Опыт работы ГОУ Центра образования №1403 по реализации планов карьеры (в рамках работы в статусе ГЭП)

Разделы: Администрирование школы


По словам О.Н.Ларионовой, руководителя ДО г. Москвы: “Предпрофильное и профильное обучение – одно из значимых звеньев профессионального самоопределения, вместе с тем даже учащимся профильных классов порой бывает непросто осознанно выбрать профессию и найти свое место в жизни, поэтому одна из приоритетных задач, стоящих перед нами на ближайшие годы, – сформировать систему профессионального самоопределения и социальной адаптации. В новых условиях профориентационная работа должна строиться с учетом возрастных особенностей ребенка и носить непрерывный характер на протяжении всего периода его воспитания и обучения…”

Центр образования № 1403 был образован в 2001 году на базе УВК № 1612 и вечерней школы № 48. На тот момент контингент учащихся составляли подростки “группы риска” возраста 14-17 лет (8–11-й класс), подростки с асоциальным девиантным поведением, “особенные” дети, которым по той или иной причине, не нашлось места в общеобразовательной школе. В ЦО № 1403 были созданы условия для обучения и первичной социализации таких детей через получение начальных профессиональных знаний и умений по ряду профилей, которые на тот момент мог предложить Центр образования. Основная часть этих профилей давала детям рабочие специальности: слесарь, токарь, фрезеровщик, столяр, электромонтажник, автомеханик и другие, однако реализовать себя, благодаря полученным первоначальным знаниям, они не могли или не хотели. Достаточно часто от выпускников можно было услышать: “Что мне делать дальше, в колледж, а тем более в ВУЗ не поступлю, поскольку не хватает знаний по общеобразовательным предметам”, “Мне будет сложно найти работу по специальности, да и зарплата низкая”. Вопросы дальнейшего обучения и трудоустройства остро стояли перед ними.

В результате смены руководства Центра образования более 3-х лет назад, перед администрацией и педагогическим коллективом Центра встал вопрос об открытии новых современных профилей, которые не только бы отвечали интересам и возможностям наших учащихся, но также были бы востребованы на рынке труда. Нами был проведен социологический опрос, результатом которого стало появление таких новых современных профилей как основы дизайна, основы парикмахерского искусства и визажа, основы моделирования и конструирования одежды, а профиль – основы кулинарного искусства, получил свое “второе рождение”.

Открытие новых профилей, представляющих большой интерес для подрастающего поколения, привело к тому, что увеличился приток в ОУ “обычных” учащихся, которых интересует получение начальных профессиональных навыков по одному из данных направлений профессиональной подготовки.

В 2008-2009 учебном году впервые за много лет был открыт первый класс эстетического направления (хореография), где маленькие дети смогли реализовать себя в искусстве через танец.

На сегодняшний момент в ГОУ сложилась уникальная ситуация, когда вместе получают образование дети с абсолютно разнонаправленными образовательными потребностями. Центр образования стал местом, в котором наряду с “проблемными” детьми учатся и воспитываются как “обычные”, так и одаренные дети. Учатся дети из семей различных по социальному статусу: дети из полных семей, неполных семей, дети-сироты.

Мы считаем, что все дети, включая и тех, у которых имеются серьезные умственные, физические или же социальные отклонения или недостатки, должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними (модель инклюзивного образования). Образование должно отвечать интересам, потребностям и нуждам всех детей (каждого ребенка).

С 2009-2010 учебного года ГОУ ЦО № 1403 работает в статусе городской экспериментальной площадки по теме: “Исследование и повышение уровня готовности старшеклассников к профессиональному карьерному развитию за счет обеспечения их индивидуальными планами карьеры”.

Нередко школьники стараются угадать с выбором будущей профессии и надеются на везение при трудоустройстве. Но требования жизни в современном мегаполисе можно выдержать, только планируя свою деятельность. Планирование вносит ясность, прогнозируемость и уверенность в своих действиях.

Для того чтобы сформировать систему профессионального самоопределения и социальной адаптации школьников, нацеленную на получение молодым человеком не только добротной, востребованной городским хозяйством профессии, но и хороших знаний по общеобразовательным дисциплинам, навыков предпринимательской деятельности, развитие творческих способностей личности ребенка, необходимы новые современные социальные технологии. Одну из таких технологий разработал Институт деловой карьеры. Ее автор – д.э.н., профессор Валерий Алексеевич Назаров. Суть технологии сводится к тому, чтобы уже на старте каждый молодой человек имел своего рода карту, которая отражает его способности, запросы, потребности, психологические качества, ресурсы, закономерности развития рынка труда и той профессии, которую он выбрал. Внутри каждой профессии можно по разному проложить путь к самореализации, если знать, как изменяются требования к профессионалу в зависимости от конкретной должности и статуса, какие должности будут наиболее соответствовать психологии и способностям человека.

Технология планирования карьеры состоит из блоков, которые включают исследование уровня готовности и приспособляемости к социально-экономической среде, выявление причин недостаточной готовности к профессиональному и карьерному развитию и практические рекомендации к повышению уровня приспособляемости учеников. Конечным продуктом “Технологии” должен стать “Индивидуальный план карьеры”.

В рамках первого этапа эксперимента нами протестированы 76 учащихся из 8–11-х классов ГОУ ЦО № 1403 на предмет их готовности и приспособляемости к конкурентной социально-экономической среде. Результаты тестов обработаны и обобщены в разрезе отдельных классов и школы в целом. Для каждого учащегося разработаны комментарии и рекомендации по повышению уровня готовности и приспособляемости к конкурентной социально-экономической среде.

На основании пофакторного анализа уровня готовности старшеклассников к профессиональному и карьерному развитию можно сделать вывод о хорошем уровне (3,7 баллов) готовности старшеклассников к взрослой жизни. Основные причины недостаточности данного показателя мы видим в непонимании школьниками факторов, обеспечивающих высокий уровень их готовности, как, например: “стремление к финансовой независимости”, “занятие любимым делом”, “умение выпускников учебного заведения строить карьеру”. Соответственно подобная неосведомленность лишает их возможности выбора путей профессионального развития. Очевидна необходимость информирования старшеклассников и осознания ими причин их недостаточной зрелости и готовности к карьерному и профессиональному развитию.

Таким образом, оценка уровня готовности старшеклассников к профессиональному и карьерному развитию позволила нам приступить к коррекционной, воспитательной, информационно-ориентировочной работе для формирования целостного, более осознанного представления у выпускников о себе, как о будущих профессионалах, востребованных в современной социально-экономической среде и способных отстоять внутри профессии свои человеческие, гражданские, этические ценности, реализовать их затем квалифицированно на благо себе и обществу.

В рамках работы по реализации планов карьеры в феврале этого года был проведен конкурс “Лучший по профессии”, приуроченный к празднованию “Широкой Масленицы”, в котором приняли участие учащиеся 8–11-х классов ГОУ ЦО № 1403, обучающиеся на различных технологических профилях, представленных нашим Центром. Конкурс проводился с целью выявления и поощрения одаренных и талантливых детей, обучающихся на каждом профиле, определения наиболее востребованных профилей, повышения профессионального мастерства учащихся, повышения значимости и пропаганда представленных профессий. Конкурс проходил в 2 этапа. На первом этапе ребятам были предложены зачетные теоретические и практические задания в рамках каждого профиля. По результатам зачетных заданий определились 12 победителей, которые и вышли во второй финальный этап. На втором этапе три сборные команды, в составе каждой из которых были кулинары, дизайнеры, модельеры и парикмахеры, продолжили соревнование за первенство в своих профессиях. Состав сборных команд формировался равноценно из учащихся каждого профиля, занявших 1, 2 и 3 место соответственно. Кулинары соревновались в приготовлении блинов, а дизайнеры, модельеры и парикмахеры конструировали, наряжали и причесывали куклу-Масленицу. После каждая команда представляла свою работу.

Таким образом, по результатам финального этапа конкурса были выявлены лучшие представители в каждой профессии. Победители конкурса были награждены дипломами “Лучший по профессии” в следующих номинациях “Лучший кулинар”, “Лучший дизайнер”, “Лучший модельер”, “Лучший парикмахер”.

Экспериментальной группой заранее было разработано Положение о конкурсе, регламентирующее порядок его организации и проведения.

Приложение1

Был создан оргкомитет конкурса, в который вошли учителя технологии и педагоги-организаторы экспериментальной работы. Ими были разработаны зачетные задания для проведения первого этапа конкурса, сценарий проведения финального этапа конкурса. К задачам оргкомитета также относилось непосредственное руководство подготовкой и проведением конкурса. Общее руководство конкурсом осуществлялось заместителем директора по воспитательной работе – Мининой О.А.

Конкурс получил положительный резонанс, как со стороны педагогов и учащихся ЦО, так и со стороны родительской общественности. Администрацией и педагогическим коллективом Центра образования было принято решение о ежегодном проведении конкурса “Лучший по профессии”, расширении числа номинаций конкурса за счет “Лучшая стенгазета”, “Лучшее сочинение на тему”, “Моя профессия …” и другие, а также проведение мастер-классов по каждому профилю, презентации профилей, выставки творческих работ учащихся, защиты исследовательских и проектных работ учащихся в рамках конкурса.

В продолжение этой темы было решено провести 5 марта, в преддверии Международного женского дня, конкурс “А ну-ка девушки! А ну-ка парни!”, в котором сборные команды наших учащихся 8–11-х классов также смогли продемонстрировать свое профессиональное мастерство, но в несколько иной форме. Ребятам были предложены не совсем обычные конкурсы: “Дипломат”, “Энтузиаст”, “Прическа современной бабы Яги и Кикиморы” и другие, в которых им предстояло продемонстрировать не только свои профессиональные знания и умения в той или иной области, но и подойти к этому с большей долей творчества. В ходе выполнения конкурсных заданий ребята проявили креативность мышления, смелость в принятии нестандартных решений, умение проявлять инициативу и брать ответственность на себя за результаты своего труда, работать в команде.

В рамках информационно-ориентировочной работы и согласно плану работы экспериментальной площадки в начале четвертой четверти были организованы для учащихся 8–11-х классов “круглые столы” по 6 направлениям по теме: “Профессии, которые мы выбираем”. Наша задача состояла в том, чтобы не только более подробно познакомить учащихся с разными профессиями, но и продемонстрировать возможность профессионального развития и карьерного роста в каждом конкретном направлении. Дело в том, что только две трети наших учащихся по результатам анкетирования считают, что уже определились с выбором дальнейшего профессионального пути. Однако немалая часть из них при выборе конкретной специальности (в тест-анкете можно было указать до 3-х профессий) указывает профессии, которые не совместимы между собой, например, врач и торговый представитель. Встречаются и такие курьезные случаи: дети приходят в наш Центр образования на конкретный профиль, поскольку, с их слов, они уже определились с выбором дальнейшего жизненного маршрута, а, поучившись у нас, меняют свое решение. Так, например, учащийся 11-го класса, который мечтал быть кулинаром, твердо решил, что будет поступать в Педагогический колледж на учителя начальных классов.

По итогам информационно-просветительской работы в этом году всем учащимся было предложено написать сочинение на тему “Моя будущая профессия”. Анализ сочинений показал, что у наших детей повысилось чувство ответственности за собственную жизнь, в том числе и в профессиональном плане, более адекватной стала их самооценка. Учащиеся более осознанно подходят к выбору будущей профессии, учитывая при этом не только свои желания, но и свои способности и возможности. Более ответственным стало и их отношение к учебе, повысилась мотивация к обучению.

Таким образом, мы на практике убедились, что правильно организованная коррекционная, воспитательная и информационно-ориентировочная работа в сочетании с использованием технологии планирования карьеры, поможет каждому ребенку, и особенно трудным подросткам, найти для себя дело по душе, полностью реализовать свои профессиональные потребности.

Приложение