Реакции в растворах. 11-й класс

Разделы: Химия

Класс: 11


Технология: проблемное обучение.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Организационная форма: семинар-практикум.

Тема «Реакции в растворах» в курсе химии 11-го класса включает изучение вопросов:

  • Электролитическая диссоциация.
  • Реакции ионного обмена.
  • Гидролиз солей.
  • Окислительно-восстановительные реакции.

Девиз урока: Теория без практики – ошибочная теория, «вырванная» из целостной науки – нелепа.

Цели урока:

  • Обучающие:
    • подвести учащихся к осознанию противоречий между теоретическими знаниями о реакциях в  растворах и практическими результатами, научить анализировать исходные данные, формулировать проблему, выдвигать гипотезы и проверять их на практике, решая проблему.
    • актуализировать знания по темам: «Электролитическая диссоциация», «Реакционный обмен», «Гидролиз солей», «ОВР».
  • Развивающие:
    • сформировать у учащихся личностную мотивацию, познавательный интерес к решению данной проблемы,
    • развить мыслительные способности, диалектическое мышление,
    • обеспечить выявление учащимися новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях (в частности, по теме).
  • Воспитывающие:
    • привить навыки выполнения практических работ и умения работать в парах, вести диалог, делать обобщения и выводы на основе творческого подхода к решению проблемы.

Оборудование урока: (на каждый стол) растворы солей: AlCl3, CuSO4, FeCl3; индикатор универсальный: лакмус; магний (порошок); спиртовка; пробиркодержатель; пробирки чистые; спички, раздаточный материал (Приложение к уроку).

ХОД УРОКА

I этап: актуализация знаний

Фронтальная беседа:

(Учащиеся могут использовать раздаточный материал – опорные схемы)       

– На какие теории опирается изучение темы «Реакции в растворах»?
– Какие реакции по типу могут происходить в растворах? Приведите примеры.
– Что такое гидролиз? Какие типы солей подвергаются гидролизу?
– Как экспериментально доказать протекание гидролиза в растворе соли?
Индивидуальный опрос: Записать основное уравнение реакции гидролиза следующих солей:

AlCl3, CuSO4, FeCl3.

Проведение эксперимента: с помощью индикатора определить рН среды в растворах выданных солей.

Задание классу: записать реакции взаимодействия данных солей с магнием. 

Применяя ранее изученные теории ОВР, учащиеся записывают следующие реакции:

3Mg + 2AlCl3 = 3MgCl2 + 2Al
Mg + CuSO4 = MgSO4 + Cu
3Mg + 2FeCl3 = 3MgCl2 + 2Fe,

по результатам которых становится очевидным, что один металл вытесняет другой из раствора его соли.

Докажем это практически:

II этап: постановка проблемы и ее решение.

Проведение эксперимента:

анализ исходных данных, формулировка проблемы.

Подтвердим записанные реакции экспериментально. В ходе эксперимента выясняется, что при взаимодействии растворов данных солей с   магнием выделяется неизвестный газ.
Проблемный вопрос:  Какой  это газ?
Гипотеза №1: Это  водород, который образуется при взаимодействии магния с водой.
Подтверждение гипотезы экспериментом – Подтверждение наличия водорода (хлопок при поднесении зажженной спички)
– Взаимодействие магния с водой (ребята вспоминают, что магний с водой не взаимодействует, т.к. не является щелочно-земельным металлом).
Гипотеза №2: Выделение  водорода объясняется взаимодействием магния с ионами Н+,  образовавшимися в растворе соли в результате гидролиза (разрешение проблемы).

Mg + 2H+ = Mg2+ + H2

III этап: обобщение и закрепление полученных знаний, выводы.

Задание классу: Записать  суммарные процессы, происходящие в растворах солей при взаимодействии их с магнием

Mg + AlCl3 + 2H2O = AlOHCl2 + MgOHCl + H2
Mg + FeCl3 + 2H2O = FeOHCl2 + MgOHCl + H2
Mg + 2CuSO4 + 4H2O = (CuOH)2SO4 + (MgOH)2SO4 + 2H2

Выводы:

  • Реакции в растворах протекают сложно.
  • Чтобы сделать правильный вывод о ходе реакции следует учесть все возможные процессы,  происходящие в растворе, включая реакции ионного обмена, гидролиз солей, ОВР.
  • Для определения взаимодействия между металлом и раствором соли следует учитывать   возможность гидролиза.

Рефлексия:

– Чему вы научились в процессе урока?
– Какие вопросы требуют вашего особого внимания?

Щепетова Екатерина: Изучение данного материала поможет мне при решении задач по химии на элективных курсах и при подготовке к ЕГЭ.

Карпова Елена: Я научилась сопоставлять теоретические знания по теме «Реакции в растворах» и результат их практического протекания и  теперь по-другому смотрю на написание реакций, которые происходят в растворах.

Болтунова Алена: Теперь я буду осмысленно записывать продукты реакций, которые происходят между веществами в растворах, что необходимо мне на элективных курсах по химии и при подготовке к вступительным экзаменам в Академию имени Тимирязева.

Приложение 1