Групповое занятие по программе "Хозяюшка". Тема: "Художественная вышивка как средство оформления швейных изделий. История вышивки. Тамбурный шов"

Разделы: Социальная педагогика


Цели:

  • Познакомить для чего нужна вышивка, с историей вышивки. Формировать умения вышивать «тамбурным» швом.
  • Развивать внимание, усидчивость.
  • Воспитывать эстетический вкус, аккуратность, самостоятельность, интерес к вышивки.

Оборудование:  журналы с вышивкой, готовые салфетки, пяльцы, нитки мулине, ножницы, игольницы, иглы, инструкционные карты, книги – М. Максимова, М. Кузьмина «Вышивка» первые шаги, М.И. Нагибина «Чудеса из ткани своими руками».

План занятия:

  1. Организационная часть.
  2. Повторение предыдущего материала.
  3. Вводный инструктаж и объяснение нового материала.
  4. Повторение правил ТБ при работе с ручными инструментами.
  5. Практическая работа с текущим инструктажем.
  6. Итог занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы

Содержание занятия

Примечание

I.

 

II.

 

 

 

 

 

 

 

 

III.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.

 

 

 

V.

 

 


VI.

– Приготовились к занятию, успокоились.
Тема нашего занятия: Художественная вышивка, как средство оформления швейных изделий. История вышивки. Тамбурный шов.
Цель нашего занятия: Мы должны познакомиться для чего нужна вышивка, с историей вышивки, учиться вышивать «тамбурным швом».

– Прежде чем приступить к изучению нового материала давайте, вспомним, как правильно переводить рисунок на ткань.
1. Рисунок переводим на кальку.
2. Затем берем ткань, на ткань накладываем копировальную бумагу, блестящей стороной, затем рисунок, закрепляем на ткани английскими булавками и обводим рисунок простым карандашом.

– Какими инструментами и приспособлениями пользуются при вышивке? (Игла, наперсток, пяльцы, ножницы, игольница, нитки и ткань.)

Загадки:

Маленького роста я,
Тонкая и острая
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (Иголка)

Инструмент бывалый
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижет! (Ножницы)

– А сейчас давайте, поговорим для чего нужна вышивка? (Для отделки швейных изделий, например: передника, блузки, скатерти, салфетки, наволочки, ночной сорочки и т.д.).
– Поднимите руку у кого мама или бабушка занимались вышивкой.

На Руси умение вышивать передавалось из поколения в поколение, и обучать этому ремеслу начинали девочек с 4 – 5 лет. Крестьянская девочка должна была к своему совершеннолетию– пятнадцати, шестнадцати годам сама себе приготовить приданое. В ее сундуке к приходу сватов, накапливалось до 100 вышитых полотенец, много скатертей, наволочек, праздничной одежды и десятки метров холста, сотканного ее руками.

На свадьбе из девичьего приданого устраивали своеобразную выставку, и гости строго оценивали умение и художественный вкус невесты. Но не только об этих качествах рассказывали рукотворные вещи. Их обилие, искусное исполнение говорили о трудолюбие, усердии и терпении невесты, и всем было очевидно, что в дом к жениху входит прекрасная, умелая хозяйка и заботливая жена.

Тамбурный шов – это один из древних декоративных швов. Им вышивали ковры и покрывала на специальных пяльцах, похожих на барабан.
Сейчас я покажу, как вышивают «тамбурным» швом.
Когда мы вышиваем, то узелка на нитке не делаем.
Для начала работы закрепляют нить 2-3 стежками. Делаем петельку на лицевой стороне, так, чтобы игла была внутри петельки и затягиваем нить, далее делаем прокол в том месте откуда идет нить, делаем петельку, так чтобы игла была внутри петельки.

– А теперь давайте повторим правила ТБ при работе с ручными инструментами:

1. Где нужно хранить иглы? (В подушечке)
2. Как нужно передавать ножницы? (Кольцами вперед)
3. Можно ли вкалывать иглы в одежду или брать в рот? Почему?
4. Если сломалась игла, что нужно сделать? (Завернуть в бумагу и выбросить в ведро)

Игра «Ниточка и иголочка» 

– А теперь приступайте к работе.
Работайте аккуратно, не торопитесь, спину держите прямо. Вышивка должна лежать на столе.
Вышивайте аккуратно. Может у кого-нибудь будет желание стать вышивальщицей и работать в ателье.
– А может кто-нибудь просто будет отделывать себе ночную сорочку, салфетки или воротничок на блузке, так что сейчас учитесь вышивать – это Вам в жизни пригодится.

Каким швом мы учились вышивать на занятии? («Тамбурным»).
– Хорошо сегодня все поработали. Я бы хотела отметить работу следующих девочек.
– Занятие окончено.

 

 

 

Вызываю девочку (рассказывает и показывает).

 

 

 

 

Молодцы! Правильно отгадали загадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздать ткань, нитки, иголки, подушечки.

Индивидуальный инструктаж.