Открытое занятие "Зрительные иллюзии в одежде"

Разделы: Технология


Цель: Показать способы коррекции фигуры с помощью зрительных иллюзий в одежде, на практике разработать эскиз вечернего платья, который подчеркнет достоинства или скроет недостатки фигуры.

Задачи:

  • Образовательная: Научить применять полученные знания на практике.
  • Развивающая: Развивать творческие способности, образное мышление, воображение, внимание, память.
  • Воспитательная: Способствовать формированию художественного и эстетического вкуса.

Тип занятия: Изучение нового материала. Проблемно-поисковый.

Форма занятия: Практикум

Оборудование: Наглядные пособия и материалы:

  • Доска
  • Шелк (искусственный и натуральный)
  • Сумка (из натуральной и искусственной кожи)
  • Иллюстрации картин
  • Слайдовая презентация, мультимедиа проектор

Раздаточный материал:

  • Шаблоны женской фигуры
  • Цветные карандаши
  • Опорный конспект

Ход занятия

I. Организационный момент. Педагог приветствует детей.

- Здравствуйте! Я приветствую вас и рада нашей сегодняшней встрече!

Психологический настрой на занятия.

II. Целеполагание и мотивация

- Взгляните, пожалуйста, на эти предметы: сумки из искусственной и натуральной кожи, шарфы из искусственного и натуральной шелка. Какая взаимосвязь между ними?

В ходе обсуждения, сравнения, дети совместно с педагогом, приходят к выводу, что предметы схожи между собой. Зрительно очень трудно отличить, из чего изготовлен предмет из искусственной или натуральной кожи. Педагог говорит, что все это было обманом зрения.

- Мы не случайно начали рассматривать и говорить об этих предметах, сравнивать их, так как тема сегодняшнего занятия “Зрительные иллюзии в одежде”.

- Как вы думаете, почему мы рассматриваем эту тему в разделе “Плечевое изделие”?

Ответы детей.

- Совершенно верно, в разделе “Плечевое изделие” эта тема очень важна, ведь на занятиях мы с вами шьем блузки, платья, жакеты, топы. Все они отличаются друг от друга фактурой ткани, покроем, силуэтом.

Знакомство с целью и задачами.

- Итак, сегодня на занятии мы с вами рассмотрим способы коррекции фигуры с помощью зрительных иллюзий в одежде. На практике применим полученные знания.

- Знания, фантазия, воображение, помогут, вам справится с заданием творческого характера, выполнить тесты и оформить выставку эскизов.

- Итак, что такое иллюзия?

Ответы детей

- Иллюзия – это искаженное восприятие глазом действительности. С помощью зрительных иллюзий происходит обман зрения. Это самые многочисленные и удивительные иллюзии, их еще называют оптические иллюзии.

- На свете нет двух одинаковых людей, даже близнецы отличаются друг от друга. Все мы отличаемся характером, способностями, наконец, внешностью.

- Зрительные иллюзии, как правило, использовались, чтобы приблизить реальную фигуру к идеальной: сделать рост выше, фигуру стройнее, плечи уже или шире, грудь больше или меньше, талию тоньше и т.д.

- Каждому человеку от природы даются: определенное телосложение, рост, характерные черты лица. Они редко бывают идеальными, но любая девушка (женщина) хочет быть красивой, привлекательной. Это возможно, если изучить сильные и слабые стороны своей внешности. Обладая знаниями о своей фигуре и владея приемами ее коррекции, можно подчеркнуть достоинства или скрыть недостатки.

III. Первичное усвоение материала

- Как вы думаете, люди, каких профессий в швейной промышленности применяют зрительные иллюзии в одежде? (Ответы детей)

- Как правильно использует в своей работе художник-модельер зрительные иллюзии? Я предлагаю просмотр слайдов и опорный конспект (Приложение I) вашему вниманию решение следующих проблем.

Показ слайдов с объяснением.

Просмотр коллекции одежды по корректировке фигуры.

Во время просмотра педагог обращает внимание на ключевых моментах.

После просмотра идет обсуждение слайдов, педагог подводит детей к выводу, что знание и использование зрительных иллюзий позволяет не только сделать фигуру более идеальной, но и помогает достигать художественного образа модели.

Историческая справка

Если проследить всю историю развития костюма, то мы увидим, как "сужали" талию с помощью очень широких юбок и туго затянутого корсета, завышали линию талии, чтобы ноги казались длиннее, украшали горловину огромным воротником "фреза", создавая иллюзию маленькой головки, и т.д. (Приложение II).

Менялись эпохи, шли года, менялась мода, что-то ушло в прошлое, а что-то актуально и сейчас. Что такое “хорошо” или “плохо” при использовании зрительных иллюзий в одежде, я предлагаю подробнее познакомиться с наглядным материалом. Она вам поможет в выполнении самостоятельной работы и в разработке эскизов.

Показ наглядных пособий с объяснением.

При моделировании одежды для более точного и конкретного представления силуэта его сближают с теми или иными геометрическими фигурами. Воспитанницам дать возможность определить силуэты нескольких фасонов платья. Определить, какая геометрическая фигура соответствует данному фасону платья? (Приложение III).

Линии платья имеют важную особенность: в зависимости от размещения на поверхности объемной формы они вызывают те или иные эмоции. Так, горизонтальная линия создает эмоции покоя, вертикальная – стремление вверх, ломанная – оживленного движения.

Рассмотрим несколько проблемных заданий. Отрезок, на концах которого расположены углы с направленными внутрь вершинами, кажется длиннее, чем равные ему, но ограниченный углами наружу (Приложение III, рис. 1).

Возникает вопрос: как эту иллюзию использовать во время конструирования изделия для «исправления» недостатка фигуры? Если нужно зрительно расширить плечи и сузить талию, можно срез горловины на спинке платья сделать глубоким и виде треугольника, повернутого острым углом вниз. Если острый угол лежит посередине талии, а расходящиеся лучи – на линии груди, то грудь зрительно расширяется, а талия делается уже. С помощь такого же треугольника можно достичь обратного эффекта (рис. 2).

Два одинаковых прямоугольника: один из которых заполнен вертикальными линиями, а другой – горизонтальными, кажутся неодинаковыми: первый выглядит более высоким и узким (рис.3). Если линий немного, и они расположены на большом расстоянии друг от друга, эта иллюзия исчезает и возникает обратное впечатление. Как использовать ее для «исправления» недостатков фигуры?

Ответы детей

Оказывается, что частые вертикальные полосы, независимо от того, образованы ли они складками, отделкой или рисунком ткани, зрительно расширяют фигуру и делают ее ниже. Редкие же вертикальные полосы зрительно уменьшают фигуру по ширине и увеличивают в высоту.

Противоположный эффект в первом и втором случаях достигается применением частых и редких поперечных линий (рис.4). Эта иллюзия используется в тех случаях, когда нужно уменьшить или увеличить рост, длину спины, рук, ширину плеч, объем бедер и т.д.

Заполненное пространство иллюзорно воспринимается большим, чем незаполненное, поэтому в той части фигуры, которую нежелательно увеличивать, лучше избегать сосредоточения линий и отделок (рис.5)

IV. Закрепление изученного материала

Задание обучающимся воспитанникам:

- В процессе работы вы познакомились с применением зрительных иллюзий в одежде, послушали советы, которые вы можете принять к сведению. Чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю вам выполнить тестовое задание, где мы постараемся сделать фигуру более или менее идеальной. (ПриложениеIV)

- Пришло время применить ваши знания на практике. Для этого вам необходимо разработать эскиз вечернего платья, который подчеркнет достоинства или скроет недостатки фигуры.

Каждой обучающейся выдается лист формата А4, шаблон женской фигуры.

Нарисовать эскиз с учетом конкретных внешних данных. Время для работы 20 минут.

Работа обучающихся воспитанниц в группах

В процессе работы девушкам необходимо выяснить:

– как с помощью одежды скрыть недостаток низкой или высокой талии?

– что необходимо носить, чтобы зрительно увеличить или уменьшить бедра?

– рекомендации в одежде девушкам с короткой шеей или длинной.

– что необходимо носить девушке, высокого или невысокого роста?

V. Подведение итогов. Рефлексия.

По окончании выполнения работы идет защита эскизов. Необходимо ответить на вопросы:

  • Какой недостаток фигуры ты попыталась скрыть?
  • Что в фигуре тебе удалось подчеркнуть?
  • Дай оценку своему эскизу (самооценка, оценка обучающихся, оценка педагога)

В процессе защиты оформляется выставка эскизов.

- Наше занятие подходит к концу, скажите:

Что нового сегодня вы узнали?

Нужны ли вам знания и умения, полученные на занятии?

Где вы можете использовать данный материал?

Далее педагог высказывает собственное суждение об успешных достижениях на занятии.

- Благодарю всех за работу. До свидания!

Приложения

Презентация.