Работа с текстом на уроках химии

Разделы: Химия


Задача подготовки учащихся к жизни в информационном мире становится все более актуальнее. А значит, один из самых ценных навыков, которому может научиться ребенок, – это умение в нужной ситуации быстро найти то, что требуется для решения конкретной стоящей перед ним задачи. Речь идет об информационном поиске. В прошлом он происходил преимущественно в библиотеках, т.е. все “информационные технологии” (сбор, хранение, обработка, представление) активно использовались. Но появление техники в значительной степени оптимизировало информационные технологии и внесло огромные возможности. За этими возможностями мы стали забывать о текстах учебника, дополнительной литературы, научных статей. А ведь тексты (устные и письменные) в процессе школьного обучения всегда являются приоритетными и наиболее актуальными источниками информации. Поэтому необходимо обратить внимание на работу по овладению учениками навыков понимания прочитанного, так как еще К.Д. Ушинский сказал: “Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело”. Умения и навыки работы с книгой в последствии призваны помочь каждому ребенку в успешном самообразовании.

Для развития умения работать с текстом очень важно систематическое его использование. На обязательном уровне учащиеся, работая с источником познания, составляют конспект, на продвинутом уровне – план, на творческом уровне могут заполнять таблицы, делать обобщения, сравнения, разрешать проблемные ситуации. Любая работа с текстом осуществляется целенаправленно. Работа с литературой позволяет использовать зрительную память, обеспечивает точность и четкость знаний, прививает необходимые навыки самообразования.

Научить школьника всему, что понадобиться в жизни, нельзя; можно и нужно научить самостоятельно добывать знания, уметь их применять на практике, работать с книгой. Известно, что знания должны постоянно наполняться, что на уроке важно не только и не столько „передать" их, сколько учиться, черпать сведения из разнообразной литературы и в первую очередь из учебника. Усвоение материала в деятельности приводит к более глубокому и осознанному пониманию изучаемого материала.

В последнее время все больше уделяю внимание текстам из разнообразных источников, сопровождая их конкретным заданием. Такую работу провожу на разных этапах урока: при объяснении нового материала и закреплении, для соотношения новой информации с системой прежних знаний. Текст создается не только для того, чтобы учащиеся читали его, но и продолжали более глубоко осмысливать и усваивать изучаемый материал.

Основная цель работы с текстом – научить учащихся извлекать информацию из текста в том объёме, который необходим для решения конкретной задачи, используя определённые технологии чтения, развить познавательный интерес к предмету.

Примеры заданий по работе с текстом

Текст 1. Важнейшие виды синтетического каучука

Вышерассмотренный бутадиеновый каучук (СКБ) бывает двух видов: стереорегулярный и нестереорегулярный. Но синтетическому каучуку никак не удавалось достать качества натурального полимера.

Причину этого удалось разгадать только в конце 40-х годов XX века. Дело оказалось в том, что в синтетическом каучуке элементарные звенья с цис-транс-конфигурацией расположены хаотически.

Оказалось, что природный полимер имеет цис-расположение заместителей в двойной связи в более чем 97% элементарных звеньев. Впервые удалось получить бутадиеновый каучук стереорегулярного строения в 1957 году группе советских ученых. По износоустойчивости и эластичности этот полимер превосходил натуральный и получил название дивинилового каучука.

Итак, стереорегулярный бутадиеновый каучук применяют главным образом в производстве шин (которые превосходят шины из натурального каучука по износостойкости), нестереорегулярный бутадиеновый каучук – для производства, например, кислото– и щелочестойкой резины, эбонита.

В настоящее время химическая промышленность производит много различных видов синтетических каучуков, превосходящих по некоторым свойствам натуральный каучук. Кроме полибутадиенового каучука (СКБ), широко применяются сополимерные каучуки – продукты совместной полимеризации (сополимеризации) бутадиена с другими непредельными соединениями, например, со стиролом (СКС) или с акрилонитрилом (СКН):

В молекулах этих каучуков звенья бутадиена чередуются со звеньями соответственно стирола и акрилонитрила.

Бутадиен-стирольный каучук отличается повышенной износостойкостью и применяется в производстве автомобильных шин, конвейерных лент, резиновой обуви.

Бутадиен-нитрильные каучуки – бензо- и маслостойкие, и поэтому используются, например, в производстве сальников.

Винилпиридиновые каучуки – продукты сополимеризации диеновых углеводородов с винилпиридином, главным образом бутадиена с 2-метил-5-винилпиридином. Резины из них масло-, бензо– и морозостойки, хорошо слипаются с различными материалами. Применяются, в основном, в виде латекса для пропитки шинного корда.

Разработано и внедрено в производство получение синтетического полиизопренового каучука (СКИ), близкого по свойствам к натуральному каучуку. Резины из СКИ отличаются высокой механической прочностью и эластичностью. СКИ служит заменителем натурального каучука в производстве шин, конвейерных лент, резин, обуви, медицинских и спортивных изделий.

Кремнийорганические каучуки применяются в производстве оболочек проводов и кабелей, трубок для переливания крови, протезов (например, искусственных клапанов сердца) и др. Жидкие кремнийорганические каучуки – герметики.

Полиуретановый каучук используется как основа износостойкости резины.

Фторсодержащие каучуки имеют как особенность повышенную термостойкость и поэтому используются главным образом в производстве различных уплотнителей, эксплуатируемых при температурах выше 200 °C.

Хлоропреновые каучуки – полимеры хлоропрена (2-хлор-1,3-бутадиена) – по свойствам сходны с натуральным каучуком, в резинах применяются для повышения атмосферо-, бензо- и маслостойкости. Существует и неорганический синтетический каучук – полифосфонитрилхлорид.

Вопросы и задания:

  1. Как вы считаете, существует ли проблема утилизации изделий из каучука?
  2. Составьте таблицу по тексту, предложив название граф таблицы.

Текст 2. Держу в руках кусочек мела…

Мел стал объектом полемики, знаменитой в истории науки. Как объяснял в своей лекции в Норвине Томас Генри Хаксли – выдающийся анатом и яростный спорщик, которого современники прозвали “бульдогом Дарвина”, мел состоит из скелетов крохотных животных существ, которые при жизни поглощали из воды древних морей соли кальция и углекислый газ как сырье для строительства маленьких оболочек вокруг своих нежных тел, образуя кристаллический минерал кальцит (природный карбонат кальция). Таким образом, кусочек мела хранит историю нашей планеты. Этот кусочек хранит память Земли, а мы с его помощью развиваем память. Какая получается удивительная связь!

Мел белый. Почему? Один ответ, который можно дать сразу, таков: мел белый, потому что он не какого-то другого цвета. Каждый цвет связан с определенной длины волны, более длинные волны соответствуют красному цвету, более короткие – голубому. Белый свет – это смесь многих разных цветов. При падении света на непрозрачное вещество вроде мела часть его отражается, а другая часть – поглощается. Карбонат кальция, из которого состоит мел, поглощает только инфракрасные и ультрафиолетовые волны, которые все равно не видны человеческому глазу. Поэтому свет, отраженный от мела, практически такой же, как и свет, падающий на мел. Благодаря этому и возникает ощущение белизны, будь то у мела, облака или снега.

Мел широко используется в бумажной и пищевой промышленности, медицине, при производстве стекла, пластмасс, красок, резины, продукции бытовой химии, в строительстве. Самый простой белый школьный мелок, который вам не раз приходилось держать в руках, тоже состоит почти исключительно из чистого мела. Каждый такой мелок в среднем содержит 5г. элемента кальция, крайне необходимого для нормального функционирования любого живого организма.

Вопросы и задания:

  1. Солью какой кислоты является мел? Напишите ее формулу и название.
  2. Рассчитайте массу среднего школьного мелка. Сколько г. кислорода он содержит?
  3. Какие части (органы) человеческого тела накапливают кальций и первыми пострадают от недостатка его в организме?
  4. Если нагреть наш мелок выше 1000 оС, то он разложится с образованием двух веществ – твердого и газообразного. Напишите уравнение этой реакции и рассчитайте массы образующихся из одного мелка продуктов. Назовите эти продукты.
  5. Мел практически не растворяется в воде. Однако, если вместо воды взять раствор соляной кислоты, мел легко растворяется в ней, причем растворение будет сопровождаться бурным газовыделением. Напишите уравнение этой реакции и рассчитай те массу продукта, раствор которого получился из одного кусочка мела. Назовите этот продукт.

Текст 3. Минералы серебра

Серебро – один из дефицитных элементов. Но как один из благородных металлов серебро наиболее широко распространено в природе. Среднее содержание серебра в земной коре составляет 7·10-6 % (по массе), что в 20 раз превышает содержание золота и приблизительно равно содержанию металлов платиновой группы. В биосфере серебро в основном рассеивается, в морской воде его содержание 3·10-8 %.

Собственно серебряные месторождения встречаются сравнительно редко, и в общих мировых запасах и добыче значение их невелико. 90-80 % серебра извлекается попутно из руд комплексных месторождений, преимущественно из свинцово-цинковых (45 %), медных (18 %), золотосеребряных (10 %) и 10-20 % – из собственно серебряных руд. В так называемом Великом Серебряном поясе Северной и Южной Америки протяженностью свыше 4000 км серебряные руды содержатся в свинцовых, свинцово-цинковых, золотосеребряных и серебряных месторождениях.

Известно свыше 80 минералов серебра. К главным минералам серебра, наиболее часто и в наибольших количествах встречающихся в рудах, принадлежат: серебро самородное, аргентит – Ag2S, прустит – Ag3AsS3, пираргирит – Ag3SbS3, гессит – Ag2Te, кераргирит – AgCl.

Кроме химически чистого серебра встречаются его разновидности: медистое серебро, сурьмянистое серебро и др. Наиболее распространены зерна неправильной формы, большей частью очень мелкие, хотя известны и более крупные скопления – самородки, масса которых в отдельных месторождениях превышала 100 кг. Один из самородков в виде огромной пластины, найденный в Чили, весил 1420 кг. Самородки серебра залегают в глубинных зонах рудных месторождений, и извлечение их затруднено. Именно этим объясняют тот факт, что в начальные периоды серебро ценилось дороже золота. В Египте, например, серебро было дороже золота, но стало дешевле в VI в. до н. э, после того, как древние мастера освоили процесс его получения из свинцово-серебряных руд.

Вопросы и задания:

  1. Назовите химические элементы, входящие в состав минералов серебра.
  2. Какой из минералов наиболее выгодно использовать для получения серебра? Ответ подтвердите расчетом.
  3. Составьте простой план по данному тексту.

Текст 4

При приеме внутрь соды, как и таблеток бикарбоната, магнезии, викалина происходит взаимодействие карбонатов с соляной кислотой, содержащейся в желудочном соке, при этом выделяется углекислый газ и в довольно значительном количестве: если принять 1г гидрокарбоната натрия, то при условии его полного взаимодействия с соляной кислотой выделяется 0,52г (около 0,3л). Углекислый газ не только вызывает дискомфорт в желудке (ощущение тяжести, переполнения, отрыжка), но и возбуждающе действует на рецепторы слизистой оболочки желудка, вызывая усиление секреции желудочного сока. Кстати, именно поэтому больным гастритом и язвенной болезнью не рекомендуется употреблять газированные напитки. Поэтому с точки зрения физиологии предпочтительнее такие вещества, как оксид магния и гидроксид алюминия. Последний не только нейтрализует кислоту, но и образует гель, который обволакивает стенки желудка, равномерно распределяясь по всей его поверхности, и обеспечивает более продолжительное действие.

Вопросы и задания:

  1. Составьте условие задачи, согласно приведенному тексту.
  2. Можно ли запивать таблетки для снятия дискомфорта в желудке минеральной водой?
  3. Запишите уравнения всех реакций (в молекулярном и ионном виде), встречающихся в тексте.
  4. Почему “Ренни” быстро устраняет изжогу и боль, связанные с повышенной кислотностью?

Текст 5. Кислород и промышленность

Дуй к забою, дуй к забою,
Всюду, где народ,
На земле и под землею
Нужен кислород.
            Фазиль Искандер

Эти строки вынесены в эпиграф отнюдь не за поэтические достоинства. Кислород действительно нужен “на земле и под землею” и вообще “всюду, где народ”, например в космических кораблях. Первооткрыватель кислорода Дж. Пристли предугадал одно из важных применений элементарного кислорода – в медицине. “Он может быть очень полезен при некоторых тяжелых болезнях легких, когда обычный воздух не может достаточно быстро удалять флогистонированные испорченные испарения”.

Кислород применяется в лечебной практике не только при легочных и сердечных заболеваниях, когда затруднено дыхание. Подкожное введение кислорода оказалось эффективным средством лечения таких тяжелых заболеваний, как, например, гангрена, слоновость, трофические язвы.

Не менее важен элемент № 8 и для промышленности. Обогащение воздуха кислородом делает эффективнее, быстрее, экономичнее многие технологические процессы, в основе которых – окисление. А таких процессов – много. На них пока держится почти вся тепловая энергетика. Превращение чугуна в сталь тоже невозможно без кислорода. Именно кислород “изымает” из чугуна избыток углерода.

Замена воздушного дутья “кислородным” (в мартеновскую печь или конвертор обычно подается не чистый кислород, а воздух, обогащенный кислородом) намного увеличивает производительность сталеплавильных агрегатов. Одновременно улучшается и качество стали.

При сжигании водорода в токе кислорода образуется весьма обыкновенное вещество – H2O. Конечно, ради получения этого вещества не следовало бы заниматься сжиганием водорода (который, кстати, часто именно из воды получают). Цель этого процесса иная, она будет ясна, если ту же реакцию записать полностью, учитывая не только химические продукты, но и энергию, выделяющуюся в ходе реакции: Н2 + 0,5О2 = Н2О + 68317 кал. Так можно получить не только “море воды”, но и “море энергии”. Для этого и получают воду в реактивных двигателях, работающих на водороде и кислороде.

Та же реакция используется для сварки и резки металлов. Правда, в этой области водород можно заменить ацетиленом. Кстати, ацетилен все в больших масштабах получают именно с помощью кислорода, в процессах термоокислительного крекинга: 6CH4 + 4O2 С2Н2 + 8H2 + ЗCO + CO2 + ЗH2O. Это только один пример использования кислорода в химической промышленности. Элемент №8 нужен для производства многих веществ, для газификации углей и мазута... На нужды этой отрасли расходуется немало кислорода.

Любое пористое горючее вещество, например опилки, будучи пропитанными голубоватой холодной жидкостью – жидким кислородом, становится взрывчатым веществом. Такие вещества называются оксиликвитами и в случае необходимости могут заменить динамит при разработке рудных месторождений.

Ежегодное мировое производство (и потребление) кислорода измеряется миллионами тонн, не считая кислорода, которым мы дышим.

Задание:

Заполните таблицу:

Тонкие вопросы Толстые вопросы
1. 1.
2. 2.
3. 3.