Урок русского языка "Открываем еще несколько секретов правильной речи"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • создать условия для исследовательской деятельности учащихся при объясне­нии нового материала;
  • обучить правильному изменению слов, освоению норм правильной речи.

Задачи:

  • развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, системати­зировать;
  • работать с алгоритмами, опорами-схемами;
  • развивать память, внимание, речь учащихся;
  • создавать эмоционально-ценностное отношение к предмету;
  • воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки, патриотизма.

Оборудование: схема-карта на каждого учащегося, карточки с заданиями, модель урока на доске, разноцветные специальные карточки для учащихся, мультимедийный учебник Кирилла и Мефодия «Русский язык – 3 кл.»; интерактивная доска с заданиями, Презентация к уроку (Приложение 1).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять –
Буду грамотно писать.

II.  Актуализация опорных знаний

1.Эпиграфом к уроку будет китайская пословица .

Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.

– Как вы понимаете эту пословицу? (Когда человек только слушает, он запоминает, но быстро забывает. Когда человек видит, у него включается зрительная память, но то же забывает. А когда человек сам что-то пытается делать, добывать знания – то это надолго остается в памяти, потому что он сам это делал.)

– Сегодня на уроке мы будем добывать знания, раскрывать секреты русского письма. Для этого у нас настроение должно быть хорошее, рабочее.

2. Моделирование урока

Учитель. Сегодня у нас урок-исследование. Вот модель нашего урока.

– Научиться исследовать – значит самостоятельно узнавать новое. Я вам буду помогать. В течение урока вы будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах.

Отлично – кр.                       Сомневаюсь – ж                    Не получается – син.

3. Определение настроения учащихся на работу

III. Актуализация новых знаний

1. Минутка чистописания

Учитель. Зачем этот этап?(Чтобы исследовать новое, нужно вспомнить , что мы уже знаем.)

– Послушайте загадку и скажите, о каком из четырех времен года говорится в этой загадке:

В это время года поутру темно,
Долго не заглянет солнышко в окно.
В это время года птицы не поют,
Это время года дети очень ждут.
Все леса и парки снегом заметет,
Мама из чулана лыжи принесет.
Новогодней елке рада детвора,
Дед Мороз устроит праздник до утра.

– Да, здесь идет речь о зиме. А сейчас сделаем фонетический разбор слова «зима»  устно.
– Письмо букв з, зн, чк, ща, вы, ши
– Зима запорошила все дорожки, пенечки. (Охарактеризуйте предложение, найдите главные члены , определите падежи у имен существительных).
Запорошила. Как вы понимаете значение этого слова? Разбор по составу.

Толковый словарь:

Пороша – самый первый чистый, пушистый, свежий, легкий снег.

2. Словарная работа

–  Я буду диктовать слова, а вы их записываете в форме родительного падежа, множественного числа.

Апельсин, ботинок, варежка, гараж, девочка, календарь, карман, картина, кастрюля, комбайн, килограмм, автомобиль, медведь, облако, огурец.

(Взаимпроверка. На интерактивной доске ответы за шторкой.)

– Оцените свою работу на этом этапе (закрепить, проанализировать).

IV.  Постановка проблем

1. Послушайте разговор маленьких детей

– А где другая уха? Нарисуй ему ухи.
– Мой друг Саша. Мы с ним хорошие други.
– Там одни леды. И в ледах живут белые медведи.
– Мне приснилось два сона.

– Чем она по-вашему необычна?
– Попробуйте найти ошибки в речи маленьких детей.
– Какие слова , как говорят, «режут»слух?

2. Встает проблема. Какая?

– Какова цель сегодняшнего урока? (Научиться правильно изменять слова, освоить нормы правильной речи.)
– Как решать эту проблему? (Провести наблюдение-исследование).
– Оцените, на сколько хорошо вы поняли цель урока.
– А сейчас давайте мы составим алгоритм действия.

  • Изменяем слово ухо в ед.ч. по падежам, а потом во мн.ч.
  • Вывод: что мы заметили: ч // ш
  • Подбираем родственные слова: Ухо –уши, ушастик, наушник, ушная (раковина).

3. Вывод:

1)Ухо –  уши                                                           х //ш
2) Друг – друзья – дружба                                     г//з //ж

4. Правило, упр. 300.

5. Стихотворение о чередовании звуков в корнях слов

Корни могут изменяться,
Но родными оставаться.
Бок – бочок, друг – дружок,
ухо – уши, пух – пушок.
Косить травы – скашивать,
Спросить маму – спрашивать.
Пущу – пускать, лечу – летать.
Какими корни нам считать?
Скажу – сказать, сорвем – срывать.
Их будем родственными звать.

V.  Физкультминутка

Солнце землю греет слабо (руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз (руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос (дети показывают нос).
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда (прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится (дети кружатся)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром (Имитируют движения руками).

6. Игра « Пять родственников»

– «Капризные» звуки в словах встречаются очень часто. Попробуйте их отыскать в родственных словах. На доске записаны 6 групп родственных слов. (В классе тоже 6 вариантов). В каждой группе будет по 5 слов. Побеждают ребята одного варианта, быстрее всех собравшие свою группу слов.

I вариант – к слову бегать
II  вариант – к слову письменно
III вариант – к слову привозной
IV вариант – к слову светило
V вариант – к слову попросить
VI  вариант – к слову друг

(Родственные слова записаны на интерактивной доске и на листочках).

Бегать, письменно, привозной, светило, попросить, друг, выпрошу, свеча, везем, пишущий, перебежка, подружиться, бегун, письмо, освещение, привез, просьба, дружок, беговой, напишут, возчик, посвечу, прошение, дружно, разбежаться, письменный, светлый, упрашивать, дружный, писать, расписание, отвожу, освещенный, спрашивать, друзья, перебежать, неизбежно, светить, вопрос, подруга, повозка, невезение.

– Прочитайте получившиеся группы.

Выходят к доске и по интерактивной доске находят родственные слова и каждая группа пальцами передвигают слова, разделяя их по группам.

– Какие звуки могут чередоваться?

– Так как же объяснить ошибку в речи малышей при употреблении форм слова ухо и друг?

I уровень

Мой друг Витя гостил летом у брата. Село Васильево находилось на берегу реки. Только заиграет луч солнца, а друзья уже у реки.

Задание: Найти родственные слова, где есть чередование звуков и подчеркнуть их.

IIуровень

Подобрать родственные слова и подчеркнуть чередующиеся звуки:

  • Помощь –
  • Грех –
  • Орех –
  • Послушал –
  • Берег –

III уровень

Витя побежал помочь старушке. Толя пытался остановить товарища: всем не поможешь. Но Витя не послушал его и помог бабушке отнести ведро.

Задание: Выписать слова, в родственных словах которого может быть чередование звуков.

VП. Рефлексия

Анализируем свою работу, оцениваем.

VIII. Итог урока

– Какова была цель урока? Мы ее достигли? Воспроизведите правило.
– Что вам понравилось на уроке? Что было трудно?
– Оцените свою работу на уроке.