Урок физики по теме "Колебания и волны". 9-й класс

Разделы: Физика

Класс: 9


Тип урока: урок-повторение, обобщение темы «Колебания и волны».

Цель урока: Закрепление темы «Колебания и волны» путем систематизации теории и практических заданий по заданной теме.

Задачи урока:

  1. Отработка навыков работы с физическим оборудованием;
  2. Отработка учащимися умений делать выводы на основе полученных результатов;
  3. Развитие способностей учащихся к анализу и синтезу;
  4. Воспитание умения выслушивать товарища, уважать мнение оппонента.

Оборудование:

  1. штатив с муфтой и лапкой;
  2. груз на нити;
  3. пружины разной жесткости;
  4. волновая машина.

План урока:

  1. Организационный момент;
  2. Опрос домашнего задания;
  3. Сообщения «Инфра- и ультразвук»;
  4. Решение задач по ходу эксперимента;
  5. Закрепление материала;
  6. Тест;
  7. Итог урока.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель озвучивает план урока. Отвечает на вопросы по плану урока.

II. Опрос домашнего задания

представлен в виде вопросов и графиков колебаний на доске:

– Что такое колебания?

– Характеристики колебаний? Их буквенные обозначения? Формулы?

– Колебания – это причина чего?

– Что такое волна? Характеристики волн? Формулы?

– Виды волн? (Объяснение дается с помощью волновой машины)

– Виды маятников? (Показ на примере маятников, стоящих на столах)

– Звуковые волны? Их характеристики?

На доске представлены два графика колебаний. Задание - найти из графиков амплитуду, период, частоту, циклическую частоту и написать уравнение колебаний x(t).

К доске идут желающие ребята и пишут ответы на вопросы по готовому клише. Оценивают работу ребят у доски учащиеся класса.

III. Сообщения «Инфра- и ультразвук»

Тема «Инфразвук и ультразвук» даются по программе в ознакомительном порядке. Эти темы всегда неизменно вызывают интерес у ребят, поэтому такие сообщения очень любопытны. Оценки за сообщения ставят сами учащиеся.

IV. Решение задач по ходу эксперимента

Учащимся предлагается задание: воспользоваться оборудованием на столах и определить период колебаний данного (пружинного или математического) маятника.

V. Закрепление материала

Закрепление формул по теме путем сравнения графика колебаний и графика волны (нарисованы на доске)

– В чем сходство и отличие двух графиков?

– Какие физические величины можно найти из графика колебаний?

– Какие физические величины можно найти из графика волны?

Желающие выходят к доске и находят все необходимые параметры и характеристики из предложенных графиков.

Оценки выставляют учащиеся класса.

VI. Тест

Тест по теме «Колебания и волны» должен быть коротким. Тест, предложенный ребятам на данном уроке, составляет 5 вопросов (см. приложение).

VII. Итог урока:

  • благодарность за урок;
  • обсуждение и объявление оценок;
  • результаты теста на следующий урок.