Урок окружающего мира по теме "Становление человека. Предки человека". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: Показать учащимся, что изменения происходили и происходят в природе с человеком, выявить причины изменений, произошедших с человеком.

Оборудование: Слова: мама, папа, бабушка, дедушка, прадедушка, прабабушка, презентация, учебник “ Мы и окружающий мир” автор Н.Я Дмитриева, А.Н Казаков, издательство “Учебная литература” издательский дом “Федоров 2008 г.

Ход урока

I. Слайд. “Урок окружающего мира”. “Предки человека”.

II. Минутка календаря.

– С каким настроением вы шли сегодня на урок?
– Если у вас хорошее настроение, то как вы можете подарить его остальным? Как вы сообщите без слов о прекрасном настроении?
– Правильно, улыбкой. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие. Наша лучистая улыбка может улучшить всем настроение. Давайте улыбнемся друг другу.
– Вы наблюдали мир. Расскажите о погоде.

III. Повторение пройденного.

1. Назовите существенные признаки хищников (хорошо развиты клыки, когти, клюв, обоняние, слух, зрение, они очень сильные, быстрые).

– Как мы назовём другую группу животных? (Растительноядные.)
– Как их определить?

(Имеют зубы, перетирающие траву. Они языком захватывают пучки травы, ветки, листья, удерживают их губами, а зубами срезают. Могут питаться плодами и семенами. Насекомые могут высасывать сок растений, поедать древесину. Хорошо бегают, прячутся, у них развиты слух и зрение.)

2. Игра.

– Возьмите карточки с животными, я загадаю вам загадки, а вы расположите растительных один столбик , а хищников в другой. У кого не будет ошибок, тот молодец, может и загадки отгадывать, и распределять животных по питанию.

Хищные

  1. Молоко пьёт,
    Песенки поёт
    Часто умывается
    А с водой не знается
    (Кошка)
     
  2. Хвост крючком
    Нос торчком
    (Свинья)
     
  3. Зимой спит –
    Летом улья ворошит.
    (Медведь)
     
  4. Скачет зверушка
    Не рот, а ловушка
    Попадают в ловушку
    И комар, и мушки
    (Лягушка)
     
  5. В Африке живёт
    Злой зелёный пароход.
    Кто б навстречу не проплыл.
    Всех проглотит.
    (Крокодил)
     
  6. Я по дереву стучу,
    Червячка достать хочу
    Хоть и скрылся под корой
    Всё равно он будет мой
    (Дятел)
Растительноядные
  1. Хожу в пушистой шубке
    Живу в густом лесу.
    В дупле на старом дубе
    Орешки я грызу.
    (Белка)
     
  2. По горам по долам
    Ходит шуба да кафтан
    (Овца)
     
  3. Водяные мастера
    Строят дом без топора
    Дом из хвороста и тины.
    И построили плотину.
    (Бобр)
     
  4. Комочек пуха
    Длинное ухо
    Прыгает ловко
    Любит морковку
    (Заяц)
     
  5. С бородой, а не старик,
    С рогами, а не бык
    Доят, а не корова
    Лыко дерет, а лаптей не плетёт
    (Коза)
– Проверим, правильно ли вы отгадали, и распредели животных.

Прохожу по класс, проверяю.

3. Покажите мне всех отгаданных птиц.

– А теперь млекопитающих.
– Покажите тех, кто остался и к каким группам вы их отнесёте?
– Какие из животных домашние?
– А какие дикие животные?

4. Продолжите цепь питания.

IV. Изучение нового материала.

1. На доске слова папа, мама, дедушка, бабушка.

– Когда мы произносим эти слова, какие чувства возникают?

Настроение? Почему?

– Как их всех можно назвать, одним словом?
– Почему называют предками?
– Сегодня на уроке мы поговорим о далёких, о самых первых предках человека, от которых произошло все человечество.

2. Слайд 2.

Откуда, когда от кого мы произошли? Наверное, это самая главная загадка, которая во все времена волновала уши людей. У каждого народа существуют свои мифы и предания о собственном происхождении.

– Как вы думаете, от кого мы произошли?

Все мифы можно свести к двум основным идеям:
  1. Люди произошли от богов.
  2. Люди произошли от животных.
Сегодня все знают, что человек произошёл от обезьяны: Эта фраза, конечно не верна ели подразумевается обезьяна, какой мы её представляем – шимпанзе, горилла или тем более макака. И все – таки эта фраза абсолютно верна – потому что древнее животное, от которого произошли люди, а также, кстати, современные обезьяны, иначе, чем обезьяной не назовешь.

Мы должны низко поклониться природе за то, что она создала такое существо как обезьяна.

3. Проблемная ситуация.

Слайд 3.

– Почему обезьяна так ответила ребятам? (Рассуждение детей.)

Немного о правилах поведения.

4. Мы с вами уже говорили, что наша планета постоянно изменяется и всё живое тоже меняется. На сегодняшнем и следующих уроках мы проследим, как в течение многих миллионов лет человек изменялся, его образ жизни, способы питания.

5. Работа по учебнику страница 14.

– Посмотрите на иллюстрации в учебнике. В каком поясе жили древние люди? Почему?

(В жарком, у людей не было одежды, шерсть постепенно исчезала, питались растительной пищей.)

– Чем питались? (Корешками, стеблями, листьями, плодами, яйцами птиц.)
– Ребята, вы строили когда – нибудь во дворе шалаши? Из чего строили?
– Рассмотрите внимательно строение рук, ног, головы. Как вы думаете, где жили наши предки? (Ответы детей.)
– Из какого материала материала могли первобытные люди строить примитивные укрытия? (Из веток, листьев, костей крупных животных.).

Беседа сопровождается показам Слайдов 4, 5, 6.

– Какие предметы могли использовать люди, чтобы добывать пропитания? (Палки, камни.)

Физкультминутка.

6. Самостоятельное чтение текста.

– Прочитайте текст на 14 странице и ответьте на вопрос: почему человеку пришлось стать охотником? (В холодном поясе, куда постепенно перемещались древние люди, не всегда была растительная, и чтобы прокормиться пришлось охотиться.)

– О человеке охотнике мы поговорим на следующем уроке.

7. Рассказ учащихся о первых людях.

– А сейчас “ребята – почемучки”, которые всегда хотят знать больше других и интересуются историей поделятся с вами своими знаниями о древнем человеке.

Слайд 7.

– Около 3 миллионов лет назад на просторах африканских саванн жили существа, называемые гоминидами. Они, вероятно, еще не умении говорить. В те времена существовали две разновидности предков человека.

Одни жили небольшими группами, были очень сильными, с крупными зубами и сильными челюстями, чтобы пережёвывать жёсткие растения и плоды, ягоды, корни. Запасать еду впрок они ещё не научились, поэтому им приходилось бродить с места на место в поисках корма, чтобы не умереть с голоду. Также они похищали яйца из птичьих гнезд и ели их сырыми.

Слайд 8.

– Другие питались мясом, которое добывали себе охотой, поэтому зубы у них были меньше, так как мясо не нужно столь тщательно пережёвывать, как растительную пищу. Для охоты на мелких животных, и чтобы обороняться в саванне, они использовали ветки, камни.

V. Итог.

– Что нового узнали на уроке?
– Были ли похожи первые люди на современных людей?
– Отчего у них такое строение зубов, челюстей?
– Почему их осанка другая?
– Почему у них не было одежды?

Практическая работа: нарисовать пищу первых людей.

Приложение. Слайд 9.

Спасибо за урок!