Урок окружающего мира "Органы чувств". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели: дать представление об органах чувств человека, воспитывать бережное отношение к собственному здоровью, развивать эмпатию.

Оборудование:

  • ИКТ презентация к уроку “Органы чувств”.
  • Предметы: мех, наждачная бумага, апельсин, духи, печенье.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Кто-то из детей выходит к доске. Ему завязывают глаза, затем молча подводят к нему другого одноклассника. Первый должен угадать, кто перед ним, не разговаривая с ним. Можно повторить эту ситуацию несколько раз.

Учитель: Молодец! Внимательный человек! Я рада, что вы уже так хорошо знаете и чувствуете друг друга. Сегодня мы будем говорить об органах чувств человека.

III. Знакомство с новым материалом.

– Как ребята сейчас угадывали друг друга? Что им помогло?

Дети: Наощупь. С помощью рук. Кожи.

Учитель: Что еще можно почувствовать с помощью кожи, кожей?

Дети: Гладкая поверхность или шершавая, холодно или жарко, большая или маленькая вещь, круглый предмет или угловатый…

Учитель: Такая способность – чувствовать, воспринимать предметы, окружающий мир кожей – называется осязание.

Слайд 1

кожа – орган осязания

Орган осязания – кожа. Кожа – один из органов чувств человека. У нас есть и другие органы чувств, с помощью которых мы познаем мир. Назовите их.

Дети: Глаза, уши…

Учитель: Что вы можете с помощью этих органов чувств?

Дети: Слышать, видеть, чувствовать запахи, вкус, размеры…

Учитель: Давайте поиграем. Закроем уши ладошками так, чтобы ничего не слышать. (Изображает разговор по телефону или что-то аналогичное по смыслу, дает детям знак открыть уши).

– Что я сейчас делала? Как вы об этом узнали?

Дети: Мы увидели.

Учитель: А что нам помогает увидеть?

Дети: Глаза.

Слайд 2

глаза – орган зрения

IV. Физкультминутка.

А как вы считаете, нужно ли беречь свои глаза? Сейчас мы выполним несколько упражнений для глаз.

Гимнастика для глаз может принести пользу только при условии ежедневного ее выполнения через каждые два часа зрительной работы.

Упражнение 1 (сидя)

  1. Крепко закрыть глаза на 3-5 сек.
  2. Открыть глаза на 3-5 сек (делать 6-8 раз).

Упражнение 2 (сидя)

  1. Быстрое моргание 1-2 мин.

Упражнение 3 (стоя)

  1. Смотреть прямо вдаль 2-3 сек.
  2. Поставить палец по средней линии лица на расстоянии 25–30 см, направить взгляд на палец на 3–5 сек (действие лечебное).

Упражнение 4 (стоя)

  1. Закрыть веки.
  2. Массировать глаза круговыми движениями в течение 1 мин (расслабляет мышцы, улучшает кровообращение).

Учитель: Теперь закройте как следует глаза. Расскажите, что происходит на улице? В коридоре? В классе? (Дети рассказывают).

– Откроем глаза.

– Как вы об этом узнали?

Дети: Услышали.

Учитель: А что помогло услышать?

Дети: Уши.

Слайд 3

уши – орган слуха

Учитель: А теперь закройте глаза и уши. Скажите, что я делаю? (чистит апельсин или брызгает духами). Как вы об этом узнали?

Дети: Мы почувствовали носом.

Слайд 4

нос – орган обоняния

Учитель: У меня на тарелке перемешаны сладкое и соленое печенье. Как мне узнать, какое из них надо есть с чаем?

Дети: Надо взять в рот, прикоснуться языком, почувствовать на вкус. Поможет язык.

Слайд 5

язык – орган вкуса

Учитель: Посмотрите на таблицу и скажите, о каких органах чувств мы говорили.

Слайд 6

органы чувств

  • кожа – орган осязания
  • глаза – орган зрения
  • уши - орган слуха
  • нос – орган обоняния
  • язык – орган вкуса

V. Закрепление изученного.

Учитель: Глаза и уши – органы чувств человека. А где они находятся? А где находятся другие органы чувств?

– Посмотрим в словаре, как толкуется слово лицо (обсуждение с детьми многозначности слова)…

– Но ведь органы чувств есть и у животных, они у них даже лучше развиты.

Дети вспоминают о необыкновенно остром нюхе собаки, зрении орла, слухе кошки, о летучих мышах, которые ориентируются с помощью высокочувствительной кожи, и т.д.

Учитель: Все верно. Но, может быть, в таком случае человек беспомощнее животного?

Дети в беседе находят, в чем возможности человека шире, чем у животного: делает приборы, которые компенсируют недостаточную остроту зрения (бинокли, микроскоп), несовершенство осязания (термометр), специальные приборы «нюхают» воздух на производстве ( противопожарный датчик в школе и других учреждениях).

VI. Практическая работа.

В рабочей тетради на с. 22 выполнить задание №1. ( Помочь человечку почувствовать, что перед ним находится. Дорисовать те органы чувств, которые ему для этого понадобятся).

VII. Итог урока.

Что нового узнали о себе, о своем организме? Какие полезные сведения получили? Чему удивились, что было необычным?

Выслушиваются ответы детей.