Филологическая игра в 7-м классе "От скакуна до клячи"

Разделы: Русский язык


Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка.

Девиз моей педагогической деятельности: «Рукой обнажённой ты солнце достань и подари его детям». Задача – сделать  процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе. Игровые технологии я использую в основном в 5-6-х классах. Это связано с тем, что пятый класс – переходный этап в жизни детей: из начальной школы – в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время – сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь  приходят уроки-игры, уроки-путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что  те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

Использовать игровые технологии можно не только в 5-6-х классах, но и  на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети. 

Данный урок-игра был проведён в моём 7 классе Б в апреле 2010 года. На уроках литературы мы рассматривали произведения Ф. Абрамова «О чём плачут лошади» и В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», и мне захотелось поближе познакомить ребят с этим благородным животным. Возникла мысль о внеклассном мероприятии по русскому языку «От скакуна до клячи», я подумала, что игра обязательно заинтригует и даст более высокую, по сравнению с обычными формами урока, обучающую, развивающую и воспитательную результативность. Ребята с удовольствием поддержали мою инициативу и начали предварительную подготовку к игре (многие ребята искали материал о лошадях, подготовили презентации), что я с радостью отметила, репетировали танец, готовили костюмы. Даже некоторые ученики предложили всем классом сходить на ипподром, который находится недалеко от нашей школы покататься на лошадях.

Всё задуманное мной выполнено, поставленные цели урока достигнуты, в увлекательной форме в группах ребята овладевали новым доступным учебным материалом, тем самым пополняя и расширяя свой кругозор, а также имели возможность опираться на имеющиеся знания и способы деятельности. Соблюдалась рациональность методов и приёмов деятельности школьников, оправдали себя используемые наглядные пособия (многие из которых были выполнены руками нашей классной редколлегии), ТСО,  вместе с тем проверены знания моих учеников по важным темам: сложное предложение, причастный оборот, деепричастный оборот, различные орфограммы, фразеологизмы; не забыли и пословицы. Я думаю, что данный урок-игра   способствовал развитию у моих ребят фантазии, воображения, речи, имел большое значение в нравственном мировоззрении, в укреплении дружеских отношений в классе, сплочении коллектива. Немаловажными являются задачи, решаемые во время игры: желание победить, выступить в какой-либо роли, добровольно подчиняясь игровым правилам.

  Также, на мой взгляд,  способствовали  успеху урока:

1. Хорошее знание материала урока учителем.
2. Бодрое самочувствие учителя и ребят.
3. Продуманный план урока, грамотная последовательность его этапов.
4. Чувство «физической» раскованности, свободы на уроке присутствующих.
5. Правильный выбор методов обучения.
6. Занимательность изложения.
7. Ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу.
8 .Богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя.
9. Совместная творческая работа.

А также заинтересованность детей данной темой филологической игры, активность, организованность на каждом этапе урока. Игра принесла моральное удовлетворение, продемонстрировала достаточно высокий уровень усвоения знаний ребятами. Урок получился позитивным, ярким, насыщенным, уроком – праздником! Жюри отметило успешную работу всех команд грамотами и сладкими призами. Дети были счастливы, а это самое главное в жизни. Я уверена, что значение игровой технологии состоит в том, что она создаёт особый тип взаимоотношений между учителем и учеником – партнёрские.

Цели урока:

  • Активизировать интерес учащихся к учебному предмету, расширить кругозор;
  • Развивать артистические, творческие способности; умение работать в группах;
  • Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, повторение орфограмм, изученных в 5-7 классах; повторение знаков препинания в простом и сложном предложениях, знаков препинания в причастном и деепричастном оборотах;
  • Воспитывать уважение к родному языку, его богатству; пробудить у учащихся чувство человечности, милосердия, ответственности за братьев наших меньших.

Методы и приёмы: комбинированный, игровой, слово учителя, выразительное чтение наизусть, задания творческого, исследовательского характера

Оборудование: компьютер, мультимедийный  проектор, презентационное  сопровождение урока, рисунки, плакаты с изображением лошадей, листы с заданием для команд

ХОД УРОКА

Звучит фонограмма (Звуки ровного бега коней).

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Узнали ли вы прозвучавшую мелодию? Сегодня нашу филологическую игру «От скакуна до клячи» мы посвятим Лошади. Это животное так часто изображалось в литературе и других искусствах, что материала для игры хватит с лихвой.

(Показ фрагмента из документального фильма о лошадях)

Представление команд:

Основные наши участники – ребята седьмого класса.
1 команда – «Белые кони»
2 команда – «Тёмные лошадки»
3 команда – «Рыжие скакуны»

Представление жюри.

– Судить вашу игру будет уважаемое жюри в лице учителей и учеников седьмых  классов.

Учитель: Лошадь – один из самых давних, самых близких друзей человека на земле. В нашем современном мире лошадь заменил трактор, на дорогах – автомобиль, и если она появляется на улицах больших городов, на неё смотрят, как смотрели когда-то на самодвижущуюся повозку. Так что же, она всего лишь осколок прошлого, наш четвероногий товарищ? Я думаю, что нам сегодня предстоит доказать обратное.

1 ученик: Войны Игоря Рюриковича или Святослава не поняли бы вопроса: «Твоя ли это лошадь?» Они знали только слово конь. До татаро-монгольского нашествия слова лошадь не было в русском языке. Пришло оно к нам от тюркского алаша ат и означало «лошадь или другое вьючное животное». Начальное а у нас исчезло, как и в других тюркских заимствованиях.

Лошадь – крупное домашнее животное, используемое для перевозки людей, грузов и т. п.
Лошадь – по употреблению бывает: упряжная, верховая, вьючная; а первая: коренная, пристяжная, дышельная, выносная (подседельная и подручная).
Лошадь – крупное непарнокопытное животное семейства лошадиных
Лошадь – 1. Домашнее животное, ходящее в упряжи или под седлом. 2. Конный экипаж (разг.).

2 ученик:  А что такое конь? Да то же, что и лошадь. То же, да не совсем. В двухтомном словаре синонимов русского языка читаем: «Лошадь – наиболее общее название этого животного; слово конь употребляется обычно в тех случаях, когда говорится о верховой, нерабочей лошади, о лошади быстрой, сильной, горячей, особенно в поэтической и приподнятой речи, в фольклоре, а также употребляется в специальной речи военных, коннозаводчиков для обозначения самца лошади».

3 ученик: Историей слов конь и лошадь занимались многие языковеды. Они установили, что слово конь – древнее, общеславянское слово. Оно встречается часто в устном народном творчестве, в крылатых выражениях. В языке художественной литературы употребление этих слов тоже имело свои оттенки, а именно: конь – изысканно, лошадь – буднично.

4 ученик: Со временем слово конь приобрело и другие значения. Назовём только некоторые из них: строительный термин – конь крыши, в деревянном зодчестве – конёк, конь – спортивный снаряд, трактор тоже называют стальным конём. А вот лошади повезло меньше, разве что рабочей лошадкой назовут труженика или скажут «топаешь, как лошадь» тому, кто громко ходит.

1 конкурс: «Разминка»

Учитель: Мы узнали о происхождении слов лошадь, конь. Теперь каждая команда должна придумать как можно больше обозначений – близких синонимов к словам «лошадь, конь» в течение 30 секунд, записать их. А затем командам в порядке очерёдности произносить их. Та команда, которая произнесёт последнее обозначение, соответственно получает один балл.

(Примеры ответов: кобыла, кляча, иноходец, скакун, жеребец, мустанг, коняга  (просторечный),  мерин, рысак, конь Буцефал (книжный, ироничный, Сивка (народно-поэтический,) Савраска (разговорный), лошадушка (просторечный и народно-поэтический, лошаденка, лошадка, Росинант (книжный, ироничный)

Вопросы для разминки:

  • Крупное домашнее однокопытное животное. (Лошадь)
  • Всадник, верховой. (Седок)
  • Цвет шерсти у животных. (Масть)
  • Работник, занятый уходом за лошадьми. (Конюх)
  • Часть туловища лошади от спины до хвоста. (Круп)
  • Помещение для лошадей. (Конюшня)
  • Что означает выражение Авгиевы конюшни? (Книжн. – о крайне запущенном помещении или о делах, находящихся в беспорядке; от греч. мифе о конюшнях царя Авгия))
  • Кража лошадей. (Конокрадство)
  • У лошади часть шеи смежная с хребтом, а также грива, растущая на этом месте. (Холка)
  • Железная дужка с ушком, подвешиваемая на ремне к седлу для упора ног всадника. (Стремя)
  • Упряжка из трёх лошадей. (Тройка)

Учитель: Милые участники состязания, сейчас для вас ребята покажут мини-спектакль по произведению А. Чехова «Лошадиная фамилия». Ваша задача: слушать внимательно и подсчитать, сколько раз герои сценки произнесут «лошадиную». Самая внимательная команда получит один балл.

2 конкурс: «Лошадиные фразеологизмы, пословицы»

Учитель: Команды, вам предстоит выяснить значения «лошадиных» пословиц, фразеологизмов, т.е. дать их толкование (раздаются листочки с написанными фразеологизмами).

  • Поставить не на ту лошадь – проигрыш, а в переносном значении употребляется, когда корыстные расчеты человека оказываются неверными, когда он грубо ошибается в своих надеждах, допускает промах.
  • Врет, как сивый мерин – несет чушь, ерунду, чепуху
  • Бред сивой кобылы – чепуха, ерунда
    Даже по этим двум фразеологическим оборотам мы видим некое пренебрежение, которое подчеркивается еще и словом "сивый", что весьма интересно. Ведь употребляется фразеологический оборот в русском языке, а, как известно, древние русичи обладали светлым (близким к сивому) цветом волос и вообще всего волосяного покрова (ср. белобрысый, где "бры" – брови), поэтому добавление описательного эпитета во фразеологизмы с отрицательной окраской вызывает интерес.
  • Ход конем – сделать хитро, может быть, даже с некоторым оттенком коварства задуманный выпад, удар, обходной маневр в какой-либо борьбе.
  • Ломовая лошадь – о том, кто работает тяжело, много
  • Пахать, как лошадь – сильно, много выполнять что-либо

Пауза: ученик читает стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Учитель: Читает начало пословицы, а команды продолжают её. За каждую пословицу – один балл.

  • Конь бежит, (земля дрожит)
  • Конь о четырёх ногах, (да и тот спотыкается)
  • Конный (пешему не товарищ)
  • Конь не пахарь, не кузнец, не плотник, (а первый на селе работник)
  • Кобыла за делом, (а жеребёнок и так бежит)
  • На хорошей лошадке по дороге, (а на худой в сторонку)
  • Добрую лошадь одной рукой бей,(другою слезы вытирай)
  • Люблю серка за обычай – (и кряхтит да везет)

Музыкальная пауза: танец девочек-лошадок.

Учитель: Интересно название пород лошадей: битюг – сильная ломовая лошадь особо крупной породы, названа  по реке Битюг в Воронежской области, издавна известной коневодством; першерон – крупная лошадь – тяжеловоз, выведенная в области Перш (Западная Франция). Есть и такие породы: вятка, донец, монголка, крымка и черноморка. А впрочем, породы лошадей вам знать пока не обязательно. Но вот о том, каких цветов бывают лошади, любопытно было бы узнать от вас.

3 конкурс: «Масти лошадей»

Учитель: За одну минуту вы должны соединить масть лошади с цветом её определяющую, т.е. провести стрелку. Правильный ответ – один балл.

4 конкурс: «Художники»

Учитель: От каждой команды выдвигается один человек, чтобы нарисовать лошадь с завязанными глазами. Оценивает жюри.

Пауза: ученица читает отрывок из произведения Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (о птице-тройке)

Звучит музыкальное сопровождение. (Тройка с бубенцами).

Учитель: Современный человек уже не улавливает в знаменитом гоголевском монологе явного иронического оттенка. Тройка – три лошади, запряжённые в один экипаж, действительно была чисто русским изобретением, русским приспособлением к дальним расстояниям и тряским дорогам, в результате значительно уменьшалась опасность падения седока. Жёстко закреплялась средняя лошадь (коренник), которой помогали две пристяжные. Тройка вошла в широкое бытование лишь в начале 19 века.

Пауза: ученица читает стихотворение П. Вяземского «Тройка».

Учитель: Но появляется фигура путника, седока, ради которого и по воле которого, собственно и предпринято всё это движение на тройке.

5 конкурс: «Слово в литературе»

Учитель: Напомню, что последний раз мы встречались с этим благородным животным на уроках литературы при изучении произведений Ф.Абрамова «О чём плачут лошади?» и стихотворения  В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Вам предстоит поработать корректорами, а именно в текстах вставить пропущенные буквы и знаки препинания (каждая команда тянет по одной карточке с заданием).
Высший балл – 10.

1) Анна Сьюэлл  «Черный Красавчик»

Моя мама и еще одна старая в…рховая лошадь хозяина тоже подошли к живой и…городи. Все вместе мы стали смотреть на поле. Собачий лай становился все громче  но мама и старая верховая лошадь почему(?)то не уд…влялись.
– Это охота – объяснила мне мама. – Сейчас собаки взяли след зайца. Если он поб…жит в нашу сторону  ты скоро сам все увидишь.
Не успела она это сказать  как на поле выл…тела свора собак. Шум поднялся ужас(?)ный. Звуки  которые издавали гончие  лаем назвать было трудно. Скорее это напоминало вопли.
Вслед за собаками пок…зались лошади с всадниками на спинах.

2) Лия Мишкина  «Черная лошадь»

Однажды на рас(СС)вете  поглядевшись  как обычно  в озеро  Облако увид…ло в нём незнакомое отражение  которое приветливо помахало ему хвостом. Поражён(нн)ое Облако опустилось как можно ниже но на фоне тёмной утренней зелени (ни)кого (не) разглядело. Лишь когда взошло солнце и осветило всё ярким светом Облако увидело ст…ящую у воды прекрасную лошадь! У неё была бл…стящая чёрная бархатная кожа  золотая волнистая грива  такой же, до земли, хвост и большие печальные глаза.

3) Борис Слуцкий «Лошади в океане»

Шёл корабль, своим названьем гордый
Океан стараясь превозмочь.
В трюме  добрыми мотая мордами
Тыща лошадей т…пталась день и ночь.

Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья все( ж)  они (не) принесли.
Мина кораблю пробила днище
Далеко-далёко от земли.

Люди сели в лодки  в шлюпки влезли.
Лошади поплыли просто так.
Что (ж) им было делать, бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?

Плыл по океану рыжий остров.
В море синем остров плыл гнедой.
И сперва казалось – плавать просто,
Океан казался им рекой.

Но (не) видно у реки той края
На исходе лошадиных сил
Вдруг заржали кони  возр…жая
Тем  кто в океане их т…пил.

6 конкурс: «Кто скачет, кто мчится?»

Учитель:

1) Ваша роль и задача представить себя путниками и вспомнить все имевшие средства передвижения, где были запряжены лошади.
(Ответы: колесница, повозка, сани, карета, коляска, бричка, дрожки, телега, тачанка, кибитка фаэтон).
За каждых два названных слова – один балл.

2) Вставить пропущенные строчки в отрывки из произведений. (За правильный ответ – один балл).

  • Гляжу, поднимается медленно в гору  … (лошадка, везущая хворосту воз)  (Н. Некрасов «Крестьянские дети»).
  • Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу … (нетерпеливого коня) (А.С. Пушкин «Зимнее утро»).
  • Мы объехали весь свет, торговали мы конями, всё …  (донскими жеребцами)(А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»).
  • И стан худощавый к Луке наклоня, араб горячил … (вороного коня) (М. Лермонтов «Три пальмы»).
  • По лесу, лесу частому, полозьями скрипит, … (лошадка мохноногая) торопится, бежит. (Р. Кудашева «В лесу родилась ёлочка»).

– Вот и подходит к завершению наша игра. Спасибо, дорогие участники!

Подведение итогов

Слово жюри. Награждение.

Учитель: Хочу представить мир, над которым бесшумно парят летательные аппараты, перенося людей на дальние расстояния с той скоростью, которая им необходима. По земле же человек передвигается только на лошади, неторопливо, пристально и восхищенно озирая прекрасную природу планеты Земля. И ветер веет ему в лицо, пахнущей солнцем, травой и жизнью… Общение с четвероногим существом, нашим младшим братом, делает нас добрее и мудрее.

Рефлексия

– Ваше настроение после игры? (Прекрасное, хорошее, плохое).