Урок математики в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний.

Программа: «Школа 2100».

Цель: закрепить навыки решения задач в одно действие на сложение и вычитание.

Задачи:

1. Образовательные:

  • обобщить полученные знания о задаче и закрепить навыки решения задач в 1 действие;
  • продолжить формировать умение анализировать арифметические задачи;
  • закрепить изученные вычислительные приемы сложения и вычитания;
  • повторить последовательность чисел в пределах 20.

2. Развивающие:

  • развивать речь учащихся, познавательную активность, умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя;
  • совершенствовать мыслительные операции;
  • развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции;
  • развивать навык самооценки.

3. Воспитательные:

  • воспитывать активности, усидчивости, прилежания в процессе учения;
  • воспитывать уважение к товарищам.

4. Коррекционные задачи:

  • корректировать устную речь учащихся.

5. Здоровье сберегающие:

  • создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для глаз, следить за посадкой детей во время работы за партой.

Оборудование:

  • карточки с числами, схема компонентов задачи, веер цифр;
  • рабочие тетради на печатной основе;
  • смайлики для самооценки компьютер и мультимедийная установка;
  • набор геометрических фигур.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности. Психологический настрой.

Громко прозвенел звонок – начинается урок.
Наши ушки на макушке, глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

2. Сообщение темы и целей урока.

Целью нашего урока будет показать умение решать задачи, примеры, работать самостоятельно и вместе.

3. Индивидуальная работа.

У доски работают 4 человека, 4-ый ученик «заселяет» числами «домик» (состав числа 9). Используется модель «Засели домик».

□ – 1 = 8   10 – □ = 8   7 – □ = 7
□ + 1 = 3   □ – 2 = 6   □ + 0 = 3
5 + □ = 6   □ – 2 = 7   4 – □ > 0
7 + □ = 8   7 + □ = 9   □ – 0 = 5

4. Устный счёт.

Разгадывание ребусов:

  • 100 Л.
  • ПРО 100 Р.
  • ВИ 3 НА.

Чтение слов на обратной стороне карточек (стол, простор, витрина).

Задачи в стихах (дети сигналят ответы веером).

Белка с рынка возвращалась и с лисою повстречалась.
Что ты, белочка несёшь? Задала лиса вопрос.
Я несу своим детишкам 2 ореха и 3 шишки.
Ты, лиса, мне подскажи, сколько будет 2+3?

Мы ходили на базар, выбирали там товар:
3 морковки, 2 петрушки, тыква, свёкла, сельдерей.
Сколько будет овощей?

Вот задумал ёж друзей пригласить на юбилей.
Пригласил 2 медвежат, 3 зайчат и 5 бельчат.
Посчитайте поскорей, сколько у ежа друзей?

Вот 8 зайчат по дорожке идут.
За ними вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится в школу зайчишек зимой? (10)

Все ли здесь цыплятки – детки,
надо сосчитать наседке:
6 – на грядках, 3 – во ржи.
Сколько их всего, скажи? (9)

5 ворон на крышу сели,
2 ещё к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
сколько всех их прилетело? (7)

Дети получают поощрительные призы, кто не ошибся.

5. Арифметический диктант.

Записывают ответы в тетрадь, а один ученик на доске.

  • Первое слагаемое – 8, второе – 1. Чему равна сумма? (9)
  • Уменьшаемое – 10, вычитаемое – 2. Чему равна разность? (8)
  • 5 уменьшить на 3. (2)
  • 1 увеличить на 3. (4)
  • Из 6 вычесть 6. (0)
  • На сколько 3 меньше 6? (На 3)
  • Чему равна разность чисел 9 и 4? (5)
  • Чему равна сумма чисел 3 и 4? (7)

Проверка диктанта.

- А теперь расположите ответы в порядке возрастания. (0, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9)

- Назовите самую маленькую цифру. (0)

- Назовите самую большую цифру. (9)

- Какие цифры пропущены? (1, 6)

6. Физкультурная минутка под музыку.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили –
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли,
И от стужи сберегли.
Налетел ветерок
И умчался весь снежок.

7. Повторение знаний составных частей задачи.

На наборном полотне уже расположены части задачи в неверном порядке, (вопрос, ответ, решение) , дети читают и располагают в нужном порядке.

Используются карточки – опоры для обозначения частей задачи.

8. Работа над задачей.

Составить задачу по краткой записи:

Было – 6 синиц.

Стало –10 синиц.

- О чём мы можем спросить в этой задаче? (Сколько синиц прилетело?)

Ведётся анализ задачи (по очереди дети говорят, о чём задача, называют её составные части, в тетради и на доске записывают решение и ответ).

- Из каких частей состоит задача? (Условие, вопрос, решение, ответ.)

- Как вы можете записать условие задачи кратко?

Было   Прилетели   Стало
6 с.   ? с.   10 с.

- Назовите целую часть в данной задаче? (Это число – 10.)

- Назовите части в задаче? (Это неизвестная часть и число – 6.)

- Как найти часть числа?

- Какой компонент в задаче неизвестен? (Слагаемое.)

- Как найти неизвестное слагаемое?

(Решение записывает на доске ученик, ответ – учитель.)

Попробуем составить обратную задачу, используя найденный ответ в условии.

На ветке сидели 6 синиц. К ним прилетели ещё 4 синицы. Сколько синиц стало на ветке?

Проводится анализ задачи. Затем дети записывают только решение (самостоятельно).

Дети меняются тетрадями. Проверяют. Кто все правильно решил? А кто сделал ошибки? Что вы пожелаете, посоветуете тем, кто сделал ошибки?

9. Физкультурная минутка.

Глазки видят всё вокруг, обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано, где окно, а где кино.
Обведу я ими круг, погляжу на мир вокруг.

10. Работа с геометрическим материалом.

Работа в группах.

На доске геометрические фигуры; 2 треугольника, четырёхугольник, 3 круга, квадрат (разного цвета).

Вопрос. Что вы видите на доске?

Задание. Разделить их на 2 группы.

- Как это можно сделать? (По цвету, по форме.)

Вопрос:

  • Сколько здесь фигур? Какие?
  • Сколько четырехугольников? Каким он стоит по счёту? Покажите квадрат. Что это за геометрическая фигура? (Прямоугольник с равными сторонами.)
  • Сколько треугольников? На каком месте он расположен?
  • Сколько кругов? Все ли они одинаковые по размеру?

Задание. Ещё раз внимательно посмотрите на фигуры.

Из конверта достаньте такие же и положите их в том порядке, в котором они находятся на доске (на столах конверты с геометрическими фигурами, дети выкладывают на столах в том порядке, как и на доске).

11. Рефлексия. Подведение итогов урока.

  • Что мы сегодня делали на уроке?
  • Мы слушали? Да.
  • Мы решали примеры? Да.
  • Мы говорили? Да.
  • Мы решали задачи? Да.
  • Мы писали? Да.
  • Что понравилось на уроке?
  • Со всеми заданиями справились?

У вас на столе лежат смайлики. Возьмите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению.

Веселый – урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.

Простой – настроение хорошее, но задания были такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился.

Грустный – задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!

Молодцы, дети! Вы очень хорошо работали. Любите математику, ведь математика – царица всех наук, и тот, кто занимается ею, сможет не только считать и решать задачи, но и станет находчивым, сообразительным, научиться логически, мыслить и находить выход из любой ситуации.

Результаты урока.

В результате сотрудничества учащихся и учителя стало возможным открытие нового способа решения задач на нахождение неизвестного слагаемого. В форме групповой и индивидуальной работы проводится анализ условий и конкретно-практических задач. Дети отвечают на вопросы: какую учебную задачу решали, что получилось, не получилось. Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий, оценивают деятельность на уроке. В завершении учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели последующей работы.