Развитие речи "Текст-рассуждение"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Учить школьников находить в тексте главную мысль и обосновывать свою точку зрения, опираясь на цитаты из текста.
  2. Продолжить знакомство школьников со структурой текста-рассуждения.
  3. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, Презентация “Работа с текстом-рассуждением”, схемы-опоры к тексту-рассуждению.

Ход урока

I. Орг. момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

II. Артикуляционные упражнения

  1. Ныряльщик. Вдохнуть, выдыхать постепенно, как ныряльщик под водой.
  2. Ветерок. Подуть как ветерок.
  3. Трубочка (играем на дудочке). Сложить губы в форме трубочки.
  4. Хоботок. Сомкнутые губы вытянуть вперёд максимально.
  5. Лопаточка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу.
  6. Вкусное варение. Облизать сначала верхнюю, потом нижнюю губу по кругу.
  7. Улыбка. Мышцы губ растянуть в улыбке.
  8. Маятник. Отклонять язык то вправо, то влево. При движении язык не прикасается к губам.
  9. Фокус. Активизация кончика языка. Улыбнуться, приоткрыть рот, приблизить широкий кончик языка к верхней губе и сдуть ватку с кончика носа.
  10. Лошадка. Активизация кончика языка. Щёлкать кончиком языка за верхними зубами.

III. Чистоговорки

– Повторяем чистоговорки.

Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь.
За-за-за – уходи домой коза.
Ло-ло-ло – на улице тепло.

IV. Скороговорка.

Перепелятник пойма
Перепела, перепёлку,
Перепелят и перепелятника.

V. Сообщение темы и целей.

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с текстом-рассуждением и постараемся доказать, почему этот текст является текстом-рассуждением

– Первоначально вспомним, что такое рассуждение?

Слайд

(Рассуждение – это объяснение, какого-либо явления с опорой на наблюдение.)

– Что такое текст? Слайд

(Текст – это группа предложений, связанных одной темой) или это…

– Выберете из предложенных групп предложений текст.

(Лось жил на берегу красивого озера. Бабушка всегда рассказывала очень интересные сказки. От усталости путники валились с ног. Без нитки да иголки шубы не пошить.)

(У самого берега жили два камня – два неразлучных и давних приятеля. Целыми днями грелись они в лучах южного солнца, и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта.)

– Какая группа предложений является текстом?

– Почему?

– Какие бывают тексты?

(Текст-описание – какой?

Текст-повествования – как это случилось? что произошло?

Текст-рассуждение – почему?) Слайд

– Прежде чем мы начнём работать над текстом, необходимо объяснит значение некоторых слов.

– Откройте Толковый словарь в конце учебника стр. 179, найдите слово “плёс”, зачитайте.

– Посмотрите как красиво выглядит плёс. Слайд

– Откройте стр. 180 найдите слово “пойма”, зачитайте.

– Посмотрите как красиво выглядит пойма. Слайд

Чтобы вам легче было представить события текста, хочу обратить ваше внимание на название птиц, которые встретятся в тексте – это скопа, коростель, растение, которое называется осока.

– Теперь предлагаю прослушать текст, внимательно.

(Учитель читает текст)

– Какие чувства вы испытали при прослушивании текста?

VI. Физминутка. слайд

– Теперь вы постарайтесь причитать текст выразительно.

1) Дети читают текст по абзацам.
2) Работа над содержанием текста.

– О чем говорится в тексте?

– В чём заключается главная мысль текста?

– Найдите и зачитайте главную мысль. (Назвать стр.27. Для меня эта речка…)

– Найдите в тексте строки, где эта мысль получит своё развитие и завершение в конце текста.

(Назвать стр. 30 Купание летом…)

– Какой вопрос волновал в детстве Васю Пескова, когда он думал о реке?

– Найдите и зачитайте нужное место в тексте.

(Назвать стр. 29. Откуда, зачем и куда…)

– К какому же выводу пришел мальчик? Зачитайте.

(Назвать стр.-29-30 Лет в тринадцать я понял…)

– Какими примерами подтверждает Василий Песков тот вывод, который он сделал в тринадцать лет.

– Зачитайте нужные строки.

(Назовите стр.-30)

– Найдите в тексте ту часть, которую можно назвать повествованием (о занятиях ребят на реке зачитайте стр.-28-29)

– Этим рассуждением мы ещё раз подтвердили что, РАССУЖДЕНИЕ – это всегда стремление человека найти ответ на волнующей его вопрос, то есть прийти в ходе своих размышлений к какому-то выводу.

– Так почему же автор назвал это произведение – “Речка моего детства”.

ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА. (Самостоятельно)

VII. Итог урока.

– Какой текст называем текстом-рассуждением?

– Почему?

– Давайте составим схему текста-рассуждения.

– Прежде чем написать текст, автор определяет тему, цель.

– Тема – это главная мысль текста.

– Размышляя над темой, автор приводит доводы.

– Доводы могут подтверждаться.

– Подводя итог, автор делает вывод.

VIII. Рефлексия.

– Как человек может выразить свои чувства без слов?

– Мимикой лица!

– Предлагаю сделать выбор.

– Если вы чувствовали себя на урок комфортно, вам было интересно, возьмите фотографию с улыбающимся лицом.

– Если вам было грустно, не интересно, возьмите фотографию с печальным лицом.

– А вот если вы решили поделиться своими впечатлениями, информацией со своими знакомыми, возьмите фотографию открытым ротиком.

IX. Домашнее задание – составить план к тексту на с. 27-30.