План-программа семинара по совершенствованию педагогической компетенции и профессиональных умений педагогов дошкольных образовательных учреждений

Разделы: Работа с дошкольниками, Администрирование школы


Задачи:

  • Способствовать совершенствованию у педагогов аналитических, коммуникативных, интерпретационных, проектированных, прогностических и других педагогических умений и рефлексивных способностей;
  • Формировать представления о путях и средствах совершенствования педагогом своего мастерства.
  • Помогать проявлению навыков эффективного взаимодействия с другими людьми;
  • Совершенствовать умения применять отношения творческого сотрудничества, как с детьми, так и с коллегами по работе;
  • Готовить педагогов к работе в инновационном или экспериментальном режиме

Тематика семинарских занятий

1. Какой педагог нам нужен? (дискуссия)

2. О слагаемых профессиональной компетенции (практикум).

3. Составление программы самообразования (практикум).

4. Деловая игра " Занятие школы молодого воспитателя".

5. Деловая игра " Аукцион идей. "Интегрированное занятие в ДОУ".

6. Инновации, нововведения, новшества в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения (дискуссия).

Этапы подготовки педагога к семинарскому занятию:

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ.

Знакомство с рекомендованной литературой.

2. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ.

Выполнение практических заданий.

3. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ.

Участие в семинарском занятии.

4. АНАЛИТИЧЕСКИЙ.

Анализ результатов занятия и самоанализ.

ЗАНЯТИЕ 1.

"Какой педагог нам нужен?" (А.В.Луначарский)

Высказывания для дискуссии.

  • "Каждому учителю надо быть прежде всего добросовестным преподавателем своего учебного предмета" (А.Н. Островский)
  • "Мы можем различать два вида качеств учителя: его научную подготовку и личный учительский талант" (П.Ф.Каптерев)
  • "Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем" (В.А.Сухомлинский)

Вопросы для обсуждения:

1. Педагог дошкольного образовательного учреждения и современные социокультурные условия.

2. Новые требования и новое понимание перечня задач профессиональной деятельности воспитателя.

3. Личностные качества педагога, индивидуальный стиль, педагогическая позиция, творческая направленность, имидж как составляющие облика современного педагога.

Литература.

1. Дейтвис Ф. "Ваш педагогический имидж" М., 1997

2. 3имняя И.А. " Педагогическая психология" М., 1999, ч.3,гл.2.

З. Кан-Калик В.А., Никандров И.Д. "Педагогическое творчество" М.,1990

4. ПоташникМ.М. "Как развивать педагогическое мастерство" М.,1987

ЗАНЯТИЕ 2.

"О слагаемых профессиональной компетенции воспитателя".

Вопросы для обсуждения:

1. Профессиональная компетентность как основополагающий фактор профессиональной деятельности воспитателя.

2. Педагогическая культура как явление профессиональной компетентности педагога.

3. Роль педагогического опыта и мастерства в профессиональной компетентности педагога.

4. Личностный рост воспитателя как условие совершенствования профессиональной компетентности.

Литература.

1. Битянова И.Р. "Психология личностного роста" М., 1995

2. Введение в педагогическую культуру (Под ред. Е.В.Бондаревской) Ростов на Дону1995 Практическая часть

1. "Мастерская мастеров"

Представьте педагогический опыт своего сменщика, коллеги. Защитите его методическую систему, выделите линию развития его индивидуального стиля.

2. Коммуникативные функции воспитателя и их проявление в педагогическом общении с детьми.

По видеофрагменту дайте характеристику качествам педагога в общении с детьми на занятии, используя следующую схему:

  • стремление к гибкости в общении;
  • способность к эмпатии;
  • с помощью чего педагог стремится передать личностную окраску;
  • установка на создание позитивных подкреплений;
  • жизнерадостность, эмоциональная уравновешенность;
  • средства невербального поведения педагога.

3. Образ воспитателя.

Напишите мини-сочинение на тему: " Портрет воспитателя детского сада". Защитите написанный вами образ перед коллегами.

ЗАНЯТИЕ 3.

"Составление программы самообразования".

Задание 1.

Познакомьтесь со следующей литературой:

1. Коджаспирова Г.М: " Культура профессионального самообразования педагога" М., 1994

2. Оконь В. " Процесс самообразования //Введение в общую дидактику// М.,1990 с.164-178

3. Данилова В.Л. " Как стать собой" (пособие для самообразования) М.,1994

Задание 2.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Как вы понимаете готовность педагога к самообразованию?
  2. Что для вас является главным в стремлении к личностному росту: внешние обстоятельства или внутренние потребности самосовершенствования?

Заполните карту педагогической оценки и самооценки готовности к самообразованию Коджаспировой Г.М. (Из пособия " Культура профессионального образования педагога" М., 1994.с. 116-119), а затем выполните упражнение "Кто я?"

Упражнение "Кто я?"

Задайте себе вопрос "Кто я?" и запишите ответ, который первым придёт в голову. Сделайте это ещё два раза. Подведите черту под тремя ответами и ответьте ещё столько раз, сколько сможете найти подходящих существительных. Выберите двух людей, мнение которых вам не безразлично. Запишите их характеристики. Совпадут ли ваши и их ответы.

Задание 3.

Изучите квалификационные требования к воспитателю. Определите для себя, над чем вам ещё предстоит работать.

Задание 4.

Используя результаты карты педагогической оценки, упражнения, анализ квалификационных требований, составьте программу своего будущего самообразования по следующей схеме:

Направления профессионального самообразования Задачи самообразования Средства
     

ЗАНЯТИЕ 4.

Деловая игра "Занятие школы молодого воспитателя".

Цель:

  • Совершенствование умения молодых воспитателей вести занятие.
  • Отработка практических приёмов организации деятельности детей дошкольного возраста на конкретном занятии.
  • Совершенствование навыков профессионального поведения.
  • Совершенствование навыков рефлексии.

Задачи:

  • Отработка механизма проведения занятия.
  • Совершенствование умения анализировать свою деятельность.

Участники игры:

Молодые педагоги, воспитатели-наставники, воспитатели и освобождённые специалисты в роли детей дошкольного возраста, заведующая, заместитель заведующей, педагог- психолог, воспитатели высокого уровня в роли "комиссии из отдела образования".

Ролевые обязанности участников игры:

"Молодые педагоги"- проводят подготовленные фрагменты учебных занятий и дают самоанализ своей деятельности.

"Воспитатели-наставники"- организуют работу всех участников,объясняют назначение данного занятия, предлагают формы работы, резюмируют итог деятельности, определяют временные рамки проведения занятия.

"Дети дошкольного возраста"- помогают молодым педагогам в ведении занятия. Дают оценку занятия и самоанализ своей деятельности в образе ребёнка.

"Комиссия отдела образования"- анализирует конспекты и фрагменты предлагаемых занятий.

Правила:

  1. Не выходить за пределы предлагаемой роли, помнить, что " молодые педагоги" ведут занятие с детьми в дошкольном учреждении.
  2. В анализе деятельности опираться на позитивные моменты.
  3. Отстаивать свою точку зрения, помня о правилах ведения диалога.

Подготовка к игре:

  1. Составление конспекта занятия.
  2. Отбор фрагмента для показа.
  3. Подготовка к проведению занятия.
  4. Использование рекомендаций методической литературы.

Оценка деятельности участников игры. Оценивание работы " молодых педагогов" проходит в виде рейтингового конкурса "Кто лучше". Каждому педагогу, показавшему фрагмент занятия, даётся конверт, в который участники кладут квадрат красного или синего цвета. Они означают: красный-проведённое занятие понравилось, синий - занятие проведено посредственно. На доске составляется рейтинговая таблица:

№ п/п Ф.И.О. педагога Количество красных квадратов
    1

Подсчет рейтинговых баллов осуществляют воспитатели- наставники.

ЗАНЯТИЕ 5.

"Составление конспекта и проведение фрагментов интегрированного занятия"

Деловая игра "Аукцион идей". Интегрированное занятие в ДОУ.

Цель:

  • Развивать умения педагогического проектирования,
  • Дать возможность педагогам проявить свою "изобретательскую способность".

Участники игры:

Брокер - ведёт аукцион идей, осуществляет презентацию, объясняет ролевые обязанности игроков.

Продавцы-педагоги, проводящие и представляющие интегрированное занятие, должны убедительно рассказать о преимуществах своего конспекта, материал которого может быть представлен и осуществлён:

  • в виде рекламного объявления;
  • в виде показа фрагмента занятия (в роли детей - взрослые);
  • в виде логического рассказа (не более 3-5 минут) о содержательной стороне интегрированного занятия;
  • представлением на экспертизу покупателям конспекта занятия.

Покупатели-педагоги, анализирующие выступления, при покупке аргументируют свой выбор.

При анализе обращаем внимание:

  • на постановку и выполнение педагогами воспитательно-образовательных задач;
  • на содержание каждого этапа в занятии: организация внимания, организация процесса восприятия, осмысления, обобщения и систематизации;
  • на приёмы активизации деятельности воспитанников;
  • на условия достижения положительного результата;
  • на показатели выполнения учебно-воспитательных задач.

Торги осуществляются по 10-бальной системе. Выигрывает тот продавец, который набрал большее количество голосов с высокой оценкой.

Оборудование: таблички-представления, видеофрагмент интегрированного занятия, который используется в виде рекламного ролика в начале игры.

ЗАНЯТИЕ 6.

"Инновации, нововведения, новшества в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения"

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое педагогическая инноватика и каковы её основные цели.
  2. Инновационный процесс и участие в нём каждого педагога.
  3. Основные аспекты инновационной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения.

Практическое задание.

  • Заполните анкеты (на изучение мнения педагогов о новшествах и нововведениях.)
  • Цель - определение готовности педагогического коллектива к внедрению и разработке нового.

Литература:

1. Ангеловски К. "Учителя и инновации" М.,1991

2. Инновационное обучение: стратегия и практика /Под ред. В.Я.Ляудис/М.,1993

3. Сластенин В.А., Подымова Л.С. "Педагогика: Инновационная деятельность" М..1997

Анкета готовности педагога-экспериментатора к вхождению в экспериментальную деятельность

1. Считаете ли Вы, что удовлетворены своей профессиональной подготовкой к осуществлению педагогического эксперимента, полученной

  • В вузе
  • В системе дополнительного образования
  • При самообразовании

2. Оцените свою профессиональную подготовку к экспериментальной деятельности (по пятибалльной шкале)

  • Уровень теоретических знаний по основам экспериментальной деятельности
  • Владение методикой разработки программ эксперимента
  • Владение методикой проведения эксперимента
  • Владение приемами оценки экспериментальной деятельности
  • Владение способами оформления результатов экспериментальной деятельности

3. Оцените свою профессиональную компетентность в области осуществления различного содержания педагогического эксперимента (подчеркните "да", " нет") и укажите какие именно экспериментальные разработки вам известны

  • в области создания авторских школ
  • обновления и разработки нового содержания образования
  • разработки новых методик и авторских технологий
  • разработки новых подходов к построению учебно-воспитательного процесса на основе возрастной психологии, психологии саморазвития личности, диагностики психологических особенностей личности
  • инновационных моделей учебного заведения
  • современных моделей управления
  • др.

4. Есть ли с Вашей точки зрения, отличия в результатах деятельности педагога-практика и педагога- экспериментатора

  • Различий нет
  • Различий почти нет
  • Различия существенны

5. В чем состоит продукт (результат деятельности педагога-практика и педагога-экспериментатора)

(ответ предоставьте в свободной форме, с обоснованием точки зрения)

6. Проранжируйте факторы, негативно влияющие на запуск и тормозящие успешность разворачивания педагогического эксперимента в детском саду

  • Недостаточное понимание роли и значимости педагогического эксперимента со стороны педагога
  • Низкий социальный статус педагога-экспериментатора, престиж профессии
  • Негативное отношение части педагогического коллектива к экспериментальной деятельности
  • Заниженная оценка педагога
  • Завышенная оценка педагога
  • Недостаточное внимание к экспериментальной деятельности руководителей ДОУ, района, города
  • Слабая материально-техническая база, необходимая для эксперимента
  • Отсутствие продуктивной профессиональной совместной деятельности педагогов и администрации по построению теоретических проектов программ развития детского сада
  • Отсутствие творческих объединений педагогов по решению конкретных проблем практики
  • Нестимулирующие отношения, сложившиеся с администрации ДОУ
  • Невдохновляющие отношения с коллегами по работе

7. Напишите сведения о себе

  • Ф.и.о.
  • Педагогический стаж
  • Квалификационная категория

Анкета для анализа взаимодействия педагогов ДОУ

1. Как часто вы вступаете во взаимодействие с другими педагогами:

а) постоянно

б) по мере необходимости

в) редко

2. По чьей инициативе происходит взаимодействие с другими специалистами:

а) по собственной

б) ребенка

в) администрации

3. Что является основой взаимодействия:

а) внутренняя логика развития ребенка (его потребности)

б) содержание учебного материала

в) форма совместной деятельности (занятие, праздник и т.д.)

4. Как обеспечивается взаимодействие: а) на основе единых планов б) по инициативе другого педагога в) интуитивно (спонтанно)

5. К чему приводит взаимодействие с другими педагогами: а) удовлетворению интересов всех сторон б) удовлетворению интересов детей в) удовлетворению интересов родителей, администрации

6. Каков характер взаимодействия:

а) комплексное влияние на все стороны личности ребенка (достижение результатов сверх поставленных целей совместной деятельности)

б) достижение поставленных целей и задач в) результаты ниже планируемых

7. Основные проблемы во взаимодействии возникают по поводу определения:

а) целей и задач совместной деятельности б) ее технологий (методов, средств, форм) в) ее результатов.

Подсчет очков в баллах:а) - 3, б) - 2, в) - 1 .

Итоговый балл соответствует уровням взаимодействия:

  • 7 - 11 - низкому
  • 12 - 16 - среднему
  • 17 - 21 - высокому

(При составлении анкет использовались рекомендации Майер А.А. из пособия

"Программа развития ДОУ: Построение и реализация. ТЦ - Сфера,2004.)