Развитие познавательного интереса ученика начальной школы к обучению через игровую деятельность

Разделы: Начальная школа


“Игра-это жизненная лаборатория детства,
дающая тот аромат, ту атмосферу молодой
жизни, без которой эта пора
её бывает, бесполезна для человечества. В
игре, этой специальной обработке жизненного
материала, есть самое
здоровое ядро разумной школы детства”
С. Т. Шацкий.

Игра – высшая ступень детского развития, развития человека этого периода. Игра самое чистое и самое духовное проявление человека, и в то же время она является прообразом и копией всей человеческой жизни, внутренней, сокровенной, естественной жизни, как в человеке, так и во всех вещах; поэтому игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир, с миром. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из неё.

Как и всякая форма учебно-воспитательного процесса, игровые моменты в начальной школе, призваны выполнять несколько функций: образовательную, развивающую, воспитательную.

Мотивацию к учебно-познавательной деятельности учащихся я осуществляю через игровые моменты на различных типах уроков.

Я думаю, что перед каждым учителем стоит очень важная проблема: как организовать учебный процесс так, чтобы дети получали радость от учения.

При поступлении ребёнка в школу характер его деятельности резко меняется. Игра отодвигается учебной деятельностью на второй план. Удивляются родители: “Он так рвался в школу: Почему он теперь не хочет учиться”? Одна из причин это несформированность интеллектуальных навыков, отсутствие психологической готовности ребёнка к процессу обучения в школе. Игра помогает первоклассникам адаптироваться и школе. В игре дети лучше знакомятся с функциями взрослых. В игровой деятельности формируется умение управлять своим поведением через освоение в процессе правил, выработанных взрослыми. Следовательно, игровая деятельность становится средством воспитания детей под влиянием целенаправленного, преднамеренного руководства. Воспроизводя в действиях и речи жизнь взрослых людей, ребёнок эмоционально отзывается на неё, он оперирует знаниями, уточняет и обогащает их, в силу чего игра способствует развитию его познавательных и нравственных сил. Для того, чтобы ребёнок тянулся к знаниям, учебный процесс должен представлять для него интерес. А этого можно добиться в игровой деятельности. Поэтому я выбрала тему: “Развитие познавательного интереса ученика начальной школы к обучению через игровую деятельность”.

В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Главная задача обучения в том, чтобы пробудить в каждом ребёнке тягу к познанию, сформировать нравственно-волевую готовность к учебной деятельности, которая предполагает усвоение правил общения в коллективе, умение подчиняться требованиям взрослых, сознательное принятие норм поведения.

Игра – это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Конечно, когда эта игра “правильная и хорошая”, как говорил А.С.Макаренко. Именно в игре строятся отношения между взрослым и ребёнком. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребёнка в целом, не только на его функции как ученика. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечение детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактическая игра осуществляет задачи обучения и имеет свои особенности. Одна из них – обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности.

Я использовала в своей работе дидактические игры, когда нужно было на самоподготовке повторить написание словарных слов, и мы играли в игру “Волшебная палочка” (Слова диктовал, тот ребёнок у кого оказывалась волшебная палочка). Эту игру можно использовать на комбинированных уроках, уроках повторения и закрепления. На этапе проверки знаний, проверке понимания учащимися изученного материала.

Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это “взрыв удивления” от восприятия чего-то нового, неизведанного иногда “поиск и открытие” и всегда игра радость, путь детей к мечте.

Дидактическая игра объединяет разный состав детей по количеству и интересам. Дети общаются друг с другом на основе общих интересов, выполнения совместных игровых действий, помогают друг другу, радуются общему успеху. Дидактическая игра способствует развитию всех сторон человеческой личности, если они проводятся живо, умело, дети на них реагируют с огромным интересом, взрывами радости, что увеличивает их значение.

При подборе игр необходимо помнить, что они должны содействовать полноценному, всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребёнку овладеть умением, анализировать, сравнивать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребёнка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам. Учитель должен учить детей выполнению правил, не перегружая ими игру, не слишком регламентируя действия детей, не ожидая скорых результатов. Дети часто нарушают правила не потому, что делают это осознанно, а потому, что иногда не знают, как их выполнять, или забывают о них. Бывают игры серьёзного познавательного содержания, а игровые действия, правила приводят детей к интересным “открытиям”. Начинаются многие игры с рассказа или даже сказки, сюжет которых вводит в предстоящую игру, даёт игровой настрой, побуждает к действию. Так, например, во время изучения алфавита (к концу изучения алфавита) на уроках комбинированного типа на этапе проверки понимания учащимися изученного материала или на уроках повторения можно использовать игровой момент-сказку “О буквах, рассказанную Незнайкой” дети с огромным удовольствием исправляют ошибки Незнайки.

На протяжении многих лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия чтением не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Чтобы процесс обучения был доступным и увлекательным для младших школьников, на уроке я использую разный занимательный материал, который оказывает большую помощь в привитии интереса к чтению, активизации познавательной деятельности на уроке, учит детей учится.

Для составления слогов на уроках изучения нового материала на этапе усвоения новых знаний я пользуюсь игровым (сказочным, неординарным) моментом “Азбука в сказке”. Ребятишки очень проникаются этой сказкой, и каждый раз спрашивают: “А мы будем сегодня с дружной семейкой встречаться?”. Это говорит о том, что детям интересно, и они занимаются с увлечением. Закончив изучение алфавита, я провожу викторину “33 родных сестрицы”. Мы вместе с детьми готовимся к этому уроку-викторине. На этом уроке ребята и разгадывают загадки, и читают стихи о буквах, и разгадывают шифровки и много других интересных и нужных этапов.

Орфограммы в виде стихотворения запоминаются легче и быстрее, чем просто правила и поэтому я использую их на уроках.

Я в своей работе часто использую игры-путешествия, игры-поручения, игры– предположения, (“ что было бы ……”), игры– загадки, игры– беседы.

Игры-загадки можно использовать на всех уроках без исключения. Так, например, я пользуюсь “Загадками-обманками” на уроках окружающего мира. Эти загадки всегда вызывают у малышей оживление, смех (случаются ошибки!), споры. На мой взгляд, они учат сомневаться, доказывать свою правоту.

Возникновение загадок уходит в далёкое прошлое. Загадки создавались самим народом и отражают мудрость народа. Загадки входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они исполнялись для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. Содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщение формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. Загадки развивают остроту ума, логическое мышление, способность думать, прикидывать, поэтому у меня загадки всегда под рукой. В зависимости от ситуации на уроке можно с их помощью сконцентрировать внимание учеников, т.е. смена вида деятельности на уроке может сыграть положительную роль и после 2–3 загадок продолжить урок. Даю задание детям самим придумать загадку по определённой теме или найти готовые и принести на урок.

Очень любят ребята игровой момент на уроках математики “Весёлый счет”, где им приходится на слух определять количество предметов. Рифмованные задачи активизируют работу класса, вносят элемент занимательности, развивают воображение, внимание, мышление. Они помогают мне проводить сюжетные уроки, уроки-сказки. Я пользуюсь этими “Весёлыми стишками” на уроках всех типов на организационном этапе, а некоторыми на уроке изучения нового материала на этапе подготовки уч-ся к усвоению нового материала.

На уроках по любому предмету я пользуюсь играми-предположениями т.е. дети становятся учителями, директорами школы, родителями и др., когда ребёнок принял роль (по желанию!) даю различные задания и малыш уже по-другому серьёзнее относится к выполнению задания, к оцениванию своей работы или ребят из группы, если работа в группах, если работа фронтальная, то к другим ребятам. (“что было бы, если …, представь, что ты…, и т.д.”)

Благодаря высокой восприимчивости, отзывчивости и доверчивости младших школьников легко вовлечь в любую деятельность, а в игровую особенно. Ведущей деятельностью после поступления в школу у детей становится учение, оно определяет их эмоциональное самочувствие, темп психического развития, социальное становление. Дети, поступающие в школу всегда, ориентированы на учителя, он для них непререкаемый авторитет. Сохранится ли такое отношение до конца начальной школы или нет – зависит от стиля взаимоотношений учителя и учащихся, а также очень важны взаимоотношение детей в классе. Здесь очень кстати игры на знакомство (особенно в начале учебного года). На сплочённость, на контактность, на командную работу, на доверие, на снятие напряжения в группах мальчик – девочка и др. Эти игры можно проводить как на классных часах, переменах, так и на уроках в зависимости от ситуации, например, на любых типах уроков во время организационного этапа.

Младший школьник с первых дней обучения попадает в жёсткую полосу оценивания – за умение читать, владеть ручкой и считать. В этот момент я обращаюсь за помощью к игре. Игры на воспитание организованности детей.

Дидактическая игра, являясь игровой формой обучения, соединяет познавательное и занимательное. Именно это сочетание обеспечивает переход от одной ведущей деятельности к другой и позволяет детям овладевать знаниями играя. Основная цель предлагаемых игр способствовать воспитанию организованности у детей начальной школы, а особенно у первоклассников. С детских лет необходимо приучать ребёнка планировать и организовывать свой труд, работать собранно, ритмично. Хорошо работающий человек обладает способностью к организации своей деятельности. Воспитывая организованность, мы воспитываем у детей самостоятельность.

Основным принципом воспитания способности к организации является предоставление ребёнку возможности самому освоить систему организации работы. Компонентами организованности являются:

Чёткое представление о деятельности, поскольку осознанный смысл деятельности позволяет предвидеть её результаты

Выбор способа деятельности, предлагающей наличие представлений об условиях деятельности

Составление программы действий, её реализация, контроль, оценка, коррекция, т е проверка качества сделанного и исправлений ошибок, если они допущены.

Формированию организованности способствует, например, игра “ Кто лучше расскажет?” Цель – учить детей составлять план действий, развивать связную речь. Примеры из практики убеждают, что без игровых элементов детскую самостоятельность развивать трудно. Все, что не подкрепляется положительными эмоциями, не закрепляется в сознании как органичная целостная система навыков самоорганизации, а в результате плохо усваивается детьми.

“Что нам надо для работы?”.

Цель: знакомить первоклассников с учебными принадлежностями, учить быстро, подготавливать всё необходимое к уроку.

Содержание: учащиеся называют предметы, необходимые на определённом уроке или дежурный вывешивает картинки с тем, что нужно для данного урока.

“Найди ошибки ”.

Цель: воспитывать наблюдательность.

Содержание: учитель предлагает детям осуществить взаимопроверку рабочего места, как расположены для выполнения задания школьные принадлежности, нет ли на парте лишних предметов.

“Делу – время, потехи час”.

Цель: воспитывать у детей умение рационально использовать время.

Содержание: учить предлагать детям подумать и рассказать о возможной последовательности выполнения данных действий.

Оборудование: картинки с изображением ребенка, выполняющего различные действия: читает, рисует, умывается, поёт, танцует.

Эти игры, а также многие другие позволяют хорошо настроить детей на работу, заинтересовать.

Игры-путешествия – имеют сходство со сказкой, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное рассказывает, через необычное, простое через загадочное, трудное через преодолимое, необходимое через интересное. Всё это происходит в игре, в игровых действиях, становятся близкими ребёнку, радует его. Например, игра -путешествие “Путешествие к Снежной королеве”. Этот урок-игру я провожу на уроке закреплении изученного материала и кое-что делаю накануне урока. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть – чуть сказочную необычность. Обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчает преодоление трудностей в достижении успеха.

Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

Игра-путешествие, – игра действия, мысли, чувств ребёнка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В состав игры-путешествия входят песни, загадки, подарки и многое другое.

Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное их различие заключается в том, что экскурсия форма прямого обучения разновидность занятий. Планируется, имеет чёткую структуру занятия.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игра-путешествия, но по содержанию и по продолжительности они проще, короче. В основе их лежат действия с предметами с игрушками, также есть словесные поручения. Игровая задача и игровые действия основаны на предложении, что-то сделать: “Достань из мешочка предметы прямоугольной формы ”, “Разложи шарики по величине ”.

Игровая форма работы в парах.

В последнее время я эффективно использую на уроке и во внеклассных занятиях занимательные задания, в выполнении которых принимают участие двое учеников, сидящих за одним столом. При этом каждый ученик становится соперником, конкурентом. Игру “Лотерея игрушек” я провожу и на уроках комбинированного типа на этапе проверки знаний. На уроках повторения и на уроках закрепления на этапе подготовки уч-ся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Игры-беседы (диалоги).

В основе игры-беседы лежит общение учителя с детьми, детей с учителем и друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Отличительными его чертами является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность вера в правду игры. В игре-беседе учитель часто идёт не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его желание повторить игру. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально мыслительных процессов. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержание разговора, дополнять сказанное, высказывать суждения. Проведение игры-беседы требует от учителя большого искусства, сочетания обучения и игры. Основным средством является слово, словесный образ; вступительный рассказ о чём – то. Одним из условий проведения игры-беседы является создание доброжелательной обстановки. Началом игры-беседы является призыв, своеобразная присказка, сложившаяся в народной педагогике. “Сядем рядком да поговорим ладком”.

Ребёнок, играя, всё время стремится вперёд. Многие взрослые этого не понимают, очевидно, потому что забыли себя в детстве. Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребёнке целостно милосердие, память, честность, внимание, трудолюбие, воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, словом всё, что составляет богатство человеческой личности.

Используемая литература:

  • В.Волина Праздник числа (Занимательная математика для детей).
  • Н.М.Бетелькова, Д.С.Фонин Конкурс грамотеев (Дидактические игры и занимательные упражнения).
  • А.А.Бондаренко, И.В.Гуркова Русский язык для весёлых мальчиков и девочек.
  • Т.К.Жикалкина Математика Дидактические материалы.