Краеведение на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Вариант № 1

Часть 1

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Выполняя это задание, учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объем изложения – не менее 90 слов.

Текст для прослушивания.

Вот пишут: малая родина… Но что это такое? Где ее границы? Откуда и докуда она простирается? Как исчислить, измерить, обсказать?

По-моему, малая родина – это окоем нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствованная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа, где эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от охватившего счастья быть на земле. И где впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение.

…Тихая деревенская улица, отчий дом в ее ряду под неохватной ивой. Тесный магазинчик на выгоне, маняще пропахший мятными пряниками, ременной сбруей и бочковой селедкой, неприхотливая семилетняя школа под светлой сенью берез, куда еще только предстояло ходить первоклашкой, обветшалая церковь с погостом, где в зачащенной сирени едва видны дерновые надгробья прежних жителей, уже отбывших свое…

А за околицей – машинный двор, куда всегда тянет пробраться, тайком посидеть в кабине трактора, потрогать рычаги, блаженно повдыхать еще теплый запах наработавшегося мотора.

А дальше – сбегающий по склону артельный сад, еще дышащий сушью знойного дня, разогретой вишневой смолкой, которую можно жевать, и уже налившимися яблоками, мерцающими багряным лоском в обвядшей куще листвы.

Ну, а внизу, за садом, - луговая вольница, травяной ветерок, медвяная цветь подмаренника, тугой перегуд шмелей и…дремотный звон овсянок. И, наконец, речушка – петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки и калину.

Разумеется, у каждого человека – своя малая родина, и ее приметы тоже разные.

Но такого невеликого окоемного обиталища вдосталь хватает всем, чтобы за Божий день набегаться и навпечатляться до предела сил, когда за вечерней кружкой молока начнет безвольно клониться опаленная солнцем и вытрепанная ветром неуемная головушка, и мать подхватит исцарапанное, исклеванное паутинами, пахнущее рогозом и тиной обмякшее чадо и понесет к постели, как с поля боя уносит павшего сестра милосердия.

Малая родина – это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения…

(Е.И. Носов)

Часть 2

Прочитайте текст и выполните тестовые задания к нему.

Травный ветер

(1) В послевоенную неустроенную пору откололась от родной деревни тетушка моя Валентина. (2) Не выдержала молодая девка лебеды, завербовалась, куда глаза глядят, и завез ее радетель-оргнабор аж в озерно-скальную Карелию. (3) Там она заделалась заправским подрывником, нажила семью и до самой пенсии и в снег и в дождь прочертоломила в каменном карьере. (4) Ходила она в заклеклой брезентовой робе, железной каске поверх платка и с милицейским свистком на шее, дабы никто не угодил под тротиловую шашку. (5) Ушла на заслуженный вся простуженная, держась за негнущуюся поясницу, охая и шутейно припевая: “Долго будет Карелия сниться…” (6) И лишь тогда только, наконец, вырвалась на родину – через тридцать шесть лет!

(7) Ну, конечно, воды за это время утекло много. (8) Приехала в прежнюю свою деревню сама никем не узнаваемая, ничего и никого не узнавая: все переменилось, перестроилось, ни одного знакомого дома на деревне, ни одного знакомого лица… (9) Собаки – и те все другие. (10) Глядит вокруг тетка Валентина, волнуется, силится что-то вспомнить, вздыхает горестно, и слезы непроизвольно катятся по ее заветренному широкому лицу, капают за тучную пазуху.

(11) – Ох, девки милые! – всплескивает она руками. (12) – Хорошо-то у вас как! (13) И все скопом живете, на прежнем месте. (14) А вот я, сорока, куда залетела… (15) Да чего теперь, жизнь прошла-пробежала. (16) Там у меня дом, внуки, корова теперь рогами в дверь тычется, хозяйку ждет. (17) А все ж душа моя напополам разрывается. (18) Тут-то мне все роднее. (19) Вон и небушко без хмари, и ветер наш, травный, покосный. (20) Чуете? (21) Живой чабрец?22) Она шумно, глубоко вздыхает, ловит распахнутым ртом, всей грудью полуденный ветер и, не вытирая слез, говорит:

(23) – Вот полечу обратно, теперь, видать, уж насовсем. (24) Не свидимся больше. (25) Ничегошеньки мне не дарите на прощанье, ничего мне не надо, все у меня есть: шмутки, полированная скарбота… (26) Только дайте набрать землицы! (27) Хоть горсточку, хоть щепоточку. (28) Я ж по ней бегала босой да несмышленой. (29) А теперь и мама наша под ней лежит… (30) Повезу с собой жменьку – хоть когда прикоснусь, понюхаю. (31) А не то в слабую минутку потужу-погорюю, что так у меня нескладно получилось.

(Е.И. Носов)

К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

А1. Какое из высказываний не соответствует содержанию текста?

  1. Любовь к малой родине – неотъемлемая часть души.
  2. Тоска по родным местам привела тётку Валентину на её малую родину.
  3. Воспоминания о детстве привели тётку Валентину в родную деревню.
  4. Одиночество тетки Валентины – причина её приезда в родные места.

А2. Как характеризует тетку Валентину информация, заключенная в предложениях 11–21?

  1. Тетка Валентина завидует односельчанам.
  2. Героиня сожалеет о прожитых годах.
  3. Тетка Валентина радуется встрече с малой родиной.
  4. Героиня думает вернуться в родные места.

А3. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: “Почему автор называет героиню Валентиной, а не Валя, Валюша?”

Такая форма говорит…

  1. О пренебрежительном отношении автора к героине.
  2. Об уважении к героине.
  3. О жалости по отношению к героине за то, что “откололась” от родной деревни.
  4. О значительной разнице в возрасте автора и героини.

А4. Какой (-ие) стиль и тип (-ы) речи используется (-ются) в тексте?

  1. Разговорный стиль, рассуждение с элементами повествования.
  2. Художественный стиль, повествование с элементами описания и рассуждения.
  3. Публицистический стиль, рассуждение.
  4. Художественный стиль, описание с элементами рассуждения.

А5. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью указательного слова?

  1. № 7.
  2. № 3.
  3. № 27.
  4. № 11.

А6. Какое значение имеет слово СКОПОМ в предложении № 13?

  1. В одной деревне, на одном месте.
  2. Совместно.
  3. Мирно, счастливо.
  4. На одной улице.

А7. В каком слове все согласные звонкие?

  1. Слабую (№ 31).
  2. Бегала (№ 28).
  3. Вздыхает (№ 22).
  4. Видать (№ 24).

Задания В1–В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. Замените слово ПРОЧЕРТОЛОМИЛА из предложения 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 19–21 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В3. Из предложений 21–23 выпишите слово (а), в котором правописание приставки зависит от глухости / звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

В4. Какой способ образования слова НЕПРОИЗВОЛЬНО (№ 10).

В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Глядит вокруг тетка Валентина, (1) волнуется, (2) силится что-то вспомнить, (3) вздыхает горестно, (4) и слезы непроизвольно катятся по ее заветренному широкому лицу, (5) капают за тучную пазуху.

В6. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

И лишь тогда только, (1) наконец, (2) вырвалась на родину – через тридцать шесть лет!

Ну, (3), конечно, (4) воды за это время утекло много.

…Ох, (5) девки милые! – всплескивает она руками

В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Ходила она в заклеклой брезентовой робе, (1) железной каске поверх платка и с милицейским свистком на шее, (2) дабы никто не угодил под тротиловую шашку. Ушла на заслуженный вся простуженная, (3) держась за негнущуюся поясницу, (4) охая и шутейно припевая…

В8. Замените словосочетание БРЕЗЕНТОВАЯ РОБА (№ 4), построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения № 30.

В10. Среди предложений 21–31 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В11. Укажите количество грамматических основ в предложении № 30.

В12. Среди предложений 11–14 найдите предложение с приложением. Напишите номер этого предложения.

В13. Среди предложений 2–5 найдите сложное с разными видами связи. Напишите номер этого предложения.

В14. Среди предложений 8–12 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий С1 или С2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С1 или С2.

С1. Напишите сочинение-рассуждение “Зачем нужна орфография?”

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте еще раз текст Е.И. Носова.

Найдите и приведите два примера из прочитанного текста, которые являются иллюстрацией к разным разделам орфографии.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

С2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последних фраз тетки Валентины: “Повезу с собой жменьку – хоть когда прикоснусь, понюхаю. А не то в слабую минутку потужу – погорюю, что так у меня нескладно”.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Вариант № 2

Часть 1

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Выполняя это задание, учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объем изложения – не менее 90 слов.

Текст для прослушивания.

Руки-невидимки

С некоторых пор я стал учить свою дочурку цветы рвать… глазами…И не только на городских газонах, но и в поле, в лесу…Что-то противилось во мне к бездумным букетам. Сорванный цветок, пойманные бабочки, спрятанная в клетку птица становятся вещью твоей мимолетной… А мы, даже самые чуткие из нас, не всегда в ладах с равноправием… то к вещам небрежением грешим, то вдруг в рабство их попадаем…

Приходится с грустью наблюдать порой, как из собаки – этого извечного друга человеческого – то игрушку, то идола делают…

Но как это малышке объяснишь? Она тут же резонно замечает:

– Но у глаз же рук нету! – И подсказывает мне ход… И я терпеливо нашептываю ей сказку о том, что у глаз самые быстрые, самые длинные, самые добрые руки-невидимки… “Вот посмотри – щеглята прыгают по тропке… Даже мои руки не догонят, не достанут их… А ты своими глазами, как пальчиками, можешь потрогать каждое пятнышко цветное…”

Дочка прислушивается. Самая невероятная сказка ей понятнее строгих родительских запретов и назиданий. Вступает в игру и почти соглашается, что глазами “рвать и ловить” интереснее… Дотянулся взглядом к знакомой ромашке, осмотрел ее, открыл для себя в цветке “семечки как у подсолнуха”, порадовался: и с собой взял больше, чем цветок, и другим оставил…

Но через некоторое время дочка протягивает мне букетик колокольчиков и, поняв мой осуждающий взгляд, смущенно оправдывается: “Но они ж такие красивые…”

Я не ворчу на нее за это маленькое разочарование, потому что знаю, как долго и трудно зреет разумное семя. И рассказываю ей новую сказку о жизни.

(В. Детков)

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста.

(1) В конце апреля в еще голом, сквозном лесу, на возвышенных прогретых местах сквозь желтую подстилку пробивается сон-трава. (2) На нежных опушенных стеблях, как бы еще не окрепших от перворождения, поникше дремлют крупные сине-фиолетовые цветы. (3) Об эту пору растеньице еще без единого листочка: просто стебель и на нем цветок. (4) Сон-трава так и зимовала под снегом, под опавшими древесными листьями с готовым бутоном, с тем, чтобы, пока вокруг еще нет ни одной травинки, первой пробиться к солнцу, поскорее развернуть бутон и понежиться, подремать в ласковых вешних лучах. (5) Ничего подобного этой яркой, праздничной сини нет во всем пока еще не прибранном, буро-жухлом лесу, и потому так радостно изумишься, когда еще издали, за много шагов, увидишь это диво весны.

(6) Рвать цветок нельзя. (7) Он и сам по себе трепетно-нежный, неприкасаемый и даже под бодрящим апрельским солнцем не в силах приподнять дремотно опушенной головы. (8) Если же его сорвать, то он тут же безвольно поникнет и уснет навсегда… (9) Оттого и назван так – сон-трава.

(10) Но вот все-таки рвут многочисленные посетители вешнего леса! (11) Рвут и вскоре бросают. (12) Бросают из-за этой неприкасаемости растения, стало быть, из-за его бесполезности и ненужности. (13) Бывает, в воскресный день все лесные тропки, ведущие к электричке, усыпаны завядшими и растоптанными цветами.

(14) А ведь с меркантильной меркой (полезное – бесполезное) мы относимся не только к природе. (15) Это потребительство ныне распространилось и на общение с человеком. (16) Прежде всего прикидывают: что от этого можно иметь? (17) Нужный человек или ненужный? (18) Можно извлечь из него что-либо для карьеры, “для дома, для семьи”? (19) Или хотя бы для гаража?..

(20) Больше того, так стали выбирать себе жениха или невесту…

(21) Рвут и вскоре бросают. (22) Рвут и бросают…

(23) А ведь бабушка моя говаривала: смотри, радуйся и не тащи в рот…

(Е. Носов)

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

А-1. Какое из утверждений не соответствует мысли автора?

  1. Цветы рвать нельзя.
  2. Люди с меркантильной меркой относятся и к природе и друг к другу.
  3. Современный человек не бережет природу.
  4. Растение названо сон-трава, потому что сине-фиолетовые цветы всегда дремлют на нем.

А-2. В каком предложении автор формулирует главную мысль?

  1. № 6.
  2. № 15.
  3. № 5.
  4. № 10.

А-3. Какие средства использованы для связи предложений №10 и №11?

  1. Лексический повтор.
  2. Личное местоимение.
  3. Вводное слово.
  4. Контекстуальные синонимы.

А-4. Какой тип речи преобладает в миниатюре Е.И. Носова?

  1. Повествование.
  2. Описание с элементами рассуждения
  3. Повествование с элементами описания.
  4. Описание.

А-5. Какое средство выразительности неверно проиллюстрировано примером из текста?

  1. Дремлют цветы – олицетворение.
  2. Диво весны – метафора.
  3. Нужный человек или ненужный? – риторический вопрос.
  4. Завядшие цветы – эпитет.

А-6. В каком из слов букв меньше чем звуков?

  1. Бросают (№ 12).
  2. Подобного (№ 5).
  3. Выбирать (№ 20).
  4. Пробиться (№ 4).

А-7. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

  1. Тропки усыпаны цветами (№ 13).
  2. Смотри, радуйся и не тащи (№ 23).
  3. Рвать цветок нельзя (№ 6).
  4. Пробивается трава (№ 1).

А-8. Укажите правильную морфологическую характеристику слова УСЫПАНЫ (№ 13).

  1. Прилагательное.
  2. Деепричастие.
  3. Глагол в прошедшем времени.
  4. Страдательное причастие.

А-9. Укажите неосложненное предложение.

  1. № 10.
  2. № 2.
  3. № 5.
  4. № 12.

А-10. Какая характеристика предложения № 7 является верной?

  1. Сложносочиненное.
  2. Простое.
  3. Сложноподчиненное.
  4. Сложное бессоюзное.

А-11. Какую синтаксическую роль выполняет слово ВСЕ (тропки) в предложении № 13?

  1. Подлежащее.
  2. Определение.
  3. Обстоятельство.
  4. Дополнение.

А-12. В каком предложении текста не использовано олицетворение?

  1. № 13.
  2. № 4.
  3. № 8.
  4. № 2.

В-1 .Из предложения № 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.

В-2.Какой способ образования слова СИНЕ-ФИОЛЕТОВЫЕ цветы (№ 2)?

В-3. Из предложения № 7 выпишите определительные местоимения.

В-4. Укажите количество грамматических основ в предложении № 8.

В-5. Среди предложений 2–5 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное цели.

В-6. Среди предложений 12–20 найдите такие, в которых есть вводные слова (конструкции). Напишите номера этих предложений.

В-7. Среди предложений 12–14 укажите такое, в котором употребляются контекстуальные синонимы.

В-8. Из предложений № 12–13 выпишите слово (-а) с чередующейся гласной в корне.

Часть 3

С1. Напишите сочинение-рассуждение “Для чего нужны лексические повторы в тексте”.

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте еще раз текст Е.И. Носова.

Найдите и приведите два примера из прочитанного текста, которые являются иллюстрацией к данной теме.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

С2. Напишите сочинение-рассуждение на тему “Влияние природы на внутренний мир человека”.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.