Социализация учащихся с нарушением слуха через внеурочную деятельность в условиях школы-интерната

Разделы: Администрирование школы


Американский ученый Роберт Мак отметил: «Для того, чтобы просто существовать нормально слышащему ребенку требуется четыре объятия в день, для глухого же – двенадцать». А это значит, каждый педагог должен быть более чутким в 3 раза, более добрым, более терпеливым и внимательным, доступным для детского понимания.

Формирование личности ребенка с нарушениями слуха происходит медленнее, чем слышащего, что связано с определенными трудностями усвоения им социального опыта, опыта осуществления способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально ценностного отношения к действительности. Глухие дети прекрасно осознают свою непохожесть на других, хотя в своем коллективе они на равных, а за пределами школы, их безжалостно ранят любопытные взгляды. Это обусловливает необходимость создания определённых условий, способствующих воспитанию личности, доброжелательно настроенной к окружающим, свободной от комплексов, имеющей активную жизненную позицию, способной самостоятельно решать свои жизненные проблемы. Мы считаем, что социальная забота государства об инвалидах должна заключаться не только в том, чтобы воспитаннику школы-интерната выплачивать ежемесячное пособие или выдавать материальную помощь (такая социальная забота малоэффективна), но и необходимо создать такие условия, при которых воспитанник самостоятельно смог бы решать свои проблемы.

Для многих наших воспитанников первичная социализация проходит в условиях школы-интерната. Именно в стенах школы-интерната закладываются многие важные качества, необходимые для последующей полноценной самостоятельной жизни.

Над проблемой социализации в школе работают специалисты различных направлений: учителя-дефектологи, медицинские работники, психолог, учителя-предметники, классные руководители, воспитатели. Главной задачей при этом является формирование личностных и коллективных ценностных ориентаций, что достигается за счёт расширения пространства общения, создания отношений с постоянным кругом людей, повышения объёма получаемой информации.

Задача последующей адаптации воспитанников решается путём определённого построения учебного материала (в учебных программах усилена практическая направленность обучения, особое внимание уделяется развитию навыков устной коммуникации, как средства общения, чётко прослеживаются межпредметные связи, закладывается систематизация программного материала по каждому предмету, что является наиболее важным для осознанного восприятия учащимися единства и общности многих явлений и понятий).

Допрофессиональная трудовая подготовка, с учётом пожелания детей и родителей, осуществляется в СКПУ-63 по трём направлениям:

  • слесарь-ремонтник ;
  • маляр-штукатур;
  • повар-кондитер.

Особенности современной ситуации требуют от наших выпускников возможности адаптироваться к быстро меняющимся реалиям жизни. Существует несколько условий, во многом предопределяющих успех последующей адаптации. К главным из них относится уровень сформированности у воспитанников практических и социально значимых навыков, которые они приобретают в процессе обучения и воспитания в школе-интернате. В целом эту задачу можно обозначить как формирование жизненной компетентности наших воспитанников. И эта задача гораздо шире, для её решения недостаточно школьного обучения и допрофессиональной трудовой подготовки.

Мы понимаем, что навыки общения (взаимодействие с людьми разных возрастов, представителями различных социальных групп), умение разрешать конфликты, обращаться за помощью к другим, опыт пребывания в различных жизненных ситуациях также являются необходимыми компонентами жизненной компетентности.

Анализируя результаты воспитательной работы, мы видим качественное влияние проблемы глухоты на особенности развития социальных возможностей воспитанников интерната. Следовательно, в повседневной жизни, в повседневных контактах воспитанники не могут получить этот опыт, поэтому нужно создавать особое образовательное пространство для решения обозначенных выше задач.

Необходимо отметить, что на сегодня нет разработанных программ воспитания, обеспечивающих полноценное и всестороннее развитие детей с нарушениями слуха.

Но в системе образования провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам образовательных учреждений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели.

Воспитательная работа в школе включает в себя три взаимозависимых и взаимосвязанных блока:

  • воспитание в процессе обучения;
  • внеурочная деятельность;
  • внешкольная деятельность.

Начиная каждый новый учебный год, мы прежде всего выявляем склонности, интересы, увлечения, способности детей и затем выстраиваем учебно-воспитательную работу, так как без позитивного отношения ребёнка к себе, без уверенности в своих силах невозможно полностью реализовать способности.

За последние десять лет в школе-интернате создана своя система планирования внеурочной деятельности, включающая в себя опорно-четвертные, традиционные дела и деятельность учащихся в разных направлениях:

  • здоровье (навыки ЗОЖ, санитарно-гигиенические нормы);
  • социализация (освоение нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни, расширение сферы общения, развитие межличностных отношений);
  • труд (общественно-полезный труд, экономические знания и др.);
  • учение (интеллектуальное воспитание и развитие);
  • культура (нравственная: общечеловеческие ценности, эстетическая, правовая, культура общения, поведения, внешнего вида);
  • семья (нравственный опыт поведения, уважение к старшим, навыки ведения хозяйства)

Основная задача работы по данным направлениям - включение воспитанников в деятельность, обеспечивающую возможность формирования высших форм сотрудничества, при которых создаются условия для полноценной интеграции в общество слышащих и проявление творческих способностей.

Планируя любое дело, мы стараемся действовать в единстве учебной и внеучебной деятельности, влияя на ребёнка комплексно, привлекая не только, учащихся, но и классных руководителей, воспитателей, учителей-предметников, родителей, педагогов дополнительного образования.

Принятое в школе помесячное планирование обычно заканчивается финальным коллективным творческим делом, в подготовке и проведении которого участвуют буквально все – и дети и взрослые. Важное преимущество школьного творческого дела состоит в том, что в процессе общей работы происходит взаимодействие всех возрастов, интенсивно формируется чувство общности, чувство «мы», состоящие из множества «я».

Важнейшим аспектом воспитательной системы является использование всех позитивных возможностей для развития личности, которое представляет наш город. С первого класса мы проводим пешие прогулки-экскурсии по городу, вернувшись с которых, дети с удовольствием рисуют увиденное. Все классы посещают музеи и выставки. Всё это помогает в воспитании горожанина, знающего, любящего свой Нижнекамск и заботящегося о нём и пополнить представления детей об окружающем мире, о родном городе.

Очень важным звеном внеклассной работы являются детские праздники, которые в школе традиционно устраиваются в конце каждой четверти. К праздникам дети готовятся с удовольствием, с гордостью приглашают на них родных и знакомых, очень ждут их приближения. Переоценить воспитательное значение этих событий в школьной жизни невозможно.

Надо отметить, что приобщение всех детей к искусству, прежде всего концертно-театральной деятельности, является важным звеном в воспитательной системе нашей школы. Мы считаем, участие в подготовке и проведении праздников важно для полноценного нравственного воспитания детей с нарушениями слуха, приобщения их к культуре, социальной адаптации в целом. Кроме того, концерт (театральное представление) является основной и конечной формой творческой самореализации учащихся. В совместной деятельности у детей развивается чувство общности, что способствует формированию активной жизненной позиции.

В школе существует традиция организации театрализованных представлений, которые проводятся силами как отдельных групп учеников, так и учеников совместно с учителями. Представления, в которых участвуют и воспитанники, и учителя, имеют значение для создания общей творческой атмосферы, которая является важнейшим условием воспитательной деятельности и способствует установлению доверительных отношений между взрослыми и детьми. В таких мероприятиях, как правило, принимают участие воспитанники разных классов, что позволяет воспитать навык создания временных творческих коллективов. Таким образом, в течение года в подобных мероприятиях принимает посильное участие практически каждый школьник и каждый учитель.

Если рассматривать жизнь внутри интерната как «малый социум», то внешнее окружение можно определить как «большой социум». Воспитанники школы-интерната имеют возможность общаться с представителями различных общественных организаций. Для наших детей очень важен выход за пределы школы-интерната, интеграция в среду сверстников. Это обеспечивается занятиями учащихся в Детской школе искусств «Созвездие», в Детской музыкальной школе №5, в спортивных секциях греко-римской борьбы при физкультурно-оздоровительном комплексе «Батыр», в кружках по интересам при Дворце творчества детей и молодёжи имени И.Х. Садыкова. Всё это позволяет расширить кругозор детей, способствует расширению коммуникативных навыков детей, перед ними раскрывается окружающий мир.

К числу «сильных» сторон организации воспитательного процесса в школе-интернате следует отнести эффективное использование в воспитательной практике работу объединений по интересам (кружки и секции).

Развитие сферы дополнительного образования в нашей школе очень актуально и специфично. Прежде всего, по причине патологии слуха не все дети могут посещать учреждения дополнительного образования в городе. Исходя из наших условий и возможностей, нам удалось увлечь детей изобразительной деятельностью, вязанием, работой с бисером, с кожей и бросовым материалом, аэробикой, танцами, игрой на музыкальных инструментах. Мы считаем, что привычка быть занятым должна укрепиться у детей на всю жизнь. И мы должны им в этом помочь. Вся работа по дополнительному образованию проводится во второй половине дня, в определенное время и часы, по заранее утвержденному плану и графику. Каждый руководитель составляет свою программу, учитывая склонности и возможности учащихся. Дети приходят на занятия в сопровождении воспитателей, которые являются самыми активными помощниками всего творческого процесса. В отличие от работы со слышащими детьми, на занятиях по интересам, ребенку с нарушенным слуха требуется больше усилий и внимания, чтобы понять всю последовательность выполнения работы. Это обязывает педагогов очень грамотно подходить к установлению диалога в процессе работы, так как часто ребенок, стремясь получить быстрый результат, пренебрегает важными трудовыми операциями.

Таким образом, роль дополнительного образования в учебно-воспитательном процессе огромна. Во-первых, на занятиях хореографии, жестовой песни, аэробики, рисования учащиеся раскрывают свой творческий потенциал; в спортивных секциях совершенствуют свои физические возможности, укрепляют здоровье. Во-вторых, дополнительное образование оказывает большое влияние на развитие внеурочной деятельности, у детей воспитывается потребность быть постоянно занятыми.

Мы очень внимательно следим за тем, как меняются интересы детей с возрастом, у них появляются новые увлечения, и мы стараемся привлечь соответствующих педагогов в наше учреждение.

У Гегеля есть мысль о том, что человек должен, прежде всего «выполнить себя». Это значит, реализовать себя, свою уникальную индивидуальность. Школа и существует для того, чтобы развить в ребенке способности к самоактуализации посредством дополнительного образования. Необходимо, чтобы педагогический коллектив видел эти резервы и создавал условия для их реализации. А создание активной жизненной среды, в которой развивается глухой ребенок, помогает самоутверждению и самореализации. Важно то, чтобы для него было создано пространство, в которое вошли бы все стороны его жизни.

Система дополнительного образования стирает границы между разными системами обучения, объединяет всех ребят независимо от их способностей и возможностей. Опыт дополнительного образования нашей школы убеждает в том, что это одно из самых эффективных средств создания благоприятных условий для рационального использования ребёнком своего свободного времени, обогащения образовательной деятельности, формирования воспитательного пространства. Мы расширяем воспитательное поле школы, включая школьников в самые разные виды деятельности, в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

Наиболее важные достижения воспитанников:

  1. Наблюдается рост удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе – важнейшего показателя улучшения нравственно-психологического климата в школе-интернате.
  2. Постепенно формируется «лицо» школы с привлекательными и неповторимыми чертами.
  3. Радует повышение уровня воспитанности учащихся; их успехи и достижения в различных видах деятельности.
  4. Жизнь коллектива учащихся становится осознанной, интересной, значимой.

Немаловажным в нашей работе являются результаты деятельности, общественное признание. Это выступления и победы на городских, республиканских конкурсах и фестивалях, в соревнованиях. Кроме этого, наши выпускники имеют активную жизненную позицию, поступают в учебные заведения, создают семьи. Все это стимулирует дальнейшее развитие и творческую активность.

Мы считаем, главной задачей школы, на сегодня, чтобы из ее стен выходили социально-адаптированные личности. Поэтому вся деятельность коллектива направлена на выполнение коррекционной программы, а именно: на реализацию потенциальных возможностей детей с нарушениями слуха, воспитание у детей внутренней убежденности в том, что они нужны обществу, что они будут востребованы при условии овладения определенными знаниями, нормами поведения, умениями и навыками.