Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Цель урока: повторение классификации СПП с несколькими придаточными, приведение в систему знания по теме.

Задачи урока:

  • систематизировать знания по теме “знаки препинания в СПП с несколькими придаточными”;
  • отработать навык постановки знаков препинания в СПП;
  • проверить степень усвоения материала.

Методические приемы:

  • составление таблицы “З – Х – У”;
  • составление кластера;
  • работа с лингвистическим текстом.

Ход урока

1. ВЫЗОВ.

Списать, расставить знаки препинания.

1. Приеду в Москву скоро но неизвестно когда. (А.Чехов) 2. Уля не сразу сообразила что произошло. (А.Фадеев) 3. Им не было никакого дела слушают ли их и смотрят ли на них люди. (А.Фадеев) 4. Как рассказывал учитель долго слушал у окна я. (А.Плещеев) 5. Конечно хорошо что он с ней венчается а как жить будут кто знает. (М.Горький). 6. Грустно видеть когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты когда перед ним отдергивается розовый флер сквозь который он смотрел на дела и чувства человеческие. (М.Лермонтов).

(Ключи к упражнению)

1. Приеду в Москву скоро, но неизвестно когда. (А.Чехов) 2. Уля не сразу сообразила, что произошло. (А.Фадеев) 3. Им не было никакого дела, слушают ли их и смотрят ли на них люди. (А.Фадеев) 4. Как рассказывал учитель – долго слушал у окна я. (А.Плещеев) 5. Конечно, хорошо что он с ней венчается, а как жить будут – кто знает. (М.Горький). 6. Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты, когда перед ним отдергивается розовый флер, сквозь который он смотрел на дела и чувства человеческие. (М.Лермонтов).

– Назовите, какие виды предложений по строению вы записали?

– Какими знаками препинания отделяется придаточная часть от главной?

– Назовите условия постановки тире в СПП.

– Когда запятая в СПП не ставится?

2. Работа с лингвистическим текстом. (Маркировка на полях: + -“новое”,

V – “знаю”, ? – “вопросы”)

Приложение 1

ОСМЫСЛЕНИЕ. Составление кластеров (по группам)

Защита кластера.

Практическая отработка умений и навыков постановки знаков препинания в СПП.

Осложненное списывание.

Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания, используя схемы. Назовите вид предложений с учётом ведущей связи между их частями.

  1. Мы узнаем что когда берешь грибы лучше их срезать ножом нежели выдирать с корнем потому что грибница разрушается.
  2. Растение живёт и размножается под земле так что если вы увидите стайку ландышей в лесу нужно иметь в виду что вы видите одно растение.
  3. Сходство между цветами дополняется еще и тем что когда солнце уходит надолго или на ночь одуванчики закрывают свои цветы гаснут.
  4. Вот вам три охоты потому что если называть охотой собирание грибов то чем хуже земляника и орехи!
  5. Потом начали разрастаться деревья и кусты которые как редко я их ни сажал через три года перепутались образовали густоту. (В. Солоухин)

РЕФЛЕКСИЯ.

Выполнение тестовых заданий.

Приложение 2

Итог урока. Оценки.

Литература

  1. Баронова М.М. 40 самых необходимых правил орфографии и пунктуации. Тесты, задания и упражнения для подготовки к ЕГЭ. Москва. Астрель. 2010.
  2. Егорова Н.В., Дмитриева Л.П., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русскому языку. Москва. “ВАКО”. 2008.
  3. Текучева И.В. Русский язык. Руководство для подготовки к экзаменам. Москва АСТРЕЛЬ. 2004.