Урок по теме "Основания" в рамках здоровьесберегающих технологий. 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я пойму.
(Китайская народная мудрость)

Цель: познакомить учащихся с классом неорганических соединений – основаниями. Рассмотреть классификацию, состав и номенклатуру оснований.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок – погружение в изучение нового материала.

Оборудование урока: компьютер, проектор, наборы индикаторов, пронумерованные пробирки № 1, 2, 3 с кислотой, щелочью и водой.

Ход урока

1. Приветствие и организация класса.

2. Сказка.

Ребята из 8-го класса другой школы сочинили сказку – легенду о неизвестном вам пока классе неорганических соединений и прислали мне текст сегодня утром по почте. Давайте прослушаем этот текст и попытаемся выяснить, о каком классе неорганических соединений шла речь в этом письме?

В некотором царстве, Химическом государстве на противоположных сторонах говорливой реки Ионки расположились две деревеньки: Металловка и Гидроксогрупповка. Жители Металловки всем служили примером: и веселые, и активные, и работящие. Как ни крути – со всех сторон положительные! А жители Гидроксогрупповки были им полной противоположностью: работать не хотели, всех задирали, со всеми ссорились. И решили тогда Металлы усмирить буйный нрав Гидроксогрупповцев. Перешли они реку Ионку через мост химической связи – и появились вещества новые “Основаниями” называемые, и стали жить они вместе в деревне “Гидроксидовка”. (Презентация. Слайд 1, 2)

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока, исходя из прослушанного текста?

3. Формулировка темы, постановка целей урока: (Слайд 3, 4.)

  • дать определение классу “Основания”;
  • познакомиться с классификацией “Оснований”;
  • изучить принципы номенклатуры “Оснований”;
  • познакомиться с понятием индикатора и его действием на класс “Оснований”.

Учитель: ребята, посмотрите на свои рабочие места. Я раздала вам карты рефлексии (см. приложение). Их вы будете заполнять в течении урока, а по его окончанию –сдадите, чтобы я могла судить о вашем отношении к уроку и дальнейших пожеланиях. Напротив соответствующего пункта в картах рефлексии ставьте + или – в зависимости от того, ответили вы на вопрос или нет. Если к концу урока у вас будет 4–5 плюсов – оценка за урок “отлично”, если 2–3 плюса – оценка “хорошо”. Кроме того у вас на партах имеются опорные конспекты (см. приложение). Подпишите их. По ходу урока мы будем их заполнять, выполнять задания и к концу урока у вас будет конспект к теме “Основания”, который вы прикрепите себе в тетрадь. Для проведения исследовательской работы на ваших столах находится необходимый набор химических реактивов.

Итак, мы начинаем наш урок.

4. Состав оснований. (Слайд 5.)

Перед вами на слайде представлены формулы оснований (гидроксидов), посмотрите на них и выделите черты сходства. (Во всех формулах оснований присутствует группа –ОН, соединенная с атомом металла. Металлы в составе оснований расположены в 1, 2 и 3 группах периодической системы Д.И. Менделеева, что напрямую связано с числом групп –ОН, исходя из понятия валентности). Учащиеся формулируют вывод о составе оснований: в состав оснований входят металлы 1, 2 и 3 групп П.С., соединенные с группой –ОН. Число групп –ОН зависит от валентности металла.

Теперь обратимся к нашим опорным конспектам и выполним задание № 1.

Мы познакомились с составом оснований, давайте попробуем дать определение этому классу соединений.

5. Формулировка определения класса “Оснований”. (Слайд 6.)

Давайте запишем определение в наши опорные конспекты.

6. Номенклатура оснований. (Слайд 7.)

Мы с вами выяснили состав жителей деревни “Гидроксидовка”,а теперь приглашаю вас познакомиться с ними поближе и узнать их имена. Чтобы показать свое уважение жителю деревни “Гидроксидовка” мы почетно называем его “Гидроксид” с добавлением его собственного имени (название металла) с указанием валентности в скобках в случае ее переменности.

Cu(ОН)2 – гидроксид меди (II).

А теперь давайте попробуем найти соответствие между определенными жителями деревни Гидроксидовка и их именами. (На доске представлены формулы некоторых гидроксидов, необходимо напротив формулы поставить соответствующее название). 1 ученик выполняет работу у доски, остальные проверяют выполнение задания (Слайд 8).

КОН Гидроксид калия
Mg(ОН)2 Гидроксид магния
Са(ОН)2 Гидроксид кальция
Fe(ОН)3 Гидроксид железа(III)
NаОН Гидроксид натрия

Для закрепления в памяти правил по составлению названий оснований предлагаю вам выполнить № 3 в опорных конспектах.

А теперь предлагаю совершить небольшой привал в д. Гидроксидовка ,познакомиться с необычайно красивыми уголками сдешней природы и получше рассмотреть ее жителей. (Слайд 9). Ребята закрывают глаза, руки на коленях, дыхание ровное, спокойное, звучит медленная музыка. Учитель рассказывает о том, что жители данной деревни распределились по 2 улицам: улица Растворов и улица Осадков. Чтобы узнать причину такого распределения, нам необходимо выяснить классификацию гидроксидов. (Окончание минуты релаксации).

7. Классификация оснований. (Слайд 10.)

Учитель объясняет растворимость в воде: гидроксиды растворимые в воде называются растворимыми (щелочами), поэтому они расположились на улице растворов. А нерастворимые в воде основания проживают на улице осадков. А как же нам с вами, ребята, выяснить, где искать то или иное основание, на какой улице и в каком доме? А в этом поможет нам магическая схема растворимости (таблица растворимости). Где же ее найти? А кабинет наш необычный, а волшебный и у нас есть данная схема. Учитель демонстрирует таблицу растворимости в кабинете химии и объясняет правила пользования ею, учащиеся находят ее в учебниках.

Используя магическую схему растворимости, помогите вернуться домой заблудившимся гидроксидам. Для этого выполните в опорных конспектах № 4.

8. Знакомство с отдельными представителями. (Слайд 11.)

Класс делится на 3 варианта. Каждый вариант готовит сообщение о соответствующем основании, используя раздаточный материал (см. приложение) и, записав самое главное в опорный конспект. (3–5 минут). От каждого варианта 1 отвечающий.

1-й вариант – КОН

2-й вариант – NаОН

3-й вариант – Са(ОН)2

После обсуждения выполняем в опорном конспекте задание № 4 “Что общего у изученных оснований?” (Слайд 12.)

9. Изучение действия индикатора на основания.

Жители деревни Гидроксидовка очень обидчивые и не любят, когда их путают с жителями других деревень. Чтобы безошибочно распознавать гидроксиды среди других соединений, используют особые вещества – индикаторы, в которых гидроксиды меняют свою окраску. Учитель демонстрирует опыт изменения окраски в щелочной среде фенолфталеина, лакмуса, метилового оранжевого.

10. Исследовательская работа. (Слайд 13.)

Учащимся предлагается самостоятельно определить, в какой из 3 пронумерованных пробирок находится гидроксид (щелочь).

Данные по исследовательской работе учащиеся записывают в опорный конспект.

11. Обобщение полученных знаний (выполнение графического диктанта). (Слайд 14.)

1-й вариант – КОН

2-й вариант – NаОН

3-й вариант – Са(ОН)2

  1. Это вещество белого цвета
  2. Это основание мало растворимо в воде
  3. В состав основания входит металл с порядковым номером 19
  4. Это твердое вещество
  5. В состав данного основания входит 1 группа –ОН
  6. При растворении в воде образуется щелочная среда

Учащиеся заполняют карты рефлексии и сдают учителю вместе с графическим диктантом.

12. Подведение итогов, домашнее задание (по вариантам):

подготовить научную статью, связанную с областями применения следующих оснований (КОН, NaОН, Ca(ОН)2

Вот мы с вами и финишировали
Сейчас прозвенит долгожданный звонок
Увы, но к концу подошел наш урок
Я благодарность вам всем объявляю
Отметки в журнал я вам выставляю
Большое спасибо я вам говорю
Мы цели достигли. Благодарю!