Подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников с ОНР (подготовительная группа) "Составляем рассказ о себе"

Разделы: Логопедия


Цель: совершенствование грамматического строя и развитие  связной речи.

Задачи:

  • обучать  детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт;
  • развивать логическое мышление и память;
  • развивать умение составлять распространенные предложения;
  • развивать умение строить высказывание, опираясь на зрительную схему.

Оборудование:

  • нарисованные детьми автопортреты;
  • иллюстрации с изображением детей;
  • большое настенное зеркало;
  • текст стихотворения Р.Сефа «Еще одно эхо;
  • план-схема составления описательного рассказа о себе.

Предварительная работа:

  • чтение и анализ художественной литературы по теме;
  • беседа об индивидуальных внешних особенностях и внутреннего мира каждого человека (в т.ч. применительно к каждому из участвующих в занятии ребенку);
  • беседа о семье, закрепление знания адреса;
  • рисование автопортрета.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

Дети стоят в кругу.

Логопед: На занятии мы будем говорить о вашей внешности, поэтому первое задание будет на внимательность: пусть сядет тот, у кого (называются особенности внешности детей)

  • длинные волосы
  • карие глаза и др.

2. Игра с мячом «Скажи наоборот»

Логопед: предлагаю вам сыграть в игру «Скажи наоборот», а поможет нам мячик.  Далее логопед называет прилагательное, а ребенок – антоним.

Молодой – старый
Сильный – слабый
Взрослый – маленький
Толстый – худой
Веселый – грустный
Добрый – злой
Высокий – низкий
Умный – глупый

3. Рассматривание нарисованных участниками автопортретов и изображений других детей

Беседа по вопросам:

Кто изображен?
– Какого он/она роста (высокий – средний – низкий)?
– Какого он/она возраста (ребенок – взрослый – старик)?
– Какого цвета и формы у него:

  • глаза (большие – маленькие, карие – голубые – зеленые – серые, хитрые – добрые – серьезные …)
  • брови (густые – тонкие, прямые – изогнутые…)
  • нос (большой – маленький, округлый – острый…)
  • губы (пухлые – тонкие…)
  • волосы (темные – светлые, прямые – кудрявые, короткие – длинные, какая именно прическа…)

– Где он живет (в городе – в деревне, одноэтажном – многоэтажном доме)?
– Где живете вы (см. выше + адрес)?
С кем вы живете (перечисление членов семьи и их краткое описание по желанию детей)?
– Чем вы любите заниматься (рисовать красками, играть в конструктор, читать книги, мыть посуду…)
В ходе беседы логопед периодически подчеркивает индивидуальность каждого человека, его непохожесть на других.

4. Дидактическая игра «Ответь правильно»

Дети садятся перед большим настенным зеркалом так, чтобы каждому ребенку было видно собственное отражение. Предъявляется план-схема составления описательного рассказа о себе

Логопед знакомит детей со схемой, поясняет значение каждой корточки. Затем предлагает детям в индивидуальном порядке ответить на  вопрос в соответствии с предъявленной карточкой.

– Света, у тебя волосы длинные или короткие?
– Сережа, ты живешь в городе или в деревне?
– Оля, у тебя глаза голубые или карие? И т.д.

5. Физкультминутка

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

Эй, ребята, не ленитесь,
На зарядку становитесь!
Справа – друг, и слева – друг!
Вместе все в веселый круг!  
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова поклонись! (И. Лопухина)

6. Образец рассказа

Логопед говорит что ему понравилось, как дети отвечали на вопросы. Затем еще раз напоминает, как можно составить рассказ  с помощью опорной схемы  (выставляет элементы на фланелеграф и поясняет)

ИМЯ, ПОЛ ––> РОСТ, ВОЗРАСТ––> ВНЕШНОСТЬ ––> МЕСТО ПРОЖИВАНИЯ, АДРЕС ––> СОСТАВ СЕМЬИ ––> ИНТЕРЕСЫ

В качестве примера составляет рассказ о  ребенке по одной из предложенных иллюстраций.

Это – девочка Лиза. Лиза высокого роста, ей 7 лет, она школьница. У Лизы большие карие глаза, маленькие рот и нос, тонкие брови. Волосы у Лизы темнее и длинные. Лиза заплетает их в 2 косы и оставляет челку. Лиза живет в городе, в многоэтажном доме с мамой и папой. Девочка любит читать книги и рисовать.

7/ Составление рассказа (по цепочке)

Логопед: Сейчас Сережа сядет перед волшебным зеркалом,  я начну рассказ, а вы продолжите. 

МЕНЯ ЗОВУТ… (дети говорят по одному предложению, при необходимости логопед задает наводящие вопросы, уточняет формулировки). Далее логопед предлагает каждому ребенку составить рассказ о самом себе, при необходимости – оказывает помощь.

8.  Рассказы детей

9. Подведение итога занятия

Логопед: Сегодня мы с вами говорили о том, что все люди отличаются внешне, у каждого их нас свои интересы. С помощью опорной схемы и волшебного зеркала вы научились составлять рассказ о самом себе.  Я хочу похвалить каждого (дает индивидуальную оценку работы каждого ребенка).