Опыт работы по обучению и развитию вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Учитывая все возрастающий интерес к детскому музыкальному творчеству и, в частности, к пению повышаются требования, как к качеству репертуара, так и к качеству исполнения музыкальных произведений детьми (в хоровом и индивидуальном исполнении).

Сегодня значительно расширяется функция музыкального руководителя дошкольного учреждения. Это, в первую очередь, владение музыкальным инструментом и своим голосом, а также знание методики, психологии, дошкольной педагогики, умение прогнозировать и развивать музыкальные способности своих дошкольников.

Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить ребенка петь хорошо, четко, внятно, с любовью и настроением, то есть наиболее ярко выразить себя в песне.

Песня – яркая и образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и, порой, убеждает его сильнее, чем информация, полученная другим путем. Я стараюсь брать те песни, содержание которых отражают круг интересов ребенка. В старшем возрасте интерес к песне и желание ее спеть не только на занятии, но и в повседневной жизни носит более осознанный характер. Детям свойственно подражание взрослым, и они подражают: солистам, исполняя песни по одному; ансамблям, собираясь в группы; а, подключая в свою игровую деятельность, с удовольствием инсценируют песню, заранее распределив роли. Именно песни, по содержанию доходчивые и понятные ребенку, вызывают у него живой интерес, яркий эмоциональный отклик и огромное желание исполнять песню.

Учитывая все это, используя свои знания и опыт, последние несколько лет я вплотную занимаюсь вопросами пения, культуры исполнения песни, развитием и расширением певческих возможностей детей старшего дошкольного возраста, беря за основу подготовительную к школе группу детского сада. К этому возрасту, дети уже обладают определенными вокальными навыками, их певческий диапазон достаточно расширен, дыхание укреплено, они вполне овладевают осмысленным и осознанным пением.

Расширив и углубив основные требования типовой программы дополнительными задачами, я приступила к созданию собственной системы развития вокально-хоровых навыков. Считается, что уровень развития музыкальных способностей (музыкальная память, ритм, звукоизвлечение) не определяет в дальнейшем степень культуры человека. Любые способности, даже самые слабые данные, можно развить до высокой степени. Развивая вокально-хоровые навыки, я учитываю физическое состояние ребенка 6-7 лет и особенности анатомо-физиологического строения голосового аппарата. В этот период голосовой аппарат ребенка не совершенен. Для защиты певческих голосов на занятиях я использую оздоровительные упражнения. Например, «Заведем мотор самолета», «Понюхай цветок» и др., сочетание пения и пассивного движения, чтение нараспев, ритмическое чтение – чередование коротких и длинных слогов по руке, сочетание речевой интонации с музыкальной и т.д. Это очень помогает детям со слабым дыханием. В простой доступной форме детям объясняю как нужно беречь голос, как дышать. На занятиях всегда провожу дыхательную гимнастику, делаю специальные предложения для голосовых связок, гортани, подбираю интересные стихи и песни, содержание которых отражают значение для ребенка, правильного дыхания.

Учитывая возможности детского голоса, никогда не пою с детьми без подготовки и настройки голосового аппарата. Всегда перед началом пения даю две распевки, одну - две маленькие песенки, которые легко транспонируются и не имеют широкого диапазона («Две тетери» р.н.м., «Веселые гуси» р.н.м. и др.). Их исполнение дает возможность разогревать голос, развивать слух, а транспонирование мелодии в пении способствует быстрой слуховой перестройке (на полтона (тон) выше или ниже).

Обобщив опыт своей многолетней работы в детском саду, я пришла к выводу, что глубина знаний детей в области пения, прочность усвоения ими песенного материала, положительная результативность полностью зависит от богатства и разнообразия методов и приемов, используемых на индивидуальных и групповых музыкальных занятиях в детском саду.

Начинаем со свободного входа детей. Затем друг друга приветствуем «по трезвучию» (припеваем «Здравствуйте, ребята», «Здравствуйте»). Дети располагаются возле инструмента. Проводиться распевка. Затем все садятся на места, начинается работа над вокальными навыками. Стараюсь как можно больше использовать методических приемов в быстром темпе, это активизирует детей. Так во время проведения открытого экспресс-показа методических приемов по работе над вокально-хоровыми навыками мною было использовано максимальное их количество, что нисколько не утомило детей, а наоборот, принесло разнообразие и живой отклик.

Как форму углубленной работы над певческими данными детей веду кружок «Веселые нотки», где занятия проходят по подгруппам. В первую группу, как правило, входят дети плохо интонирующие, во вторую – лучше звучащие, а также провожу индивидуальные занятия.

На каждом занятии задания постепенно усложняю путем внесения разнообразных атрибутов, иллюстраций, чтения стихов и т.д. Пение со словами и без слов, вслух и про себя доставляют детям огромное удовольствие. А настроение детей на занятии - немаловажный фактор овладения вокальными данными.

Большую пользу детям приносит игровое упражнение «Музыкальное эхо» (поочередное пение взрослого и ребенка, солиста и группы, нескольких групп).

Привнесение игровых моментов в пение улучшает не только качество пения, но и создает у детей соответствующее настроение, желание петь, и, что важно для развития слуха, раскрепощает детей, снимает напряжение, стеснительность, «зажимы».

Главная задача игрового момента – участие всех детей в творческом процессе. И неважно, выполнено задание ребенком или нет, главное участие. Это особенно необходимо для детей, имеющих слабые музыкальные данные.

Эти и другие приемы, такие как вопросно-ответная форма или задание закончить мелодию, начало которой спел взрослый, помогают активизировать внутренний слух, развить творческое начало.

Понимая особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации, я стараюсь добиваться точного воспроизведения мелодии; начинаю петь простые песенки, построенные на двух- трех звуках. Ребенок слушает, затем поет вместе с взрослым как бы «подравниваясь» к вокальной интонации. В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звукосочетаниями и ритмическими понятиями (регистр, пунктирный ритм), которые осваиваются в ходе постоянных упражнений (например, начинать звук «мм…» закрытым ртом, а затем переходить на открытый звук «а-а-а» «ма-а-а»). Дети должны ощутить, как звук вибрирует («губам щекотно»). Звукообразование предполагает, прежде всего, качество звука. Дети должны петь высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Для обучения детей напевному звучанию я выбираю песни в медленном и умеренном темпе и добиваюсь протяжного звучания в первую очередь на конце фразы («По малину в сад пойде-е-ем»). Протяженность в пении зависит от преобладания гласных в тексте песни, от правильно взятого дыхания. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных – дикция.

Большую роль в работе над дикцией играют скороговорки, развивающие у ребенка скорость чередования различных звуков, регулирующие темп артикуляционного движения мышц (подвижности губ, языка, щек), они улучшают произношение отдельных звуков, выправляют речь. (Примеры: «Три сороки тараторки тараторили на горке», «На дворе трава, на траве дрова», «Наш Полкан попал в капкан» и др).

Стараюсь не разучивать текст хором, иначе дети будут плохо интонировать, петь речитативом, скандировать. Чтобы закрепить слова песни, предлагаю повторять их по одному, по цепочке, отдельными предложениями.

Работая над чистотой интонации, использую такие методические приемы: пение в полголоса, пение подгруппами, по одному, пение закрытым ртом (мм…), слогами (ти-ти, та-та, ла-ла), пение про себя, пение стоя, сидя, с движениями (не сложными).

Нечисто поющим детям уделяю особое внимание. Считается, что размещать их на музыкальном занятии лучше так, чтобы они сидели ближе к музыкальному руководителю. Но в практике я заметила, что не все слабослышащие дети чувствуют себя удобно при таком размещении. Знакомясь с опытом работы музыкальных руководителей Москвы и Нижнего Новгорода, используя свой личный опыт, размещаю детей во время пения на музыкальных занятиях следующим образом:

  • 1 вариант: ближе к музыкальному руководителю рассаживаются дети плохо и средне поющие дети.
  • 2 вариант: Плохо и средне поющие дети рассаживаются рядом с хорошо поющими.
  • 3 вариант: Размещение детей полукругом, что дает хорошие результаты чистого интонирования (звук идет в центр полукруга и дети лучше слышат друг друга)
  • 4 вариант: Размещение детей в «шахматном порядке» (использую на праздниках)

В работе над ансамблевым пением применяю иногда дирижерские жесты: сильный взмах – громкое звучание, слабый – тихое, показываю рукой начало и конец фразы, начало и конец пения: жестом обозначаю задержку звука, паузы, изменение темпов, высоты мелодии, ритмический рисунок песни.

С целью расширения рамок исполнительской деятельности индивидуальную работу провожу не только с детьми, отстающими в пении, но и с теми, которые очень хорошо поют и владеют всеми певческими навыками, поскольку у них есть потребность в пении, в концертных выступлениях вне сада.

Итак, систематичность в подходах к работе, варьирование разных методических приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное (поэтапное) изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение материала, дифференцированный подход к детям, помощь воспитателей – все это позволяет мне достичь положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков детей старшего дошкольного возраста.

Пример использования методических приемов в работе над вокально-хоровыми навыками с детьми старшего дошкольного возраста.
(упражнения)

Литература:

  1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.
  2. Карпушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду, Москва, 2003.