Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. 5-й класс

Разделы: Преподавание русского языка


Цели урока:

  1. Развивать умение находить однородные члены, обобщающие слова при однородных членах.
  2. Вырабатывать навык грамотного объяснения постановки знаков препинания при однородных членах предложения, в том числе с обобщающими словами.
  3. Совершенствовать навык использования однородных членов в предложениях.
  4. Соблюдать интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами.
  5. Проявить больший интерес к произведениям С. Я. Маршака.

Оборудование.

  • иллюстрации с зимним пейзажем;
  • схемы предложений с однородными членами.

Дидактический материал: портрет детского писателя С. Я. Маршака.

Эпиграф:

Нельзя, чтобы тот себя письмом прославил,
Кто грамматических не знает правил.
А. П. Сумароков.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Орфографический диктант «Проверь себя».

Задание.

Записать проверочные слова к диктуемым учителем словам. Орфограмма «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.»

Учитель диктует:   Учащиеся пишут:
  1. Отвечать.
  2. Бодрить.
  3. Гостить.
  4. Завязать.
  5. Торговать.
  6. Вычислять.
  7. Дальнейший.
  8. Удивление.
  9. Похвала.
  10. Властелин.
 
  1. Ответ.
  2. Бодрый.
  3. Гость.
  4. Вяжет.
  5. Торг.
  6. Числа.
  7. Даль.
  8. Диво.
  9. Хвалит.
  10. Власть.

III. Работа в парах.

(Один ученик задаёт вопрос, другой ученик отвечает.)

Учащиеся получают карточки с вопросами, охватывающими теоретический материал нескольких тем: « Признаки однородных членов предложения», «Знаки препинания в предложениях с однородными членами», «Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах».

Примерные вопросы:

  1. Каковы отличительные признаки однородных членов предложения?
  2. Какие члены предложения могут быть однородными?
  3. Какие слова называются обобщающими словами при однородных членах?
  4. Какие союзы могут соединять однородные члены?
  5. Когда между однородными членами предложения запятая ставится?
  6. Когда между однородными членами предложения запятая не ставится?
  7. Как расставить знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах?

В процессе повторения материала на доске рисуются схемы предложений с однородными членами (можно схемы на карточках приготовить заранее).

[O и О].   [О, а О].
[О да = и О].   [О, но О].
[О и О, О и О].   [О, да = но О].
[О, О и О].   [О: О, О, О].
[и О, и О, и О].   [О, О, О - О].
[О, и О, и О].    

IV. Работа с дидактическим материалом.

Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами. Совершенствуем умение применять теоретические знания. В качестве дидактического материала используются строчки из стихотворений С.Я.Маршака. Это позволяет активизировать знания учащихся по литературе и проявить больший интерес к произведениям С. Я. Маршака.

Задание:

  1. Прочитать предложение.
  2. Назвать стихотворение С. Я. Маршака.
  3. Подчеркнуть однородные члены.
  4. Надписать часть речи, которой выражены однородные члены.
  5. Расставить знаки препинания, опираясь на записанные ранее схемы (знаки препинания в предложениях не расставлены).

Дидактический материал.

1. «Все троллейбусы трамваи
Гонит в парки Угомон». («Угомон».)

2. «Зайцы соболи и белки
Бьют в литавры и тарелки». («В цирке».)

3. «На доске и в тетради
Школьники строят слова». («Урок родного языка».)

4. «Он вас, бедных, пожалеет
И подчистит и подклеит
И обрежет и сольёт
И оденет в переплёт». («В библиотеке».)

5. «Я вам семечко найду
На дворе или в саду». («Кто колечко найдёт?»)

6. «Гайки гвозди старый кран
Брякают в кармане». («Большой карман».)

7. «Молоко прошло насквозь
Просочилось пролилось». («Большой карман».)

8. «Стала свинка хрипло хрюкать
Непослушного баюкать». («Про глупого мышонка».)

9. «Он опять поспал немножко
И опять взглянул в окошко
Увидал большой вокзал
Удивился и сказал». («Вот какой рассеянный».)

10. «Не обходится без нас
Ни диктовка ни рассказ». («Знаки препинания».)

V. Работа с текстом.

Знаки препинания в предложениях не расставлены. Варианты однородных членов предложения выделены курсивом.

Задание:

  1. На месте пропусков поставить подходящие по смыслу однородные члены предложения.
  2. Определить, какие это члены предложения, подчеркнуть их.
  3. Надписать часть речи, которой выражены однородные члены.
  4. Расставить знаки препинания.
  5. Прочитать полученный текст.
  6. Какова тема текста?
  7. Какова основная мысль текста? Озаглавьте текст.

Текст.

Ранней зимой в парках и в лесу установилась тишина. С пасмурного неба падают одинокие и редкие снежинки. На ладонях они превращаются в чистые капли воды смерзаются. В лесу остались зимовать птицы синицы и дятлы сороки и воробьи. Редкие грозди красной рябины напоминают о лете и об осени.

VI. Занимательная задачка.

Предложения записаны на заранее подготовленных карточках 1, 2.

Задание:

  1. Выразительно прочитать предложение.
  2. Определить, в чём отличие данных предложений.
  3. Подчеркнуть однородные члены предложения.
  4. Расставить знаки препинания, объяснить особенность постановки знаков препинания в данных предложениях, выбрать соответствующую схему (знаки препинания не расставлены).

Карточка 1.

«Дама сдавала в багаж
Диван чемодан саквояж картину корзину картонку
И маленькую собачонку».