Комплексное занятие в старшей группе "Наша любимая комната"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

1. Закрепить знания детей о повествовательных монологах.

2. Совершенствовать умение составлять подробный, логичный и содержательный рассказ по картине, руководствуясь готовым планом.

3. Воспитывать интерес к составлению повествовательных рассказов.

4. Развивать творческое воображение, умение раскрашивать изображение.

Оборудование: картина, лист бумаги с изображением пирамиды на каждого ребенка, цветные карандаши.

Ход занятия

- Вы уже знаете, что бывают две формы речи. Какие? (Диалог и монолог)

- Что такое диалог? (Разговор между двумя или несколькими лицами называется диалогом)

- Что такое монолог? (Это говорит один, а остальные слушают)

- Какие типы монологических высказываний вы знаете? (Описание, повествование, рассуждение)

- Нам предстоит составить повествовательный рассказ по этой картине.

- Вспомним о последовательности структуры повествовательного рассказа. (У рассказа есть начало, середина и конец)

- В начале рассказывается о главных героях и о событии с которого все началось.

- В средней части разные события сменяют друг друга.

- В конце говорится о том, чем завершилось событие. Все части рассказа подчиняются главной теме.

- Давайте найдем главную тему рассказа? Посмотрите на картину.

- Кто главные герои этой картины? (Мальчик и девочка; брат и сестра)

- Придумайте им имена. (Ваня и Катя)

- Что делают они за столом? (Рисуют)

- А вы любите рисовать?

- Что нужно для рисования?

- Как вы думаете, какую сказку ребята любят больше всего?

- Почему вы так думаете?

- В какие игрушки любит играть Катя?

- В какие игрушки играет Ваня?

- Это, дети, середина рассказа. Придумаем конец.

- Что будет после того, как дети поиграют в игрушки? (Они уберут игрушки на место)

- Скучно ли им в детской комнате? (Нет)

- Рассказ готов. Осталось его озаглавить. Название рассказа отражает главную тему. (“Детская комната”, “ Любимая комната”)

- Назовем наш рассказ: “Наша любимая комната”. Послушайте его.

У Кати и Вани есть своя комната. Она просторная, уютная и светлая. Там большое окно с красивыми занавесками. На подоконнике цветы. Рядом с окном-детский столик. За этим столом Катя и Ваня рисуют. По середине комнаты расстелен большой ковер. Дети на нем играют. Ваня любит играть с машинками и строить дома из кубиков. Катя играет с куклами и мягкими игрушками. После игры Катя и Ваня убирают игрушки на место. В комнате всегда порядок. Там никогда не бывает скучно.

- Вот какой рассказ у нас получился.

- Ксюша, расскажи нам начало рассказа.

- Кристина, продолжи рассказ.

- Никита, расскажи конец.

- Молодцы, хорошо рассказали. А кто попробует рассказать его полностью, от начала и до конца? (Вызываю 2-3 детей, при затруднении задаю наводящие вопросы)

- Мы составили с вами рассказ-повествование по картине.

Физкульт минутка.

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям – физкульт-привет!

II часть

- Дети, посмотрите на картину. Видите какая она красочная, яркая. Вот только пирамидка стоит нераскрашенная, поэтому в нее и не играют Катя с Ваней.

У вас на столах лежат нарисованные пирамидки, давайте раскрасим их в самые яркие цвета. Постарайтесь, чтобы все кольца у пирамидок были разного цвета. Тогда и Катя с Ваней захотят в них играть. Приступайте к выполнению задания.

- Вы сегодня хорошо потрудились. Закрепили, что в повествовательных рассказах есть что? (Начало, середина и конец). Составили рассказ, красиво раскрасили пирамидки для Кати и Вани. Молодцы!

Литература: Ю.К. Школьник “Развитие речи” (наглядное пособие). Москва. Эксмо. 2002 год.