человека при встрече со скорпионом по плану:

– Чем опасен скорпион?

– Как его распознать?

– Как уберечься от укуса?

– Что делать, если Вас укусил скорпион?

– Что должно быть в аптечке отъезжающего за рубеж?

– Задание: вы получили текст “Скорпион” (Приложение 1). Внимательно его прочитайте и найдите ответы на вопросы из поставленных учителем раньше, которые вызвали у Вас затруднение.

– Какие выводы мы можем сделать по уроку?

Фото

/Предполагаемый ответ: научились узнавать представителей членистоногих на основании характерных для них признаков, что может иметь большое практическое значение, особенно для узнавания ядовитых и опасных для жизни видов; научились классифицировать представителей типа./

4. Задание на дом: параграф 24; взяв за основу ключевое слово “членистоногие”, составить кроссворд, используя признаки классов этих животных.

Литература

  1. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. Животные. 7-й класс. М.: “Вентана-Граф”, 2006.
  2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. 7 – 8-й классы. М.: “ВАКО”, 2004.